«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ферсман Александр Евгеньевич

Александр Евгеньевич Ферсман 613k

-

(08.11.1883 - 20.05.1945)

Большая советская энциклопедия: Ферсман Александр Евгеньевич [27.10 (8.11).1883, Петербург, - 20.5.1945, Сочи; похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве], советский геохимик и минералог, академик АН СССР (1919). Ученик В.И. Вернадского. В 1907 окончил Московский университет. В 1907-09 работал в Париже у французского. минералога А. Лакруа и в Гейдельберге в лаборатории у норвежского геохимика В.М. Гольдшмидта. С 1909 преподаватель Московского университета, с 1910 профессор народного университета им. Шанявского, где в 1912 им был прочитан первый курс геохимии; с 1912 профессор минералогии Высших женских курсов (Бестужевские курсы) в Петербурге; одновременно старший хранитель (с 1912) Минералогического музея АН, а позже его директор (1919-30). Один из организаторов (1912) и редакторов журнала «Природа». В 1915 по инициативе Ф. была организована Комиссия сырья и химических материалов при Комитете военно-технической помощи, которую он возглавил; одновременно Ф. - секретарь Комиссии по изучению естественных производительных сил при АН (КЕПС).
Многогранная деятельность Ф. особенно широко развернулась после Великой Октябрьской социалистической революции. Ф. участвовал в исследованиях Кольского полуострова, Тянь-Шаня, Кызылкумов и Каракумов, Урала, Забайкалья и др. районов.
Особо важное прикладное значение имели исследования Хибинских тундр (с 1920) и Мончетундры (с 1930), где при его участии были открыты месторождения апатита и медно-никелевых руд. Ф. - один из основоположников геохимии. Фундаментальное исследование Ф. в этой области - «Геохимия» (т.1-4, 1933-39). Большое внимание уделил проблеме кларков и миграции элементов. Разрабатывал проблему энергетики природных неорганических процессов и предложил геоэнергетическую теорию, в которой связал последовательность выпадения минералов с величинами энергий кристаллических решеток. Ф. один из первых обосновал необходимость применения геохимических методов при поисках месторождений полезных ископаемых. Много внимания Ф. уделял проблемам региональной геохимии и еще в 1926 наметил впервые Монголо-Охотский геохимический пояс.
Важный цикл его исследований посвящен изучению гранитных пегматитов, итоги его работ опубликованы в монографии «Пегматиты» (1931). Ф. был крупнейшим знатоком драгоценных и поделочных камней; им посвящен ряд его научных и научно-популярных работ. В 1924-27 академик-секретарь Отделения физико-математических наук, вице-президент (1927-29), член Президиума (1929-45) АН СССР. Директор Радиевого института АН СССР (1922-26), председатель Уральского филиала АН СССР (1932-1938), Кольской базы им. С.М. Кирова при АН СССР (1930-45), директор института кристаллографии, минералогии и геохимии им. М.В. Ломоносова (1930-1939) и института геологических наук АН СССР (1942-45).
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Ф. создал и возглавил комиссию научной помощи Сов. Армии при отделении геолого-географических наук АН СССР.
Ф. широко известен как автор популярных книг и статей («Воспоминания о камне», 1940; «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», 1950, и др.). Премия им. В.И. Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942), палладиевая медаль им. Волластона (1943) Лондонского геологического общества. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Именем Ф. названы минералы: ферсмит - титано-ниобиевый окисел и ферсманит - титано-ниобиевый силикат.
.
  • Ферсман А.Е. Воспоминания о камне. [Djv- 1.7M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман.
    (Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1953)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От автора (3).
      I. Искры прошлого (5).
      II. Черное и белое (13).
      III. Саамская кровь (19).
      IV. Алебастр (25).
      V. В огне вулкана (33).
      VI. Беломорит (42).
      VII. По грибы (48).
      VIII. Testa nera (55).
      IX. Люди камня (62).
      X. Монча (82).
      XI. Целестин (97).
      XII. Мрамор, мрамор и мрамор (105).
      XIII. На горе «Полковник» (114).
      XIV. Карта (122).
      XV. Рождение слова (134).
      XVI. Алмаз (142).
      XVII. Бунт атомов (150).
      XVIII. Две цены (156).
      XIX. За недра (168).
      Примечания (184).
От автора: Не читайте эту книжку так, как читают увлекательный роман, подсмотрев его конец, а потом залпом - от первой страницы до последней.
Не читайте ее так - между делом, между газетой и радиоконцертом, между телефонным звонком и деловым разговором.
А читайте тогда, когда просто хочется отдохнуть, набраться новых впечатлений, окунуться в совсем иной, новый, мало кому знакомый мир.
Воспоминания о камне - история целой жизни, история своеобразной любви к природе, искания разгадок природных тайн в течение почти пятидесяти лет...
.
  • Ферсман А.Е. Занимательная геохимия. Химия земли. [Djv-10.3M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман.
    (Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1959)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Введение (9).
      АТОМ
      Что такое геохимия (13).
      Мир невидимого. Атом и химический элемент (18).
      Атомы вокруг нас (24).
      Рождение и поведение атома в мироздании (31).
      Как Менделеев открыл свой закон (39).
      Периодическая система элементов Д.И. Менделеева в наши дни (44).
      Периодическая система элементов Менделеева в геохимии (50).
      Атом разрушается. Уран и радий (55).
      Атом и время (68).
      ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПРИРОДЕ
      Кремний - основа земной коры (73).
      Углерод - основа всего живого (84).
      Фосфор - элемент жизни и мысли (96).
      Сера - двигатель химической промышленности (102).
      Кальций - символ прочности (109).
      Калий - основа жизни растений (116).
      Железо и железный век (126).
      Стронций - металл красных огней (132).
      Олово - металл консервной банки (140).
      Йод - вездесущий (148).
      Фтор - всесъедающий (154).
      Алюминий - металл XX века (163).
      Бериллий - металл будущего (171).
      Ванадий - основа автомобиля (175).
      Золото - царь металлов (181).
      Редкие рассеянные элементы (189).
      ИСТОРИЯ АТОМА В ПРИРОДЕ
      Метеориты - вестники Вселенной (196).
      Атомы в глубинах Земли (213).
      История атомов в истории Земли (223).
      Атомы в воздушной стихии (235).
      Атомы в воде (242).
      Атомы на поверхности Земли. От Арктики до субтропиков (249).
      Атомы в живой клетке (257).
      Атомы в истории человечества (263).
      Атомы на войне (276).
      ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ГЕОХИМИИ
      Из истории геохимических идей (284).
      Как давались названия химическим элементам и минералам? (302).
      Химия и геохимия в наши дни (307).
      Фантастическое путешествие по Менделеевской таблице (313).
      Завоевания будущего (320).
      Конец книги (327).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Геохимик в поле (335).
      Краткие сведения о химических элементах (349).
      Объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте (375).
Аннотация: Академик А.Е. Ферсман - выдающийся советский минералог, геохимик, географ и путешественник - широко известен читателям. Этой известности способствовали блестящие научно-популярные произведения ученого, одним из которых является «Занимательная геохимия».
В этой книге А.Е. Ферсман рассказывает о своей многолетней работе над созданием новой ветви геологической науки - геохимии, изучающей историю химических элементов в земной коре и мироздании в целом, химическую жизнь нашей планеты. В книге увлекательно описаны странствования химических элементов в земной коре, особенности каждого из них, история использования их человеком.
Эта книга - блестящая иллюстрация к страницам учебников химии, физики, геологии. Она вызывает у читателя живой интерес к этим наукам, стремление разгадать еще не раскрытые тайны Земли.
.
  • Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. [Djv- 9.3M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман.
    (Свердловское книжное издательство, 1954)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава первая. КАМЕНЬ В ПРИРОДЕ И ГОРОДЕ
      Моя коллекция. В Минералогическом музее. В горы за камнями. На руднике горы Магнитной. Камень в пещерах. Камни на дне озер, болот и морей. За камнями в пустыню. Камень на пашне и в поле. У окна с драгоценными камнями. Во дворце-музее. В большом городе. В минералогическом заповеднике (9).
      Глава вторая. КАК ПОСТРОЕНА МЕРТВАЯ ПРИРОДА
      Что такое минерал? Минералогия Земли и небесных светил. Кристалл и его свойства. Как построен мир из кристаллов и атомов (59).
      Глава третья. ИСТОРИЯ КАМНЯ
      Как растут камни. Камни и животные. Камни с неба. Камень в разные времена года. Возраст камня (75).
      Глава четвертая. ДРАГОЦЕННЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ
      Алмаз. Горный хрусталь. Топаз и берилл. История одного камня (97).
      Глава пятая. ДИКОВИНКИ В МИРЕ КАМНЯ
      Кристаллы-гиганты. Камни и растения. О цвете камня. Жидкие и летучие камни. Твердый и мягкий камень. Волокнистые камни. Пластинчатые камни. Съедобные камни. Камни в живом организме. О ледяных цветах и о льде. Вода и ее история (111).
      Глава шестая. КАМЕНЬ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА
      Камни и человек. История извести. Мрамор и его добыча. Глина и кирпич. Железо Золото. Тяжелое серебро. О соли и солях. Радий и радиевые руды. Апатит и нефелин. Уголь черный, белый, синий, красный. Черное золото. Редкие земли. Колчедан (143).
      Глава седьмая. МИНЕРАЛОГ-ЛЮБИТЕЛЬ
      Как собирать минералы. Как определять минералы. Как надо составлять и хранить минералогическую коллекцию. Поиски и разведки полезных ископаемых. В лаборатории минералога. Из прошлого науки. Последний совет (185).
      Объяснения научных слов и специальных выражений (209).
Из предисловия: Разве минералогия может быть занимательной? Что можно найти в ней такого, что увлекло бы пытливый молодой ум, заставило бы его призадуматься и пожелать дальше и дальше знакомиться с камнем?..
И все-таки я пытаюсь утверждать в этой книжке, что минералогия - наука очень занимательная, что мертвый камень живет своей собственной жизнью и что минералогия занимается такими важными и интересными вопросами, что ей, пожалуй, могут позавидовать даже науки о живых существах.
К тому же на основе минералогии и из ее данных создается замечательная техника, получается металл, извлекается строительный камень, добываются соли - словом, строится все наше хозяйство и промышленность...
.
  • Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. [Djv- 8.3M] [Pdf-14.8M] Очерки. Для среднего и старшего возраста. Автор: Александр Евгеньевич Ферсман. Издание 4-е. Научный редактор профессор А.А. Кухаренко. Оформление С.Я. Гесина.
    (Ленинград: Издательство «Детская литература», 1975)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Глава первая. Камень в природе и городе (9).
      Глава вторая. Как построена мертвая природа? (65).
      Глава третья. История камня (79).
      Глава четвертая. Драгоценный и технический камень (97).
      Глава пятая. Диковинки в мире камня (119).
      Глава шестая. Камень на службе человека (153).
      Глава седьмая. Минералог-любитель (203).
      Примечания (225).
Аннотация издательства: Книга крупнейшего советского минералога, рассказывающая о чудесных свойствах камня, о применении минералов в промышленности и хозяйстве.
.
  • Ферсман А.Е. Кристаллография алмаза. [Djv-10.9M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман. Редакция и комментарии Д.С. Белянкина и И.И. Шафрановского.
    (Издательство Академии Наук СССР, 1955. - Серия «Классики науки»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Алмаз, его кристаллизация и происхождение (9).
      Алмаз (29).
      Алмаз «Шах» (453).
      Исторический алмаз «Орлов» (469).
      ПРИЛОЖЕНИЯ: Послесловие редакторов (487).
      Александр Евгеньевич Ферсман и его творчество. Акад. Д.И. Щербаков (490).
      Труды А.Е. Ферсмана по кристаллографии. Проф. И.И. Шафрановский (532).
      Комментарии (547).
.
.
  • Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 1. [Djv- 150M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман. Ответственные редакторы: Д.С. Белянкин, А.А. Мамуровский. Цветные рисунки художника А.Л. Волошенко. Переплет, титул и шмуцтитулы художника Г.В. Смеловой.
    (Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1954. - Академия наук СССР)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-1200: krestik, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие редактора. А.А. Мамуровский (3).
      К читателям и издателям. А.Е. Ферсман (9).
      Введение (13).
      I. ИСТОРИЯ КАМНЯ В РОССИИ
      САМОЦВЕТЫ И ЦВЕТНЫЕ КАМНИ. Прошлое и настоящее. Богатства страны. Камни Урала. Камни Алтая. Камни Саянских гор. Камни Забайкалья. Цвета русских камней (19).
      РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАМНЯ. Введение. Каменный век. Камень до X века. Камень с X по XVII век. Роль Урала и Мурзинки. Расцвет культуры камня. Создание научной минералогии. Камень в прикладном искусстве (37).
      САМОЦВЕТЫ НА РУСИ В X-XVII ВЕКАХ. Регалии, одежда, оружие и утварь (61).
      КАМЕНЬ В МОНАСТЫРЯХ И ЦЕРКВАХ СТАРОЙ РУСИ. Камень в строительстве. Камень во внутреннем убранстве. Троицко-Сергиевская лавра (XIV-XVIII веков) (71).
      КАМЕНЬ ВО ДВОРЦАХ-МУЗЕЯХ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ (Петербург 1750-1800 гг.) Екатерининский дворец в Пушкине. Гатчинский дворец. Павловский дворец. Ораниенбаумский дворец (85).
      КАМНИ И ДРАГОЦЕННОСТИ В ОБИХОДЕ ПЕТЕРБУРГА XVIII ВЕКА. Бриллианты и алмазы. Жемчуга. Драгоценные цветные камни (102).
      ДРАГОЦЕННОСТИ БЫВШЕГО «РУССКОГО ДВОРА». Ювелирные изделия. Семь исторических камней (119).
      ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ПЕТЕРБУРГА (133).
      КАМЕНЬ В ЦЕРКВАХ ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА (148).
      II. КАМЕНЬ В НЕДРАХ ЗЕМЛИ
      ДОБЫЧА САМОЦВЕТОВ И ЦВЕТНИКОВ В РОССИИ (1725-1912 гг.) Поиски. Разведки и добыча. Условия транспорта изделий гранильных фабрик. Горное законодательство царской России (157).
      ПРОШЛОЕ МУРЗИНКИ. Богатства Мурзинки. Кто открыл Мурзинку? Копи среди лесов и пашен. Рождение самоцветов (170).
      ПРОШЛОЕ ИЛЬМЕНСКИХ ГОР. На копях самоцветов. От прошлого к будущему (184).
      ЗА ЦВЕТНЫМИ КАМНЯМИ В СИБИРЬ (193).
      ИЗ ПРОШЛОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ (202).
      III. ЦВЕТА КАМНЕЙ
      ЦВЕТА САМОЦВЕТОВ. Красота камня. Анализ и причина цвета. Цвета в природе. Влияние цвета. Цвета камней (209).
      КРАСНЫЕ КАМНИ. Красные камни в истории культуры. Лалы и яхонты России. Богемский гранат. Победа техники (222).
