Валерий Дмитриевич ГУБИН
ТАНЦЫ В НАЧАЛЕ ВЕКА
Фантастический рассказ
![]()
Художник С. Ю. Гаврилова
Корабль приближался к Земле. Позади были несколько лет тяжелого, каторжного труда, бесконечные посадки на колонизованные планеты, исследования, переговоры, ремонт, выматывающее чувство постоянной опасности. Последние сутки прошли без сна, все собрались в рубке центрального поста и смотрели на яркую, заметно увеличивающуюся точку впереди — это было Солнце — свое, уютное, спокойное, домашнее Солнце. Никто не разговаривал, да и говорить больше было не о чем, каждый думал о своем, но все думы одинаково тяжелые и тревожные. На Земле со времени их отлета прошло двадцать лет. Как-то их встретят те, кто жив, и как им переживать известие о неизбежной смерти многих близких? Смогут ли они приспособиться к новому времени, состарившимся друзьям и взрослым детям?
Уже несколько часов работала система торможения, корабль терял скорость, стремительно падая в поле притяжения родной звезды. И тут резкий голос в динамике заставил всех вздрогнуть:
— Капитан! Станция дальнего оповещения не отвечает!
Капитан наклонился к пульту:
— Может быть, они нас еще не заметили?
— Исключено, мы уже пятнадцать минут в зоне их видимости.
И опять тишина и одна мысль у всех: что случилось со станцией? Просто невероятно, что их до сих пор не засекли. Странная беспечность!
Еще два часа томительного ожидания и снова:
— Капитан! Луна тоже молчит!
— Этого не может быть, — капитан вытер потное красное лицо, — вы слышите, — крикнул он в микрофон, — этого не может быть!
Динамик молчал.
Капитан обвел рубку отсутствующим взглядом, потом скомандовал:
— Все по местам! Выходим на околоземную орбиту!
— В зону без направления входить нельзя, — крикнул штурман, — мы обязательно в кого-нибудь врежемся.
Бросившиеся к выходу замерли, остановленные этим криком.
— Я сказал: по местам! — рявкнул капитан и неожиданно для себя грубо выругался.
Ничего страшного не случилось. Корабль спокойно лег на орбитальный курс, правда, на самую отдаленную траекторию, по настоянию штурмана. Несколько человек в рубке напряженно вглядывались в экран, по которому уже плыла поверхность планеты — любимой, долгожданной и пугающей своим неожиданным молчанием. Не отвечал ни один маяк, лишь мерный треск космических разрядов доносился из эфира.
— Капитан! — прошептал штурман. — Это не Земля.
— Вы сошли с ума? Почему не Земля? Вот Австралия, а вон Новая Зеландия.
— Вроде бы похоже. Но на Новой Зеландии никогда не было лесов, вообще никакой растительности, по крайней мере, на моей памяти — там ведь три стратегических космодрома.
— Все это похоже на сон, — старший оператор тяжело дышал в затылок, наваливаясь сзади.
— Подождите, вон Антарктида, сейчас мы увидим заводы ракетного топлива, и все станет на свои места.
Но внизу простиралась безжизненная белая пустыня и не было видно никаких признаков человека.
— Черт возьми, почему здесь так жарко, — капитан опять вытер лицо, — включите же кто-нибудь вентиляцию!
— Смотрите, корабль, какой странный, — штурман быстро крутил ручки надстройки. В океане под ними шел корабль, огромный, белый, отчаянно дымящий тремя трубами. — Какой-то древний монстр!
— Мне кажется, я его видел, — пробормотал оператор, — одну секунду, не упускайте его из виду.
Он выскочил из рубки. Штурману удалось увеличить изображение. Были даже видны огромные фонтаны брызг, поднимаемые носом корабля, — внизу сильно штормило. Опять загремели шаги оператора, он ворвался, тяжело дыша, держа в руках толстый альбом в кожаном переплете.
