«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
«История искусства народов СССР»
.

«История искусства народов СССР» 1.2M

-

(1971)

История искусства народов СССР в 9 томах.
.
«история искусства народов ссср» на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «История искусства народов СССР»
* Литература. Универсальная: Серии, сборники

Выпуски:
* История искусства народов СССР. Том 1. (1971)
* История искусства народов СССР. Том 2. (1973)
* История искусства народов СССР. Том 3. (1974)
* История искусства народов СССР. Том 4. (1976)
* История искусства народов СССР. Том 5. (1979)
* История искусства народов СССР. Том 6. (1981)
* История искусства народов СССР. Том 7. (1972)
* История искусства народов СССР. Том 8.
* История искусства народов СССР. Том 9.
  • История искусства народов СССР. Том 1. Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. [Djv-85.0M] [Pdf- 156M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Александр Львович Монгайт, Наталья Валентиновна Черкасова. Подбор иллюстраций и пояснения к ним В.М. Макаревич. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Свердлова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1971. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2017
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
      Введение. А.А. Формозов (7).
      Искусство эпохи палеолита. А.П. Окладников (10).
      Искусство Средней Азии эпохи неолита и бронзового века. В.Е. Массон (22).
      Наскальные изображения Средней Азии. А.А. Формозов (31).
      Искусство Кавказа медного и бронзового века. В.Б. Блек (34).
      Мегалитические сооружения Кавказа и Закавказья. В.Б. Блек (44).
      Наскальные изображения Кавказа. А.А. Формозов (47).
      Древнее искусство Северного Кавказа. Е.Я. Крупное (49).
      Искусство неолита и бронзового века в степной полосе Северного Причерноморья. А.А. Формозов (54).
      Искусство трипольских племен. Т.С. Пассек (57).
      Искусство неолитических племен лесной полосы Европейской части СССР. Я.Я. Турина (64).
      Древнее искусство Урала и Западной Сибири. В.Я. Чернецов, В.И. Мошинская (71).
      Каменные изваяния эпохи бронзы в Южной Сибири. В.Я. Левашова (82).
      Искусство неолитических племен Сибири. А.П. Окладников (86).
      ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР
      Введение. Г.Я. Соколов (97).
      Искусство Урарту. Б.Б. Пиотровский (100).
      Искусство скифских племен Северного Причерноморья. Я.В. Яценко (116).
      Искусство античных городов Северного Причерноморья. Я.Я. Бритова (138).
      Искусство поздних скифов в Крыму. О.Д. Дашевская (184).
      Сарматское искусство. Л.Я. Маловицкая (189).
      Искусство Древней Грузии. А.Я. Джавахишвили, П.П. Закарая (196).
      Искусство Древней Армении. Б.Я. Аракелян (205).
      Искусство Древнего Азербайджана. Я.Я. Рзаев, А.В. Саламзаде (218).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. Г.А. Пугаченкова (224).
      Искусство Алтая и Южной Сибири в скифское время. С.Я. Руденко (255).
      Искусство племен Хакасско-Минусинской котловины. В.Я. Левашова (275).
      Примечания (284).
      Summary (285).
      Библиография (287).
      Список иллюстраций (292).
      List of illustrations (301).
Аннотация издательства: Том 1 включает обширный материал, посвященный искусству первобытного общества и древнейших государств на территории СССР.
В томе показан самобытный характер искусства отдельных районов нашей страны в начальные периоды ее истории, раскрыт вклад, который внесло это искусство в сокровищницу мировой художественной культуры.
Наряду с выдающимися памятниками искусства эпох палеолита, неолита и бронзы в нем анализируются лучшие произведения искусства древнейшего государства в Закавказье - Урарту, скифов и крупнейших центров древней художественной культуры в Средней Азии, Северном Причерноморье и на Кавказе.
Многие из памятников древнего искусства публикуются впервые.
  • История искусства народов СССР. Том 2. Искусство IV-XIII веков. [Djv- 130M] [Pdf- 257M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Нина Анатольевна Езерская, Олег Игоревич Сопоцинский. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Свердлова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1973. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2018
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. О.И. Сопоцинский (5).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. В.Л. Воронина (9).
      Искусство племен и народов Южной Сибири. Л.А. Евтюхова (83).