      ЗЕЛЕНЫЕ КАМНИ. Зеленый камень в смене веков. Зеленый камень в фантазии народов. Загадка зеленого камня. Многообразие русского зеленого камня (232).
      НЕФРИТ. Проблема нефрита. История нефрита. Нефрит в Китае. О китайском камнерезном искусстве. Месторождения нефрита в Китае. Нефриты Сибири (248).
      СИНИЕ КАМНИ. История лазурита. Лазурит Прибайкалья. Лазурит среди снегов Памира. Лазурит в русском искусстве. Другие синие камни. Бирюза - камень Востока (267).
      ЗОЛОТИСТЫЕ КАМНИ. Янтарь в руках человека. Названия янтаря. Происхождение янтаря. Янтарь в истории культуры (288).
      БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ КАМНИ. Белые камни. Белый мрамор. Алебастр. Ангидрит. Мраморный оникс. Жемчуг и перламутр. Черные камни. Сверкающие камни (298).
      ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ. Горный хрусталь в искусстве. Горный хрусталь в природе (320).
      ПЕСТРОЦВЕТНЫЕ КАМНИ. Пестрые мраморы. Изделия из порфиров. Что такое яшма? Происхождение яшм. Яшмы Южного Урала. Яшмы Алтая (332).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Классификация самоцветов и цветных камней СССР (355).
      2. Список русских самоцветов и цветных камней, распределенных по цвету и прозрачности (356).
      3. Старинные русские названия камней (357).
      4. Объяснительный словарь старинных названий предметов, украшавшихся камнями (359).
      5. Разновидности кварца и халцедона (360).
      6. Классификация яшм (361).
      Список иллюстраций (362).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) (1).
      Барельеф В.И. Ленина и И.В. Сталина из слоистого разноцветного газганского мрамора, выполненный в виде камеи. Художник В.А. Михновский. Ташкент (8-9).
      Знак ордена «Победа». Звезда из платины с лучами, усыпанными бриллиантами (общий вес 16 каратов). Расстояние между противоположными ее вершинами 72 мм. Середина звезды - покрытый голубой эмалью круг, в центре которого - платиновое изображение кремлевской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней (8-9).
      Станция «Киевская» Московского метрополитена. Облицована цветными мраморами Урала, Крыма, Армении и Средней Азии. Архитектор Д.Н. Чечулин. Акварель художника А.П. Волошенко. Июль 1950 года (12-13).
      Дом Совета Министров СССР в Москве. Облицован подмосковным известняком, цоколь и портал из ванжозерского (карельского) гранита. Архитектор А.Я. Лангман (20-21).
      Здание Института Маркса - Энгельса - Ленина в Тбилиси. Облицовано желтым полосчатым болнисским туфом. Архитектор А.В. Щусев (ныне Грузинский филиал Института Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПСС) (20-21).
      Дом Совета Министров Украинской ССР в Киеве. Облицован серым волынским лабрадоритом. Архитекторы И.А. Фомин и Н.В. Абросимов (20-21).
      Здание библиотеки имени Ленина в Москве. Облицовано светло-серым подмосковным (тарусским) известняком. Архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко (20-21).
      Дом Совета Министров Армянской ССР в Ереване. Облицован местным розоватосерым туфом. Архитектор А.И. Таманян (20-21).
      Здание санатория в Кисловодске. Облицовано местным доломитом (20-21).
      Фрагмент Большого Каменного моста в Москве. Мост облицован тесаным серым украинским гранитом (20-21).
      Тесаный и полированный красный украинский гранит в облицовке дома (20-21).
      Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Акварель художника А.П. Волошенко. Июль 1950 года (22-23).
      Месторождение мраморовидных известняков в Крыму (23).
      Месторождение базальта в Украинской ССР (24).
      Разработки гранита в Карело-Финской ССР (25).
      Самоцветы Урала: топаз, изумруд, турмалин или сиберит (верхний ряд); александрит, змеевик, берилл (средний ряд); переливт (нижний ряд) (28-29).
      Месторождение мрамора на Среднем Урале (29).
      Месторождение яшмы на Алтае, в долине р. Коргон (31).
      Самоцветы и цветные камни Алтая и Забайкалья: флюорит, апатит (первый ряд); сапфирин, аквамарин (второй ряд); риддерская яшма, полихромный турмалин, кортонская яшма (третий ряд); ревневская яшма, белоречит (четвертый ряд) (32-33).
      Месторождение нефрита в Саянских горах Восточной Сибири (33).
      Типы кремневых орудий. Палеолит (38).
      Образцы закрепления камней на палке. Неолит (39).
      Каменная стелла из Керчи (40).
      Дольмен - первобытная гробница из больших каменных плит. Неолит на Кавказе (43).
      Георгиевская церковь в г. Юрьеве-Польском Владимирской обл. Построена в 1230-1234 гг. (44).
      Окно времен Ивана Грозного из слюды-мусковита (45).
      Памятник Петру - «Медный всадник» в Ленинграде. Постамент памятника из гранитного монолита (49).
      Гранитная скамейка (работа 1780 г.) на набережной р. Невы в Ленинграде с видом на здание Академии Наук СССР (50).
      Табакерка, украшенная алмазами и самоцветами. Работа середины XVIII в. (51).
      Грандиозные колонны Исаакиевского собора из гранита. Ленинград (53).
      Горный институт в Ленинграде. Построен архитектором Воронихиным (1806-1811 гг.).
      В этом же здании расположен знаменитый Горный музей (54).
      М.В. Ломоносов (55).
      Академик Н.И. Кокшаров (56).
      Академик Е.С. Федоров (57).
      Академик В.И. Вернадский и академик А.Е. Ферсман (58).
      Вход в Минералогический музей Академии Наук СССР в Москве на Б. Калужской (59).
      Утварь из горного хрусталя, украшенная золотом и самоцветами: перечница, бочка, сосудец; восточный сосуд, чаша и кружка. Работа XVII в. Оружейная палата (62-63).
      Утварь из камня: чаша ониксовая, братина и чарка из серого алебастра, кубочек с агатовой верхней чашечкой, кубок ониксовый с агатовым яблоком, чаша ониксовая с золотой крышкой, чаша и братина из серой яшмы, ковш из зеленоватой яшмы. Работа XVII в. Оружейная палата (62-63).
      «Шапка Мономаха». Золотая поверхность шапки украшена самоцветами и жемчугом. Край шапки опушен собольим мехом. Вес шапки около килограмма. Оружейная палата (64).
      Алмазный трон царя Алексея Михайловича. Работа 1659 г. Оружейная палата (65).
      Золотой саадак, или налучье - футляр для лука и золотой колчан для стрел, богато украшенные самоцветами и эмалью. Работа середины XVII в. Оружейная палата (67).
      Запоны, «перья», застежки и запястья, богато украшенные золотом, жемчугом и самоцветами. Оружейная палата (68).
      Зеркала, писчий прибор, опахало, гребенка и футляр к ней. Все предметы украшены самоцветами и эмалью. Оружейная палата (69).
      Софийский собор-музей в Киеве. Построен в 1037 г. (72).
      Фрагмент стены Георгиевской церкви в г. Юрьеве-Польском из белого известняка. Образец декоративной скульптуры. Владимиро-Суздальская архитектура XII-XIII вв. (73).
      Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве (74).
      Оклад иконы, украшенный самоцветами, финифтью и золотом. Кирилло-Белозерский монастырь в Новгородской области (75).
      Позолоченный оклад евангелия XVI в., украшенный самоцветами и жемчугом (76).
      Митра 1625 г., украшена крупным жемчугом, алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и другими самоцветами. Размер 23x19 см. Государственный Загорский музей-заповедник (79).