— Это атлас старинных кораблей, мое хобби, — он судорожно листал страницы, — вот, так я и знал. Это «Принцесса Элизабет». Первый рейс совершила в 1906 году, в 1914-ом торпедирована немцами.
«Принцесса» исчезла за краем экрана, и в ту же секунду океан закрыли плотные, темные облака.
— Что же все это значит? — спросил кто-то.
— Это значит, что там внизу сейчас начало двадцатого века. Где-то между шестым и четырнадцатым годом.
— Абсолютная чепуха, — возразил капитан.
— Однако же мы все видели своими глазами. И Новую Зеландию в лесах, и пустынную Антарктиду, и этот лайнер, наконец...
— Мало ли что видели, но при чем здесь начало двадцатого века, как мы могли в нем оказаться?
— Возможно, мы попали в космосе в какую-то петлю времени, — оператор захлопнул альбом, — иного объяснения быть не может. Если только что-то не случилось с нашими мозгами.
— Более ста лет до нашего старта, — застонал штурман и опустился в кресло.
Ошеломляющая новость мигом облетела всех, и они опять собрались в рубке и опять, на этот раз все, смотрели на проплывающие внизу континенты, на белые шапки полюсов; молодежь шутила, что старики на радостях хлебнули и им мерещится бог знает что. Но когда корабль перешел на максимально низкую орбиту, когда все увидели незнакомые города, обильные леса, почти пустые океаны, то шутки и смех стихли. Разум отказывался признавать то, что видели глаза, и все еще теплилась надежда на розыгрыш, на неисправность приборов, все еще смертельно хотелось домой, а не в этот, очень знакомый, но все-таки совершенно чужой мир.
— Будем садиться, — решил капитан.
— Куда?
— Не все ли равно. Хотя бы сюда, — он ткнул пальцем в появившуюся картину, — здесь все-таки наша родина.
Они сели на огромной лесной поляне, в тридцати километрах от неизвестного им городка. Солнце стояло высоко в зените, было жарко, они лежали в густой высокой траве, подавленные тишиной, спокойной неброской красотой этого мира и волшебными, дурманящими, давно забытыми запахами.
— Какой, однако, воздух, голова кружится, — штурман привстал на секунду и снова рухнул на землю.
Когда прошло первое оцепенение, они разбрелись по лесу, перекликаясь, пересвистываясь. Некоторые, стоя на коленях, набивали рот ягодами, другие в ошалелом нетерпении уходили все дальше и дальше, жадно вглядываясь в каждое дерево, каждый куст, словно ожидая подвоха и радуясь тому, что ничего не происходит. Начали возвращаться только к вечеру, и у каждого вернувшегося было необычное, просветленное выражение лица, как у нашалившего и неожиданно прощенного ребенка.
И только потом, когда при свете костра стали рассматривать сделанные сегодня снимки городов и деревень, железных дорог и примитивных аэродромов, снимки людей и допотопных автомобилей, только тогда они, наконец, поверили в свое необычное фантастическое приключение и понемногу стали свыкаться с мыслью о неизбежном.
— Вот, посмотрите, местные солдаты, у них почти такая же форма, какую мы носили на Эклезиасте, в этих проклятых тропиках. Если мы снова так вырядимся, то сойдем за воинскую часть.
— Ну, не очень-то и похоже.
— Да какая разница? Кто здесь будет выяснять. Завтра же и попробуем.
Вездеход домчал их до конца леса, почти до первых домов. Его загнали в овраг и забросали ветками. Солнце уже садилось, когда они, подымая пыль тяжелыми ботинками, пошли вдоль улочки забавных деревянных домов к центру.
— Тихо! — вдруг сказал кто-то. — Слышите, музыка!
Они свернули на звук к парку и вскоре увидели освещенную газовыми фонарями эстраду над прудом, ярко блестевшие трубы оркестра, пестро одетую толпу вокруг.
— Боже мой, танцы! Пойдемте танцевать!