      Искусство Армении. Л.А. Саинян (архитектура IV-VII вв.), Б.Н. Аракелян (введение, скульптура, живопись, прикладное искусство IV-VII вв.), С.Х. Мнацаканян (архитектура VIII-XIII вв.), Л.А. Дурново (монументальная живопись, миниатюра, скульптура VIII-XIII вв. Материалы подготовлены к печати Р.Г. Дрампяном), Б.А. Шелковников (керамика IX-XIII вв.), Р.Г. Дрампян (торевтика X-XIII вв.), С.С. Давтян (ковроделие, вышивка) (95).
      Искусство Грузии. В.В. Беридзе (введение, архитектура), Н.А. Аладашвили (скульптура), Т.Б. Вирсаладзе (монументальная живопись), З.П. Майсурадзе (керамика), С.В. Барнавели (глиптика), Р.И. Кения (ювелирное искусство), Р.О. Шмерлинг (миниатюра) (173).
      Искусство Азербайджана. Л.С. Бретаницкий (введение, архитектура, прикладное искусство), Н.Н. Наджафова (керамика) (255).
      Искусство народов Северного Кавказа. Э.В. Кильчевская (299).
      Искусство Крыма. А.Л. Якобсон (305).
      Искусство древних Славян. В.М. Василенко (317).
      Искусство Древней Руси. О.И. Сопоцинский, В.М. Василенко (декоративно-прикладное искусство) (327).
      Искусство народов Прибалтики. С.М. Червонная (403).
      Примечания (414).
      Summary (417).
      Библиография (419).
      Список иллюстрации (425).
      List of illustrations (433).
      Указатель имен зодчих, живописцев, скульпторов и мастеров прикладного искусства (441).
Аннотация издательства: Том 2 настоящего издания посвящен искусству раннего, а в некоторых государствах на территории СССР и зрелого средневековья. Нижняя граница периода - IV век н.э., верхний рубеж - начало XIII столетия, когда обширные территории страны попали под власть монголов.
В рассматриваемый период были созданы замечательные памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства в Средней Азии, Азербайджане, Армении, Грузии. Значительное место отводится в томе искусству древних славян и Древней Руси.
Авторы тома ставили своей задачей обобщить и проанализировать с точки зрения эстетической ценности огромный материал искусства этой почти тысячелетней эпохи, подчеркнув его большое значение в процессе развития общемировой художественной культуры. Вместе с тем ими сделана попытка наметить определенные, конкретные связи между искусством различных земель на территории СССР в изучаемый период.
В иллюстрациях воспроизведены многочисленные памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, созданные в эту эпоху.
  • История искусства народов СССР. Том 3. Искусство XIV-XVII веков. [Djv- 109M] [Pdf- 259M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Нина Анатольевна Езерская, Олег Игоревич Сопоцинский. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Евменова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1974. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2018
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. О.И. Сопоцинский (5).
      Искусство Древней Руси. О.И. Сопоцинский (искусство XIV-XVI вв.) (9). Н.Н. Банковский (искусство XVII в.) (80).
      Искусство Украины. Г.Н. Логвин (искусство XIII-XV вв., архитектура XVI-XVII вв.), Л.С. Миляева (живопись, скульптура, графика XVI-XVII вв.) (101).
      Искусство Молдавии. К.Д. Роднин (153).
      Искусство Белоруссии. М.С. Кацер (165).
      Искусство Литвы. Т.П. Адомонис (185).
      Искусство Латвии. Я.А. Пуят (искусство XIII-XVI вв.), Р.К. Бем и Ю.У. Скулме (искусство конца XVI-XVII вв.), И.Н. Лансцманис (прикладное искусство XIII-XVII вв.)
      Искусство Эстонии. Л.Ю. Гене (архитектура), М.А. Лумисте (живопись, скульптура, графика, прикладное искусство) (233).
      Искусство Армении. О.Х. Халпахчьян (архитектура), Р.Г. Дрампян (живопись, скульптура), С.С. Давтян (прикладное искусство) (257).
      Искусство Грузии. В.В. Беридзе (архитектура), Т.Б. Вирсаладзе (монументальная живопись), Р.О. Шмерлинг и Ю.Д. Хускивадзе (миниатюра), С.В. Барнавели, З.П. Маисурадзе и В.В. Беридзе (прикладное искусство), Р.И. Кениа (чеканка) (269).
      Искусство Азербайджана. Л.С. Бретаницкий (архитектура), К.Д. Керимов (миниатюра), А.Ю. Казиев (каллиграфия и оформление рукописей), Н.Н. Наджафова (прикладное искусство) (287).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. Г.А. Пугаченкова (искусство XIV-XV вв.), Л.Ю. Маньковская (архитектура XVI-XVII вв.), В.Г. Долинская (миниатюра и прикладное искусство XVI-XVII вв.) (321).