      Золотая цата XVI в., украшенная самоцветами и эмалью. Размер 20х29 см. Государственный Загорский музей-заповедник (81).
      Золотая панагия XVII в. с алмазами. Диаметр 6,5 см. Государственный Загорский музей-заповедник (83).
      Общий вид Екатерининского дворца-музея (87).
      «Камеронова галлерея» с 48 колоннами из серого мрамора, г. Пушкин (88-89).
      «Янтарная» комната в Екатерининском дворце-музее, г. Пушкин (88-89).
      Мраморный зал в Гатчинском дворце-музее. Коринфские колонны, балюстрада и вазы из белого мрамора (88-89).
      «Греческий зал» в Павловском дворце-музее: в нишах - мраморные статуи и вазы, колонны из серовато-розового мрамора, плоские люстры из алебастра (88-89).
      Гатчинский дворец-музей со стороны озера. Дворец и пристань облицованы пудожским желтовато-серым известняком (95).
      Камин Павловского дворца-музея из белого мрамора, колонны из порфира, на камине изделия из цветного камня (96-97).
      Вазы из алтайской яшмы. Павловский дворец-музей (96-97).
      Главный фасад Павловского дворца-музея (98).
      Ораниенбаумский дворец-музей. Скульптуры и постаменты в парке - мраморные (100).
      Бриллианты и жемчуга в различных изделиях XVIII в (107).
      Табакерка золотая с камеей среди «минералогической коллекции», не имеющей повторяющихся камней. Размер 4,5 см высоты, 9,5 см длины и 7,5 см ширины. Работа XVIII в. Государственный Эрмитаж (108).
      Жемчужное ожерелье с бриллиантовой застежкой (110).
      Круглая табакерка с мозаикой из цветных разновидностей халцедона (113).
      Бриллиантовый букет нарциссов. Размер 18,8x8,6 см. Работа середины XVIII в (120-121).
      Бриллиантовые ювелирные изделия: брошь с рубином, брошь с изумрудами, розовыми топазами и сапфиром, эгрет-портбукет с сапфирами. Работа начала XIX в (120-121).
      Большая бриллиантовая пряжка-аграф елизаветинской эпохи. Общая длина 25 см, ширина от 8 до 11 см (125).
      Большая бриллиантовая диадема с хорошим подбором крупных жемчугов. Работа начала XIX в. Длина окружности понизу 52 см, поверху 58,5 см, высота посередине 12,7 см (127).
      Золотой браслет с огромным плоским алмазом. Размер камня 4х2,9 см - самый большой в мире «портретный» камень. Длина браслета 20 см (130).
      Золотой скипетр с знаменитым алмазом «Орлов» (131).
      Бриллиантовый пластрон с крупными изумрудами. Работа 1900 г. Ширина наверху 18 см (137).
      Бокал и ваза из темного и светлого белоречита Алтая (139).
      Слон из белого змеевика. Груша из светлозеленого змеевика (139).
      Ваза из лилового флюорита на постаменте с отделкой из белого мрамора и бронзы. Рядом небольшой образец необработанного флюорита (140).
      Цветы из разных самоцветов и цветных камней в стаканах из горного хрусталя. Стебли и тычинки из металла, покрытого цветной эмалью (141).
      Ледовоз. Постамент (снег) - серовато-белый кварц, лошадь - коричневая орская яшма, лицо возницы - светлорозовая орская яшма; ушанка - нефрит; варежки, валенки, тулупчик, фартук - орская яшма; брюки - лазурит; сани - орская светлая яшма; оглобли - змеевик; упряжка - калканская серая яшма; лед - горный хрусталь. Минералогический музей Академии Наук СССР в Москве (143).
      Золотое яйцо с бриллиантами и сапфиром в память 200-летия Петербурга (145).
      Чаша из талько-хлоритового сланца зеленовато-серого цвета в сиамском стиле. Диаметр 25 см (146).
      Исаакиевский собор-музей. Колоннады портиков состоят из громадных монолитных колонн карельского гранита (149).
      Обработка гранита для Исаакиевского собора на месторождении Питерлакс в Финляндии (151).
      Набережная реки Невы. Доставка гранитных колонн для Исаакиевского собора. По рисункам строителя собора - архитектора Монферрана (151).
      Невские ворота Петропавловской крепости из сердобольского серого гранита. Ленинград (152).
      Казанский собор-музей в Ленинграде. Построен архитектором Воронихиным в 1801-1811 гг. (153).
      Обнажение гранитного массива «Шайтанекий камень» на р. Режь, Средний Урал (159).
      «Елтыши» - выход на поверхность пегматитовой жилы с ценными минералами. Южный Урал (161).
      «Горщики» - любители камня на Урале. Данило Орлов, Сергей Южаков (сидит), его сын и проф. В.И. Крыжановский в «Яме Южакова» на Мокруше. Снято А.Е. Ферсманом в 1912 г. (162).
      Вид камня «Гром», найденного на Лахте в 1768 г. для пьедестала памятника Петру I. Длина около 7 м, ширина 3,5 м и высота более 8 м. (По старинной гравюре) (164).
      Обработка и подготовка монолита «Гром» к перевозке. 20 января 1770 г. (По старинной гравюре) (165).
      Перевозка глыбы орлеца в 47 тонн на Екатеринбургскую (ныне Свердловскую) гранильную фабрику (167).
      Поделочные камни Урала: орская яшма (пепельница); родонит, или орлец (вазочка на постаменте из калканской яшмы); пестрая орская яшма (пресс-папье); малахит (шкатулка) (168-169).
      Село Мурзинка на реке Нейве. Средний Урал (171).
      «Яма» Сергея Хрисанфовича Южакова (175).
      Яма «Тысячница» на берегу р. Адуя, богатая самоцветами (179).
      «Адуйский камень» - горизонтальная отдельность гранита (182).
      Ильменское озеро. Южный Урал (185).
      Откликной гребень и Малый Таганай. Средний Урал (187).
      Вид копи Ильменского заповедника (189).
      Здание музея Ильменского заповедника (191).
      Нижнее течение р. Слюдянки (194).
      Гора Ботогол и дорога к графитовому руднику. (По старинной гравюре) (195).
      Месторождения нефрита в труднодоступных ущельях р. Китой. Саянские горы (197).
      Выходы коренного месторождения нефрита по р. Хара-Желга в Восточных Саянах (199).
      Плашкоут на р. Шилке в Забайкалье (203).
      Самоцветы: три аметиста и два кунцита (первый ряд); сапфир, кианит, циркон, звездчатый сапфир, аквамарин (второй ряд); два изумруда, демантоид, турмалин, перидот (третий ряд); янтарь, топаз, берилл, хризоберилл, желтый сапфир (четвертый ряд); гранат или пироп, рубин, шпинель, турмалин, топаз (пятый ряд) (216-217).
      Красные камни: воробьевит, альмандин, эвдиалит, или саамская кровь (верхний ряд); родонит, или орлец, гранаты (средний ряд); сердолик, сургучная яшма (нижний ряд) (224-225).
      Месторождение орлеца близ деревни Седельниковой на Среднем Урале. 1913 г. (226).
      Кристалл граната в пегматитовой породе. Музей Ильменского заповедника (227).
      Станция «Маяковская» Московского метрополитена. Углы пилонов облицованы уральским малиновым орлецом с черными и бурыми прожилками и грузинским серо-коричневым мрамором, стены - серым уфалейским мрамором, пол - из пестрых мраморов (228-229).
      Ваза из красного алтайского порфира. Работа Колыванской фабрики 1789 г. Павловский дворец-музей (228-229).