Они пошли, почти побежали туда, и только капитан, слегка отстав и запыхавшись, кричал им вслед, чтобы они были настороже, чтобы не забывали, что они солдаты на увольнительной, и не ввязывались ни в какие конфликты. Все получилось удивительно хорошо, потому что никто не обратил на них особого внимания, потому что было много девушек, потому что оркестр играл так славно и такие удивительные мелодии, что все — тревоги, недоумения, боль от рухнувших вчера надежд — все вдруг отлетело прочь. Они непрерывно танцевали, меняясь девушками, пили в перерывах ледяной лимонад и, давясь от смеха, ели огромные куски разноцветной, воздушной ваты.
— Совсем как в детстве, — думалось многим, — хотя это детство наших бабушек.
А капитан, так и не рискнувший потанцевать, цедил в буфете непривычное на вкус пиво, беседовал с дородным распорядителем и рассказывал ему, как они там, в лесу, строят летний лагерь для воинской части.
А потом он спал в вездеходе, добродушно ворчал, когда очередной возвращающийся прерывал его безмятежный, впервые за столько лет безмятежный сон. Последний «солдат» пришел уже под утро, сильно навеселе, и они, наконец, двинулись к кораблю.
На следующий день они снова поехали в городок, снова танцевали, снова пили, устроили для жителей ослепительный фейерверк из остатка сигнальных ракет, а штурман, уговорив оркестр, даже спел несколько очень милых песенок, за что получил в награду бутылку шампанского. Видимо, уже весь городок знал их, и они знали каждого в лицо, а многих даже по имени. На этот раз несколько человек вообще не пришло к вездеходу, и утром пришлось снова гонять его к городу, рискуя быть замеченным.
И в третий день почти все, кроме нескольких человек, погрузились в машину и умчались, крича на ходу, чтобы их не ждали, они сами завтра-послезавтра вернутся.
— Еще неделя, — сказал биолог капитану, — и наша команда развалится. Космические разведчики превратятся в мирных провинциальных обывателей.
— Этого нельзя допустить, — нахмурился врач, — завтра же нужно собрать людей и объяснить им ситуацию, капитан.
— Их можно понять, — вздохнул тот, — судьба отняла все — близких, родину, даже свое время, а тут такое место, почти рай. Ведь у нас подобных уголков уже не осталось. Пусть еще немного порезвятся...
— И все-таки надо собрать...
— Да-да, конечно, только вряд ли завтра, завтра половина не приедет.
Они все собрались лишь через четыре дня и опять сидели в рубке центрального поста, загоревшие, со спокойными, разгладившимися лицами. У кибернетика, самого молодого, из кармана торчал букет васильков.
— Дорогие друзья, — встал капитан, — мы должны сейчас решить, что делать дальше...
— А что тут решать, — радостно улыбаясь, прервал его кибернетик, — переезжаем в городок, в этот или соседний, с нашими знаниями работа всегда найдется.
— Какие знания, какая работа, — возразил оператор, — я, например, сторожем устраиваюсь при местной церкви, у них свой недавно умер.
— Кем бы вы ни устроились, — продолжал капитан, — оставшись здесь, вы неизбежно воздействуете на будущее, ваши знания, ваша осведомленность о будущем неизбежно проявятся. Это вызовет неконтролируемые изменения и может привести к печальным последствиям. Мы не имеем права рисковать, как бы хорошо нам здесь не было. Это ведь наше будущее.
— И дело не только в этом, — поддержал его врач, — возможно, что те изменения, которые мы внесем своим появлением, окажутся незначительными и со временем сгладятся. Вам нравится здешняя жизнь, но ведь вы все знаете, что она скоро кончится. Через пять лет вспыхнет мировая война, она пройдет и по этим местам. Миллионы убитых, потом голод, нищета, фашизм, опять война, уже десятки миллионов жертв, потом рост городов, перенаселенность, гибель природы, ну а дальше вы сами знаете...
— Тем более мы не должны улетать, давайте разыграем роль пришельцев из другого мира, обратимся к правительствам всех стран!