      Искусство Волжской Болгарии. Д.К. Валеева (395).
      Искусство кочевников и Золотой орды. Г.А. Федоров-Давыдов (399).
      Искусство Крыма. Б.В. Веймарн (403).
      Примечания (408).
      Summary (410).
      Библиография (412).
      Список иллюстраций (419).
      List of illustrations (426).
      Указатель имен зодчих, живописцев, скульпторов и мастеров прикладного искусства, упоминаемых в тексте (433).
Аннотация издательства: В истории искусства народов, населяющих территорию нашей страны, XIV-XVII века являются периодом зрелого и позднего средневековья, когда в недрах этого искусства постепенно накапливаются черты, предвосхищающие культуру нового времени, и одновременно выявляются национальные особенности. В это время на Руси и Украине, в Молдавии, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литве, Закавказье, Средней Азии и Казахстане создаются выдающиеся произведения искусства. Многие из них, выразившие гуманистические идеалы эпохи и отмеченные художественным совершенством - творения Андрея Рублева, Феофана Грека, Султан Мухаммеда и других замечательных художников, зодчих, мастеров прикладного искусства, - вошли в сокровищницу мировой культуры.
  • История искусства народов СССР. Том 4. Искусство конца XVII-XVIII веков. [Djv- 109M] [Pdf- 267M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Ариадна Юльевна Нурок, Мария Алексеевна Орлова. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Свердлова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1976. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2018
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. М.А. Орлова (5).
      Русское искусство. М. А, Орлова (введение, графика, живопись), О.С. Евангулова (архитектура первой половины XVIII в.), И.В. Рязанцев (архитектура второй половины XVIII в.), Р.Я. Аболина (скульптура), Н.Н. Банковский (деревянная скульптура), И.М. Бибикова (прикладное искусство) (11).
      Искусство Украины. Г.Н. Логвин (введение, архитектура, скульптура, прикладное искусство), Л.С. Миляева (живопись, графика) (159).
      Искусство Белоруссии. М.С. Кацер (225).
      Искусство Литвы. К.К. Чербуленас, П.К. Галауне (консультант) (253).
      Искусство Латвии. Р.К. Бем, Ю.У. Скулме, С.М. Червонная; И.Н. Ланцманис (прикладное искусство) (289).
      Искусство Эстонии. Л.Ю. Гене (архитектура второй половины XVII в.), М.А. Лумисте (искусство второй половины XVII в.), Х.Я. Юпрус (архитектура и искусство XVIII в.) (329).
      Искусство Молдавии. К.Д. Роднин (357).
      Искусство Грузии. Ш.Я. Амиранашвили (365).
      Искусство Армении. О.Х. Халпахчьян (архитектура), Р.Г. Дрампян (живопись), С.С. Давтян (прикладное искусство), И.Р. Дрампян (оклады рукописей) (379).
      Искусство Азербайджана. К.Д. Керимов, Р.С. Эфендиев (399).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. В.Л. Воронина (413).
      Примечания (427).
      Summary (433).
      Библиография (436).
      Список иллюстраций (443).
      List of illustrations (453).
      Указатель имен зодчих, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства, упоминаемых в тексте (563).
Аннотация издательства: У многих народов, ныне составляющих единую семью национальностей СССР, конец XVII и XVIII века - период, отмеченный переходом от средневековых форм художественного творчества к искусству нового времени, свободному от прямого подчинения религии, проникнутому интересом к человеку, природе, событиям и законам истории.
Интенсивно расцветает, начиная с поры петровских преобразований, новая, глубоко светская по духу русская художественная культура. Светское начало проникает, внося с собой серьезные качественные изменения, и в искусство Украины, Белоруссии, народов Прибалтики, Армении и Грузии.
Материал настоящего тома дает возможность убедиться в разнообразии и самобытности той интерпретации, которую получают общеевропейские стили XVII-XVIII веков - барокко и классицизм в русском искусстве и в искусстве других народов нашей страны.
Читатель познакомится с прекрасными архитектурно-художественными ансамблями, созданными в молодой российской столице - Петербурге, в Москве и в других городах зодчими Трезини, Земцовым, Растрелли, Кокориновым, Деламотом, Баженовым, Казаковым, Старовым, Кваренги; с полными внутренней значительности и человечности произведениями русской портретной живописи (Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский) и скульптуры (Шубин). В томе представлены лучшие творения строителей и художников Украины, включая создания различных школ украинского народного зодчества и великолепные портреты-парсуны; барочные и классицистические ансамбли Белоруссии и Литвы, Латвии и Эстонии; грузинские портреты, появившиеся в XVIII веке; показано становление в трудных исторических условиях новой армянской живописи.