      Зеленые камни: александрит, изумруд (верхний ряд); демантоид, амазонит, диоптаз (средний ряд); малахит, уваровит, или зеленый гранат (нижний ряд) (232-233).
      Брошь с крупными изумрудами и бриллиантами (239).
      Бриллиантовый букет с листьями из изумрудов. Работа XVIII в (240-241).
      Ваза из уральского зеленого офиокальцита. Работа мраморного завода Метростроя (240-241).
      Ваза из алтайской ревневской яшмы. Работа Колыванской фабрики 1826-1840 гг. Высота вазы м, диаметр 1м (245).
      Нефриты: зеленовато-белая полированная пластинка, подвески с листьями лотоса и с изображением крабов и стеблей лотоса; полупросвечивающая чаша из цельного куска саянского нефрита; отполированный кусок зеленого нефрита и галька нефрита с отшлифованным краем (248-249).
      Нефритовые изделия: подвеска к поясу (без пластинок, издающих мелодичный звук при ходьбе); кольцо шириной около 3 см для первого пальца, предохраняющее от ударов стрелы при спуске лука; поясное украшение. Музей краеведения в г. Чите (249).
      Изделия из нефрита китайской работы: кубок с драконом (эпоха Хань - 206 г. до н.э. - 200 г.н.э.); сосуд для промывания кистей (XIX в.), табакерка (XVIII в.); фигура китаянки (XIX в.). Музей восточных культур. Москва (256-257).
      Сосуд из нефрита для туши (XVIII в.). Музей восточных культур. Москва (256-257).
      Подставка из нефрита для кистей (XIX в.). Музей восточных культур. Москва (256-257).
      Ваза «чемпиона» из белого нефрита на подставке из черного дерева. Высота вазы 28 см, ширина 12 см (258).
      Ажурная пластинка из нефрита. Работа XIX в (259).
      Река Онот с глыбами нефрита (263).
      Цветы из нефрита разных оттенков в стаканах из горного хрусталя (265).
      Синие камни: лазурит Байкала, гидронозеан (верхний ряд); лазурит Бадахшана, бирюза, кианит (средний ряд); лабрадор Волыни, берилл, вивианит (нижний ряд) (268-269).
      Вазочка из байкальского лазурита в бронзовой оправе. Работа XVIII в (269).
      Кувшин из лазурита в золотой оправе. Работа XVII в. Высота 27 см. Государственный Эрмитаж (272-273).
      Бриллиантовая диадема с крупными сапфирами Работа XVIII в (272-273).
      Браслет из трех рядов жемчуга с крупным сапфиром и бриллиантами. Работа XVIII в (272-273).
      Большая ваза из лазурита. Высота 1,72 м, диаметр 1,42 м. Работа известного уральского мастера Г. Налимова 1845 г. Государственный Эрмитаж (277).
      Ваза, сделанная из одного куска лазурита. Высота 24 см, диаметр 18 см, глубина 4,5 см (279).
      Китайские резные изделия из бирюзы (285).
      Мозаичная маска из бирюзы древней мексиканской работы (286).
      Золотистые камни: янтари Балтийского побережья, средний с включением насекомого (первый ряд); агат, янтарь Украины, янтарное изделие - жук (второй ряд); опал (третий ряд); яшма, бурый железняк (четвертый ряд) (288-289).
      Утварь из янтаря: бокал, «четвертинок», кружка, рюмка и кубок. Работа XVIII в. (292-293).
      Чернильный прибор из янтаря разных оттенков (292-293).
      Деталь облицовки «янтарной» комнаты в Екатерининском дворце-музее (292-293).
      Пластинка прозрачного янтаря с включением насекомого (294).
      Белые и черные камни: оникс, беломорит (верхний ряд); селенит, жадеит, кахолонг (средний ряд); обсидиан, или вулканическое стекло, гагат (нижний ряд) (298-299).
      Парфенон (301).
      «Иван Грозный». Скульптура М.М. Антокольского (302).
      Падающая башня (кампанила) в Пизе из каррарского белого мрамора. Высота 55 м. Отклонилась наверху от вертикали на 4 с лишним метра. Построена около 1350 г. (303).
      «Давид» - статуя из белого каррарского мрамора. Микель-Анджело Буонарроти (1475-1564 гг.). Флоренция (305).
      Колоннада Музея имени Пушкина в Москве из белого шишимского (уральского) мрамора (306-307).
      Станция «Комсомольская - кольцевая» Московского метрополитена. Облицована белым уральским мрамором (306-307).
      Станция «Белорусская» Московского метрополитена. Пилоны облицованы биробиджанским мрамором, ниши между ними - черным с золотыми жилками мрамором Армении (306-307).
      Селенит Кунгурского месторождения на Среднем Урале (307).
      Лебедь из гипсового камня (308).
      Собака из просвечивающего ангидрита (309).
      Изделия из раковин (313).
      Аметист, горный хрусталь, дымчатый кварц; цитрин, розовый кварц; дымчатый кварц с включениями рутила, белый трещиноватый кварц (320-321).
      Ваза из дымчатого кварца. Высота 45 см. Государственный Эрмитаж (322-323).
      Сосуд из горного хрусталя в виде фантастического животного. Китайская работа XVIII в (322-323).
      Подставка из горного хрусталя для кистей. Китайская работа XVIII в (322-323).
      Технические изделия из горного хрусталя (325).
      Флакон для нюхательного табака из одного куска горного хрусталя с включениями рутила - «волосатик». Китайская работа XVIII в (326).
      Вазочка из письменного гранита. Высота 15 см. Работа Свердловской гранильной фабрики (327).
      Пегматитовая жила в граните. Туркестанский хребет (329).
      Друза горного хрусталя. Минералогический музей Академии Наук в Москве (330).
      Пестроцветные камни: яшма копейчатая Алтая, яшма орская Южного Урала, пуштулимский мрамор Алтая (верхний ряд); яшма орская, агат (средний ряд); ленточная яшма Южного Урала, порфир Алтая, яшма орская (нижний ряд) (332-333).
      Изделия из агата (333).
      А.Е. Ферсман у витрины с пестроцветными мраморами в Минералогическом музее АН СССР (1927 г.) (335).
      Каменоломня розового мрамора на Белой горе в Карело-Финской ССР (337).
      Станция «Динамо» Московского метрополитена. Пилоны облицованы пестрым тагильским мрамором, панно - из оникса и цветных мраморов, сверху - полосы просвечивающего армянского оникса, пол мраморный (338-339).
      Станция «Сокол» Московского метрополитена. Низ пилонов - фиолетово-розовый биробиджанский мрамор, на полу - дорожка пестроцветных мраморов, в плафонах - пластины просвечивающего армянского оникса, ножки и обвязка скамей - красный грузинский мрамор (338-339).
      Станция «Белорусская» Московского метрополитена. Кассовый зал. Стены облицованы фиолетово-розовым биробиджанским мрамором, пол - разноцветными мраморами (338-339).
      «Пейзажная» яшма (342-343).
      Обнажение полосатой кушкульдинской яшмы около дер. Наурузовой на Южном Урале. Слои яшмы изогнуты под прямым углом. Фото А.Е. Ферсмана 1935 г. (345).
      Месторождение калканской серой яшмы. На поверхности разбросаны крупные монолитные глыбы (347).
Из введения: ...Это не научный трактат, в котором каждое положение должно быть строжайше обосновано; это не художественное литературное произведение, которое сочетало бы вымысел с историческим фактом и создавало бы яркие картины, верные по существу, но все же являющиеся продуктом фантазии поэта. Это не популярная книга о самоцветах или о «драгоценных камнях», которых так много печаталось и печатается в разных странах; нет, это плод тридцатилетней работы над камнем, результат переживаний и воспоминаний о самоцветах; все факты, явления и люди взяты из самой жизни.