— Что ж, на месяц или два мы станем мировой сенсацией, но ничего не изменим. Что значит жалкая горстка людей в сравнении с теми глобальными силами, которые уже стоят друг против друга... Историю по желанию изменить нельзя. Хуже того, нас могут, помимо нашей воли, использовать во зло. Так оно скорее всего и случится.
— Если мы стартуем, — поднялся штурман, — и двинемся по прежнему маршруту, есть надежда развязать эту петлю и вернуться уже в наше время, надежда, правда, небольшая, но, по-моему, это единственно возможный для нас путь...
Они молча вышли из корабля на поляну, долго смотрели на птиц, летящих высоко в темнеющем небе, чувствовали тугое теплое дыхание земли, и страх перед ожидающим их космосом снова начинал шевелиться в душе каждого.
— Если мы улетим, — вздохнул кибернетик, — то для нас, возможно, все кончится, а если останемся, то снова родимся через каких-нибудь семьдесят лет и снова будем жить.
Резко подул ветер и стало быстро смеркаться, как будто ночь вдруг спохватилась и поспешила взять свое.
В шесть утра все находились на своих постах. Капитан подал команду, и в абсолютной тишине стало слышно, как в реакторной громко запели ожившие электромоторы, подымающие многотонные блоки замедлителей. Но тут штурман увидел, как из леса выскочила допотопная двуколка, запряженная мощным крестьянским битюгом с большой гривой, и устремилась к кораблю. Стоящий в ней парень начал описывать круги вокруг ракеты, восхищенно рассматривая ее огромное серебристое тело.
— Капитан! Можно запускать.
— Нельзя, мы сожжем этого дуралея. Надо его отпугнуть, а то он до вечера не успокоится.
Резко взвыла сирена, лошадь дернулась было, но парень сильнее натянул вожжи, и она, успокоившись, опять пошла по кругу. Потом остановилась. Парень, сложив руки рупором, стал что-то кричать.
— Всем отбой! Штурман, откройте панорамный люк, выясним, что ему надо и когда он уберется.
— Тебе чего, приятель? — высунулся штурман.
И все, находящиеся в рубке, услышали крик: «Скажите, это ведь «Меркурий-IV», не так ли?»
— Штурман, врач, быстро наружу, выясните, что это он болтает! Впрочем, я с вами.
Парень узнал их и радостно замахал руками:
— Так это ваш корабль? Вы что, улетать собрались?
— Ты откуда знаешь наш класс?
— У меня дома есть альбом старинных кораблей, — гордо ответил тот, — я его с детства наизусть знаю, и больше всего мне нравятся «Меркурий» и «Титаны»...
— Погоди, погоди, паренек, — перебил его капитан, — в каком году был выпущен твой альбом?
— Точно я не знаю, но где-нибудь лет за десять до закрытия программы космических полетов и начала ретро-революции. Да, лет за десять, не меньше.
Штурман опустился на землю и начал смеяться, все громче и громче, пока не поперхнулся и не забился в судорожном хриплом кашле.
Губин В. Д.
Г 93. Кругом пришельцы: Сборник фантастических рассказов. — М.: Изд-во РУДН, 1992. — 152 с., ил.
ISBN 5-209-00516-X
Основная тема рассказов — попытка глазами героев увидеть фантастическое, необычное в повседневной жизни. Книга поможет читателю в формировании самобытного мышления, в выходе из оков привычных представлений и стереотипов. Является как бы своеобразной литературной иллюстрацией к научным трудам автора — философа по профессии, продолжающего и в опубликованных, и в новых рассказах традиции романтической фантастики в духе Р. Брэдбери, Р. Шекли и др.
Для широкого круга читателей.
ИБ № 782
Художник С. Ю. Г а в р и л о в а
Редактор Л. Г. Т я г л о в а
Художественный редактор Е. А. И о н о в а
Корректоры Е. В. К о л ч и н а, Е. Е. М и т и н а
Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 19.03.2002
О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/