Для искусства народов Молдавии, Азербайджана и Средней Азии, развивавшихся в XVIII веке в крайне неблагоприятных условиях, важной задачей оставалось сохранение традиций своей средневековой культуры.
  • История искусства народов СССР. Том 5. Искусство первой половины XIX века. [Djv- 137M] [Pdf- 263M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Елена Михайловна Костина, В.М. Макаревич. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Свердлова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1979. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. Е.М. Костина (5).
      Русское искусство. М.М. Ракова (введение, живопись, графика), Я.М. Шмидт (архитектура, скульптура), Е.М. Костина (театрально-декорационное искусство), И.М. Бибикова (архитектура русской провинции, декоративно-прикладное искусство), В.М. Макаревич (искусство народов Крайнего Севера, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа) (15).
      Искусство Украины. Л.И. Попова (введение, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), И.А. Игнаткин (архитектура, монументально-декоративная живопись, скульптура) (169).
      Искусство Молдавии. М.Я. Лившиц (217).
      Искусство Литвы. В.В. Дрема (введение, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), Э.Б. Будрейка (архитектура) (227).
      Искусство Белоруссии. Л.Н. Пробов (265).
      Искусство Латвии. Р.К. Бем (введение, архитектура, изобразительное искусство), И.Н. Ланцманис (декоративно-прикладное искусство) (285).
      Искусство Эстонии. Х.Я. Юпрус (архитектура, изобразительное и народное искусство), Л.Ю. Гене (введение, народная архитектура) (301).
      Искусство Армении. О.Х. Халпакчьян (архитектура), Р.Г. Дрампян (изобразительное искусство), И.Р. Дрампян (декоративно-прикладное искусство) (323).
      Искусство Грузии. В.В. Беридзе (архитектура), Т.Б. Вырсаладзе (изобразительное искусство), И.Р. Кениа (обработка металла), С.В. Барнавели (глиптика), М.З. Зандукели (керамика), К.Г. Давиташвили (художественное шитье) (339).
      Искусство Азербайджана. Л.С. Бретаницкий (архитектура), Ю.А. Казиев, К.Д. Керимов (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) (359).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. Б.В. Веймарн (введение, заключение), Н.А. Белинская, Б.В. Веймарн (таджикская и узбекская архитектура и искусство), Б.А. Глаудинов (казахская архитектура), А.С. Морозова, Г.И. Саурова (туркменское искусство), К.В. Ли (казахское искусство), И.В. Черкасова (киргизское искусство) (367).
      Примечания (423).
      Summary (426).
      Библиография (429).
      Список иллюстраций (441).
      List of illustrations (449).
      Указатель имен художников и архитекторов (456).
Аннотация издательства: В настоящем томе рассматриваются искусство и архитектура народов СССР первой половины XIX столетия. Высшего расцвета в первой трети века достигает классицизм. Мужество и героизм народа в Отечественной войне 1812 года и стремление передовых слоев общества к революционно-демократическим преобразованиям обогатили его патриотическим содержанием. Новое общеевропейское художественное направление - романтизм - соединило в России пафос гражданственности с пристальным вниманием к индивидуальным особенностям человеческой личности.
Лучшие творения русских зодчих и скульпторов достигают гармонической завершенности. Имена Воронихина, Захарова, Росси, Стасова, Мартоса, Демут-Малиновского вписаны в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Том также знакомит с творчеством выдающихся русских художников - Кипренского, Брюллова, Тропинина, Венецианова, Ал. Иванова, Федотова и с самобытными талантливыми мастерами - представителями других народов, в том числе с Шевченко, Овнатаняном, Майсурадзе и другими.
В этот период происходит процесс демократизации искусства в целом, сближения его с передовой общественной мыслью. Появляются произведения, в которых показаны острые социальные противоречия окружающей действительности.
Большой материал отражает творчество народов Средней Азии и Казахстана. Специальный раздел посвящен искусству народностей Крайнего Севера, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа. Культура названных народов на протяжении почти всего XIX века продолжает развиваться в рамках феодального, а иногда и родового строя. Однако и здесь несмотря на устойчивость художественных традиций народного искусства заметны новые тенденции.