Многое из написанного я извлек из тайников своей памяти, еще больше почерпнул из старых записных книжек, где я отмечал свои странствования по белу свету; очень многое взято из архивных выписок, сделанных в разных архивах нашей страны.
Из всего этого родилась эта книга о камне в прошлом, настоящем и будущем, о том, что такое самоцвет, какую роль он играл в истории человечества и что ему предстоит в будущем...
  • Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 2. [Djv- 101M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман. Ответственный редактор: А.А. Мамуровский. Цветные рисунки художника А.П. Волошенко. Переплет, титул и шмуцтитулы художника Г.В. Смеловой.
    (Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1961. - Академия наук СССР)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-1200: krestik, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА (3).
      IV. КАМЕНЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
      ПРОБЛЕМЫ КАМНЯ В АРХЕОЛОГИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (11).
      КАМЕНЬ НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Введение. Кремень и его роль в истории культуры. Период грубой обработки камня. Самоцветы и украшения (19).
      КАМЕНЬ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ. Введение. Районы распространения камня. Камень в Индии. Камень в древнем Египте и Ассиро-Вавилонии. Камень в древней Греции и Риме (31).
      КАМЕНЬ В ИСТОРИИ СРЕДНИХ И НОВЫХ ВЕКОВ. Введение. Влияние Византии. Эпоха Возрождения (XIV-XVI века). Семнадцатый век. Восемнадцатый век. Девятнадцатый век. Заключение (45).
      КАМЕНЬ В ЭПОСЕ И ПОЭЗИИ НАРОДОВ (57).
      «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ» КАМНИ. Введение. История «Большого рубина». Алмаз «Шах». Изумруд Каковина. Кристаллы-гиганты и монолиты-гиганты (70).
      КАМЕННЫЕ БОГАТСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА. Введение. Постройка Эрмитажа. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Резные камни Государственного Эрмитажа. Галерея драгоценностей. Цветные камни Государственного Эрмитажа Отдел Востока (81).
      V. КАМЕНЬ В ИСКУССТВЕ И ТЕХНИКЕ
      ОБРАБОТКА КАМНЯ. Введение. Техника обработки камня. (113).
      ПЕТЕРГОФСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА. Петергофская «мельница». Работа фабрики во второй половине XVIII в. Расцвет деятельности фабрики в середине XIX века. Последний период (124).
      КОЛЫВАНСКАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА. Введение. Старая фабрика при Локтевском заводе (1787-1802). Новая фабрика на Колывани. Цветной камень Колыванской фабрики (134).
      ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА. Введение. Начальный период работы. Период с 1800 по 1836 год. Период с 1836 по 1885 год. Период с 1885 по 1914 год. Период с 1914 по 1919 год. Фабрика в советский период (до 1940 г.). Поиски, разведки и разработки месторождений. Мраморное дело (147).
      КУСТАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ САМОЦВЕТНОГО И ЦВЕТНОГО КАМНЯ НА УРАЛЕ (1850-1920 гг.) Состояние гранильного и камнерезного промысла. Кустарные изделия и техника их производства. Коллекционеры и минералоги на Урале (165).
      ЗАБЫТОЕ ИСКУССТВО - ГЛИПТИКА. Введение. Значение глиптики. Материал и техника обработки. Из истории глиптики. Резные камни эпохи Возрождения. Резные камни XVIII и XIX веков. Глиптика XX века. Резные камни в России (180).
      МОЗАИКА. Происхождение мозаики и ее типы. Мозаика как искусство. Античная (римская) мозаика. Флорентийская мозаика. Русская мозаика. Византийская мозаика. Инкрустации и другие виды мозаичных работ. Мозаика в России (202).
      КАМЕНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Введение. Влияние искусства на камнерезную промышленность. Художественные стили в обработке русского камня. Роль ремесленных школ в художественной промышленности камня. Камень в скульптуре и архитектуре. Мягкий и твердый камень в декоративном искусстве. Камень в ювелирном искусстве. Типы изделий из камня (215).
      МИРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДРАГОЦЕННОГО (САМОЦВЕТНОГО) И ЦВЕТНОГО КАМНЯ (241).
      ОБЗОР ГЛАВНЕЙШИХ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДРАГОЦЕННЫХ (САМОЦВЕТНЫХ) И ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ (251).
      ПОСЛЕСЛОВИЕ (261).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      1. Храм св. Софии в Константинополе (265).
      2. Строительство Венеции (267).
      3. Тивдийский мраморный завод (272).
      4. Стоимость некоторых изделий Петергофской гранильной фабрики (273).
      5. Список главнейших изделий Колыванской шлифовальной фабрики (277).
      6. Список главнейших изделий Екатеринбургской гранильной фабрики (281).
      7. Подделки самоцветов и цветных камней на Урале (284).
      8. Зодчество - каменная книга человечества (289).
      Литература:
      Список литературы по самоцветному и цветному камню (295).
      Список иллюстраций (364).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Колоссальная малахитовая ваза. Высота 184 см. Работа Екатеринбургской гранильной фабрики 1843 г. Гос. Эрмитаж. (Фронтиспис) (1).
      Молоток из песчаника, обработанный в форме бараньей головы. Неолит Карелии (12).
      Топоры-молоты с изображением звериных голов. Неолит Карелии (13).
      Каменная баба. Высота изваяния 1,6 м. Памятник VII VIII вв. Алтайский край, Курайская степь, р. Чуя (14).
      Слева - финикийский скарабей в виде агатовой печати с египетскими эмблемами (сокол и урей) и надписью финикийскими буквами; кабинет медалей, Париж; справа - цилиндрическая гемма ассиро-персидской работы с изображением царя, борющегося с двумя львами. Амулет в виде печати. Британский музей (15).
      Статуя фараона Рамзеса II (XIX династия) из черного гранита. Музей в Турине (16).
      Фигура Будды «Вайрочана», вырезанная в лессе. 676 г.н.э. (17).
      Нагрудные украшения в виде двух прекрасно отполированных колец, из хотанского нефрита и мелких перламутровых пластинок на скелете женщины. Раскопки в Западной Сибири. Иркутский музей (32).
      Сосуд для жертвенного вина. Мрамор. Китай, эпоха Чжоу (1122-256 гг. до н.э.). Музей Восточных культур. Москва (35).
      Сфинкс из розового гранита египетской работы, XV в. до н.э. Установлен на набережной р. Невы у здания Академии художеств. На постаменте надпись: «Сфинксъ изъ древнихъ Фивъ въ Египте перевезенъ въ градъ святаго Петра в 1832 году» (39).
      Геммы доэллинского и греко-романского периодов (интальо, скарабей, камеи из оникса, ассирийский цилиндр и др.). Археологический музей во Флоренции (42-43).
      Мозаичный пол из мраморов Тавриды (Крым) работы VI в. в зале, посвященном искусству древней Греции. Этот пол был найден при раскопках Херсонеса. Гос. Эрмитаж (42-43).
      Западная сторона храма св. Софии. Колонны из зеленого македонского мрамора. Стены облицованы разноцветным мрамором, частично инкрустированным (47).
      Подвеска из большого изумруда в виде кораблика. Размер 10X6,5 см. Испанская работа XVI-XVII вв. Гос. Эрмитаж (50).
      Слева - трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, украшенной бриллиантами. Длина трости 114 см; справа - шпага с янтарной рукояткой, отделанная золотом. Длина эфеса 12,3 см. Парижская работа 1761 г. Гос. Эрмитаж (53).
      Табакерка из лабрадора. Размер 5X7 см. Гос. Эрмитаж (54).