  • История искусства народов СССР. Том 6. Искусство второй половины XIX - начала XX века. [Djv- 132M] [Pdf- 272M] Редакторы тома: Борис Владимирович Веймарн, Н.И. Шантыко. Именной указатель и аннотации иллюстраций составлены Г.Г. Серовой. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Свердлова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1979. - Ордена Ленина Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. В.В. Ванслов (5).
      Русское искусство. Т.Н. Горина (введение, живопись второй половины XIX в.), М.Б. Милотворская (живопись конца XIX - начала XX века), Н.И. Давыдова (монументально-декоративная живопись), Е.М. Костина (театрально-декорационное искусство), Н.И. Шантыко (графика), И.М. Шмидт (скульптура, архитектура), И.В. Рязанцев (декоративно-прикладное искусство), В.М. Макаревич (искусство народов Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Крайнего Севера) (17).
      Искусство Украины. Л.И. Попова, Л.Г. Членова (введение, изобразительное искусство), И.А. Игнаткин (монументально-декоративная живопись, архитектура), А.С. Данченко (народное искусство) (191).
      Искусство Белоруссии. Л.Я. Дробов (237).
      Искусство Литвы. Т.П. Адамонис (изобразительное, декоративно-прикладное искусство, архитектура второй половины XIX в.), И.Л. Умбрасас (изобразительное, декоративно-прикладное искусство, архитектура начала XX века), К.К. Чербуленас (народное искусство второй половины XIX - начала XX в.) (255).
      Искусство Латвии. Р.В. Лаце (введение, изобразительное искусство), Г.А. Иванова (декоративно-прикладное искусство) (279).
      Искусство Эстонии. Э.Ю. Пихлак (изобразительное искусство), X. Кума (декоративно-прикладное искусство), Л.Ю. Гене (архитектура) (307).
      Искусство Молдавии. М.Я. Лившиц (329).
      Искусство Грузии. В.В. Беридзе (335).
      Искусство Армении. Р.Г. Дрампян (изобразительное искусство), И.Р. Дрампян (прикладное искусство), О.Х. Халпакчьян (архитектура) (355).
      Искусство Азербайджана. Л.С. Бретаницкий (введение, архитектура), К.Д. Керимов (изобразительное искусство), Ю.А. Казиев (декоративно-прикладное искусство) (381).
      Искусство Средней Азии и Казахстана. В.Г. Долинская (399).
      Примечания (414).
      Summary (418).
      Библиография (422).
      Список иллюстрации (431).
      List of illustrations (439).
      Указатель имен художников и архитекторов (446).
Аннотация издательства: В этом томе рассматривается искусство народов СССР второй половины XIX - начала XX века. Во многих регионах в исследуемые годы происходит становление художественных школ, взаимосвязи и взаимовлияния которых прослежены на страницах книги. В ней представлено творчество ведущих мастеров живописи, скульптуры, графики, архитектуры, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.
Данный период исключительно важен для искусства. В это время наблюдается мощный взлет реализма, тесно связанный в России с передовым общественным движением.
Прогрессивные художники, особенно члены Товарищества передвижных художественных выставок, отразили основные стороны общественной жизни своего времени. В лучших произведениях по-новому раскрывается роль народа - он выступает как главное действующее лицо, определяющее ход общественных событий; это успешно сочетается с вниманием к человеческой индивидуальности. И русские художники и представители других национальностей нередко обращались в те годы также к мифологической и сказочной тематике, которая служила иносказательной формой для выражения философских раздумий о смысле бытия и назначения человека.
Огромным стимулом для искусства исследуемых лет стал демократический подъем, предшествовавший революции 1905 года, и сама революция. Но прогресс в различных областях творчества не был гладким эволюционным движением.
Общественные коллизии эпохи отражались и в изобразительном искусстве; оно развивалось в борьбе различных группировок, течений, школ. В частности, в томе всесторонне показана деятельность художников «Мира искусства», сыгравших большую роль в развитии русской художественной культуры.
Материал 6 тома «Истории искусства народов СССР» свидетельствует о мировом значении отечественного искусства в период, предшествующий Великой Октябрьской социалистической революции.
  • История искусства народов СССР. Том 7. Искусство народов СССР от Великой Октябрьской социалистической революции до 1941 года. [Djv- 161M] [Pdf- 285M] Главный редактор: Борис Владимирович Веймарн. Редакторы тома: Леонид Семенович Зингер, Мария Алексеевна Орлова. Именной указатель составлен Г.Г. Серовой. Суперобложка, титульный лист и переплет художника В. Лазурского. Макет художника А. Евменова.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1972. - Академия художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. Б. Веймарн, М. Орлова (5).
      ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
      Искусство периода иностранной интервенции и гражданской войны. Л. Зингер (13).
      Русское искусство 20-х - 30-х годов. Ф. Рогинская, О. Сопоцинский, В. Толстой (живопись), Е. Костина (театрально-декорационное искусство), Г. Демосфенова (графика), Р. Аболина (скульптура), С. Темерин (декоративно-прикладное искусство), П. Володин (архитектура) (38).
      Искусство автономных республик и областей РСФСР. Е. Костина (искусство народов Поволжья и Прикамья), Н. Черкасова (искусство Татарии), Н. Езерская (искусство народов Северного Кавказа), В. Макаревич (искусство народов севера европейской части РСФСР и Сибири), С. Волосовин (искусство Бурятии) (161).
      ИСКУССТВО УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:
      Искусство периода иностранной интервенции и гражданской войны. В. Ткаченко, З. Лашкул (183).
      Искусство 20-х - 30-х годов. А. Шпаков (живопись), И. Вериковская (театрально-декорационное искусство), Ю. Журченко (графика), А. Нименко (скульптура), Б. Бутник-Сиверский (декоративно-прикладное искусство), И. Бибикова (художественная промышленность), О. Игнатов (архитектура) (187).
      ИСКУССТВО БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. М. Орлова (введение, графика), П. Масленников (живопись, театрально-декорационное искусство), Л. Пробов (скульптура), М. Кацер (декоративно-прикладное искусство, архитектура) (219).
      ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Миклашевская (введение, графика, театрально-декорационное искусство), Н. Габибов (живопись), Д. Новрузова (скульптура), А. Казиев (декоративно-прикладное искусство), К. Керимов (архитектура) (237).
      ИСКУССТВО АРМЯНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Степанян (введение, живопись, театрально-декорационное искусство, графика, скульптура), Л. Бабаян (архитектура) (253).
      ИСКУССТВО ГРУЗИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Аладашвили, Г. Алибегашвили (введение, живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство), Н. Джанберидзе (архитектура) (273).
      ИСКУССТВО УЗБЕКСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. М. Мюнц (введение, графика, живопись), А. Морозова (декоративно-прикладное искусство), Т. Кадырова (архитектура) (295).
      ИСКУССТВО ТУРКМЕНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Ходжамухамедов, П. Попов (311).
      ИСКУССТВО ТАДЖИКСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Черкасова (321).
      ИСКУССТВО КИРГИЗСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Д. Орешкин (327).
      ИСКУССТВО КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Н. Рыбакова (живопись, театрально-декорационное искусство, графика, скульптура), Е. Микульская (декоративно-прикладное искусство) (337).
      ИСКУССТВО МОЛДАВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. М. Лившиц (345).
      ИСКУССТВО ЛАТВИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Р. Лаце (введение, живопись, скульптура, графика), Я. Пуят (декоративно-прикладное искусство), И. Страдыня (архитектура) (351).
      ИСКУССТВО ЛИТОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. И. Умбрасас (367).
      ИСКУССТВО ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Л. Соонпяэ (искусство до 1940 года), Б. Бернштейн (искусство 1940-1941 годов) (379).
      Примечания (391).
      Summary (395).
      Библиография (398).
      Список иллюстраций (407).
      List of illustrations (415).
      Указатель имен художников и архитекторов (423).
Аннотация издательства: Том посвящен искусству народов СССР в период с октября 1917 года по июнь 1941 года. Он показывает, как в творчестве мастеров разных республик отразились новые закономерности жизни, рожденные Великой Октябрьской социалистической революцией.
Познакомившись с главами этого тома, читатель увидит, сколь своеобразно развивалось художественное творчество каждой республики, как в борьбе за его новое содержание постепенно складывался и укреплялся метод социалистического реализма, воспитывались и умножались кадры советских художников, возникала новая, советская классика.
В томе отражен процесс образования сильных коллективов художников в отдельных республиках, появления крупных творческих индивидуальностей. Каждая из глав обстоятельно знакомит читателя с этим важным процессом. Авторы уделяют большое внимание творчеству крупнейших мастеров, представлявших в ту пору наиболее характерные тенденции развития искусства своих народов.
Обширный иллюстративный материал тома дает наглядное представление о лучших произведениях живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства, а также архитектуры рассматриваемого периода.