      Туалетный прибор из малахита с бронзой. Работа русских мастеров начала XIX в. Гос. Эрмитаж (55).
      Лунная пена (селенит), капающая с луны. Старинная гравюра 1497 г. (58).
      Капли, падающие с дерева, превращаются в оникс. Старинная гравюра 1497 г. (59).
      Алмаз «Шах» (73).
      Изумруд Каковина. Вес 2226 гр. Хранится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана Академии наук СССР. Москва (76-77).
      Александровская колонна - величайший в мире гранитный монолит. Сооружена в 1830-1834 гг. Ленинград, Дворцовая площадь (79).
      Государственный Эрмитаж со стороны ул. Халтурина (82).
      Торшер из орлеца. Высота 279 см. Работа Екатеринбургской фабрики, 1775 г. Гос. Эрмитаж (84).
      Белая мраморная лестница с 20 колоннами из серого порфира. Гос. Эрмитаж (84-85).
      Портрет Филадельфов, так называемая «Камея Гонзаго». Оникс. III век до н.э. Размер 157X188 мм. Гос. Эрмитаж (84-85).
      Одна из галерей Гос. Эрмитажа, в которой расположена выставка скульптуры и изделий из цветного камня начала Х1Хв (87).
      Резные камни с изображением исторических лиц древней Руси. Работа И.Х. Дорша. XVII в. Гос. Эрмитаж (89).
      Особая кладовая Гос. Эрмитажа (93).
      Золотая подвеска. Греческое ювелирное искусство. Работа Фидия. V в. до н.э. Гос. Эрмитаж (96).
      Золотая диадема с геракловым узлом, украшенная самоцветами. III-II вв. до н.э. Гос. Эрмитаж (97).
      Несессер из агата с золотом и бриллиантами. Французская работа XVIII в (99).
      Медальон из лазурита в золотой оправе, украшенной эмалью и гранатами. XVII в. Размер 10,5X8 см (102).
      Малахитовый зал Гос. Эрмитажа с выставкой малахитовых изделий. Работа русских мастеров первой половины XIX в. Построен архитектором А.П. Брюлловым (103).
      Белый мраморный камин с инкрустацией из лазурита и с колоннами из кушкульдинской яшмы (Южный Урал). Гос. Эрмитаж (105).
      Ваза-чаша из темно-розового орлеца с крупными черными дендритами. Высота 85 см, наибольший диаметр 185 см. Работа Екатеринбургской фабрики, 1867 г. Гос. Эрмитаж (107).
      Ваза из ямской яшмы Урала. Высота 74 см, диаметр 40 см. Работа Петергофской фабрики, 1836 г. Гос. Эрмитаж (108-109).
      Мозаичный обелиск, изготовленный по приказу Петра I из полированных пластинок всех имевшихся тогда видов поделочных камней. Высота 120 см. Работа Петергофской фабрики, 1725 г. Минералогический музей АН СССР (119).
      Шлифовально-полировальный круг (120).
      Алмазная ступка (120).
      Токарный станок для вытачивания крупных изделий (121).
      Стадии обработки вазы (121).
      Общий вид Петергофской гранильной фабрики. Фото 1920 г. Это здание было разрушено немцами в 1943 г. (115).
      Столешница, украшенная набором из русских цветных камней (мраморов, яшм, агатов, лазурита, малахита, лабрадора, порфира и др.). В центре на черном мраморе - ландыш из кахолонга и незабудки из бирюзы. Бордюр - из змеевика и розового мрамора. Диаметр 116 см. Вторая половина XIX в. Гос. Эрмитаж (127).
      Шкаф со вставленными в дверцы панно из цветных камней с тонким сочетанием флорентийской и русской мозаики. Работа Петергофской фабрики конца XIX в. Имел огромный успех на выставке в Чикаго (1893 г.). Размер шкафа 147X75 см, панно - 57X23 см. Лаборатория камня Академии строительства и архитектуры СССР. Москва (128-129).
      Чашечка и вазочка из агата. Работа 1889 г. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана АН СССР (129).
      Картина из орской яшмы, изображающая бурное море с чайкой из кахолонга. Рамка из сине-серой яшмы (Урал). Работа 1919 г. (131).
      Ваза из орской яшмы цвета опавшей осенней листвы (Южный Урал). Высота 52 см, диаметр 42 см. Работа Петергофской фабрики, конец XVIII в. Гос. Эрмитаж (132-133).
      Ваза из серо-зеленой калканской яшмы (Южный Урал). Высота 117 см. Работа Петергофской фабрики, 1776 г. Гос. Эрмитаж (132-133).
      Ваза из ревневской яшмы Алтая; постамент из шокшинского кварцита Олонии. Работа Колыванской фабрики XIX в. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана АН СССР. Москва (136-137).
      Общий вид Колыванской фабрики. Фото 1902 г. (137).
      Ваза из красного алтайского порфира с бронзой. Высота 120 см. Работа Колыванской фабрики, 1798 г. Гос. Эрмитаж (139).
      Ваза из светло-коричневой брекчии (Алтай) с ручками из золоченой бронзы. Высота 40 см. Работа Колыванской фабрики около 1800 г. Гос. Эрмитаж (141).
      Уникальная ваза из ревневской яшмы Алтая. Высота 2,6 м, большой диаметр 5 м. Работа Колыванской фабрики. Гос. Эрмитаж (142-143).
      Ваза и пьедестал из серо-фиолетового коргонского порфира (Алтай). Высота 149 см. Работа Колыванской фабрики, 1845 г. Экспонировалась на Всемирной выставке в Лондоне 1851 г. Гос. Эрмитаж (142-143).
      Изделия Колыванской фабрики в Агатовой комнате Павловского дворца-музея (145).
      Ваза из серо-зеленой калканской яшмы (Южный Урал), сплошь покрытая рельефным орнаментом из винограда и аканта. Высота 130 см. Работа Екатеринбургской фабрики, 1873 г. Гос. Эрмитаж (148-149).
      Чаша из серо-зеленой с темными полосами яшмы (Урал) на двух бронзовых тритонах. Основание из светлого кварца с золоченой бронзой. Высота 123 см. Работа Екатеринбургской фабрики начала XIX в. Гос. Эрмитаж (148-149).
      Ваза из желтоватого прозрачного кварца (Аятское месторождение на Урале) с золоченой бронзой (вверху - фонтан и крылатые сирены, внизу - орнамент). Высота 103 см. Работа около 1800 г. Гос. Эрмитаж (150).
      Торшер из орлеца на плинте из зеленой яшмы; пьедестал из серо-белого уральского мрамора. Высота 195 см. Работа 1873 г. Гос. Эрмитаж (152).
      Шкатулка из родонита и яшмы; бусы из малахита и дымчатого кварца, граненый аметист и печатка из горного хрусталя (152-153).
      Карта Франции из разных самоцветных и цветных камней. Рамка из калканской яшмы. Площадь 1м2. Работа Екатеринбургской фабрики, 1900 г. Париж, Лувр (155).
      Ваза из уразовской яшмы («мясной агат», Южный Урал). Высота 66 см. Работа Екатеринбургской фабрики, 1800 г. Гос. Эрмитаж (157).
      Общий вид Свердловской гранильной фабрики. Фото 1930 г. (159).
      Ваза из серо-зеленого порфира (Урал) с орлом из золоченой бронзы. Высота 50 см. Работа Екатеринбургской гранильной фабрики конца XVII в. Гос. Эрмитаж (161).
      Колоссальная ваза из таганайского авантюрина. Южный Урал. Высота 146 см, диаметр 240 см. Работа мастера Екатеринбургской фабрики Г. Налимова, 1842 г. Гос. Эрмитаж (163).
      Данила Кондратьевич Зверев (1854-1936) - известный уральский горщик из дер. Колташи обучает молодого гранильщика первичной обработке горного хрусталя (168).
      Печатки из горного хрусталя - белого, дымчатого и золотистого. Работа уральских кустарей-гранильщиков. Конец XIX - начало XX в. (171).
      Печать из горного хрусталя с Атласом, поддерживающим земной шар. Сделана с большой точностью и тонким искусством русскими мастерами XIX в. Американский музей естественной истории (173).
      Объемная мозаика из различных цветных камней. (Пресс). Работа уральских кустарей-гранильщиков (170-177).
      В мастерской кустаря-гранильщика на Урале (177).
      Камея. Два льва (181).
      Камея. Цапля (181).
      Камея. Храм Кибелы (183).
      Камея. Орфей (183).
      Интальо. Работа XVIII и XIX вв. Гос. Эрмитаж. Слева направо: Амур и Психея. Работа Дж. Пихлера. Портрет барона Истоша. Работа Л. Наттера. Диана. Работа Л. Пихлера. Трагическая муза. Работа братьев Ч. и В. Браун. Нептун на колеснице. Работа братьев Ч. и В. Браун. Парис. Работа братьев Ч. и В. Браун. Голова Медузы. Работа Л. Пихлера. Охота на оленя. Работа братьев Ч. и В. Браун. Портрет леди Гамильтон. Работа Ф. Рега. Меркурий и Парис. Работа П. Доброхотова. Парис и Елена. Работа Н. Чербара. Дионис и Ариадна. Работа Н. Марчанта (192-193).
      Камеи. Работа XVIII и XIX вв. Гос. Эрмитаж. Слева направо: Гений-садовник. Работа Ж. Гюэ. Голова Александра Македонского. Работа Дж. Пихлера. Младенец Геракл душит змея. Работа Дж. Пихлера. Голова Диомеда. Работа А. Амастини. Меркурий, Геба и Амур. Работа Дж. Пихлера. Голова старика. Работа Морелли. Покинутая Ариадна. Работа Дж. Сантарелли. Аллегория на победу под Очаковом. Работа братьев Ч. и В. Браун. Эдип и Сфинкс. Работа Н. Амастини. Портрет Ланского. Работа К. Лебрехта. Портрет Александра I. Работа А. Берини. Портрет Суворова. Работа П. Доброхотова (192-193).
      Внутренний вид собора св. Павла в Риме. Мозаичный пол из пестрых мраморов Италии (римская мозаика) (205).
      Столешница из белого мрамора, украшенная римской мозаикой из цветных камней (серпентин, агаты, яшмы, окаменелое дерево, малахит, аметист, лазурит, Лабрадор). На среднем медальоне - амур, приносящий в жертву козленка. Работа знаменитого мозаичиста Рафаэлли. Милан, 1826 г. Гос. Эрмитаж (208-209).
      Столешница «Морское дно» из лазурита, яшм, красного и белого коралла, жемчуга и др. Размер 76X113 см. Флоренция. Одна из лучших работ второй половины XVIII в. Гос. Эрмитаж (208-209).
      Фрагмент столешницы из черного мрамора с флорентийской мозаикой. Работы Петергофской фабрики XIX в. Лаборатория камня Академии строительства и архитектуры СССР, Москва (210-211).
      Столешница черного мрамора с мозаикой из цветных камней. Диаметр 96 см. Флоренция. Вторая половина XVIII в. Гос. Эрмитаж (213).
      Ваза из светлого трещиноватого кварца (Урал). Фигура египтянки выполнена из темной и золоченой бронзы. Основание из черного габбро с фигурами львов из серого гранита. Высота 227 см. Бронза - работа скульптора, литейщика и чеканщика академика Пьера Ажи (1752-1828) по рисунку А.Н. Воронихина. В Эрмитаж поступила в 1808 г. (217).
      Амур. Белый статуарный мрамор Италии. Работа Фальконе (1716-1791). Гос. Эрмитаж (221).
      Атланты из сердобольского гранита на фасаде Государственного Эрмитажа. Работа скульптора А.И. Теребенева, 1855-1860 гг. (223).
      Мраморный дворец, ныне Музей имени В.И. Ленина. Ленинград. Вазы из вазалемского (эстонского) известняка, светлые части здания - из рускольского мрамора, более темные - из тивидийского, первый этаж и наличники окон - из сердобольского гранита (225).
      Ожерелье с жемчугами, уральскими изумрудами и бразильскими бриллиантами. Общий вес 344 карата. Все камни связаны серебряными нитками. Работа около 1898 г. Фирма Фаберже (227).
      Чаша из серо-фиолетового коргонского порфира (Алтай), поддерживаемая тремя крылатыми химерами из золоченой бронзы, у которых туловища выполнены из того же порфира. Высота 183 см, диаметр 196 см. Работа Колыванской фабрики. Первая четверть XIX в. Гос. Эрмитаж (228-229).
      Деталь шкафа из черного дерева. Шкаф украшен золотой бронзой и флорентийской мозаикой в виде 44 вставок с пейзажами и человеческими фигурами. Высота 132 см, длина 184 см, ширина 55 см. Работа конца XVIII в. Гос. Эрмитаж (228-229).
      Малахитовый стол, отделанный бронзой и украшенный мозаикой. Работа середины XIX в (231).
      Торшер из серо-фиолетового коргонского порфира (Алтай) с золоченой бронзой стиля ампир. Высота 241 см. Работа Колыванской фабрики 1805-1807 гг. Гос. Эрмитаж (233).
      Кинжал с нефритовой ручкой, инкрустированной рубинами и изумрудами. Работа иранских мастеров XVII в. Гос. Эрмитаж (235).
      Лазуритовая столешница с мозаикой из крымских голышей. Белые каемки - малахит; черная с белыми прожилками полоса - черный мрамор. Работа мастеров Петергофской фабрики, 1888 г. Гос. Эрмитаж (237).
      Саркофаг Наполеона I из красновато-коричневатого кварцита Шокшинского месторождения Карелии. Дом инвалидов. Париж (239).
      Перовскит на крупнозернистом мраморе. Ахматовская копь. Южный Урал. Этот уникальный образец хранится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана Академии наук СССР. Москва (240-241).
Предисловие редактора: Второй и последний том книги А.Е. Ферсмана «Очерки по истории камня» задуман был Александром Евгеньевичем как непосредственное продолжение первого и включает две главы: IV и V; главы как и в первом томе, расчленяются на более дробные части. Ко второму тому приложена обширная библиография, относящаяся к обоим томам...
...Во второй том включены только 18 очерков и послесловие, которое представляет собой завещание автора, обращенное к его ученикам и молодежи...
  • Ферсман А.Е. Путешествия за камнем. [Djv-10.7M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман.
    (Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1960)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ферсман А.Е. Путешествия за камнем.
От автора: За 40 лет моей научной деятельности мне пришлось изъездить всю нашу страну и побывать в самых различных ее краях, от берегов полярного океана до лесных просторов печорской пармы и сухих субтропиков персидской границы. Бывали годы, когда мне приходилось делать до 60 тысяч километров; бывали годы, когда большую часть времени приходилось проводить на машине, в далеких путях караванов или в долгих странствованиях пешком по болотам и тундрам Кольского полуострова.
Когда издательство обратилось ко мне с просьбой написать книгу о своих экспедициях, я с удовольствием взялся за нее...
Я хотел написать простую книгу для юношества о своих путешествиях, а написал скорее историю своей любви к камню, историю отдельных крупных завоеваний современной минералогии и геохимии...
.