«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Дмитрий Илларионович Трайтак 4.8M

-

(08.11.1927 - 27.05.2005)

Википедия: Трайтак Дмитрий Илларионович (8 ноября 1927, с. Николаевка Кировоградской обл. УССР - 27 мая 2005, г. Москва) - специалист в области методики преподавания биологии, методист-биолог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, автор учебной программы школьного курса биологии (2001, 2003).
Окончил биологический факультет Криворожского государственного педагогического института (1952) по специальности «Естествознание».
Кандидат педагогических наук, кандидатская диссертация на тему: «Развитие интереса учащихся к ботанике» (Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, 1959). Доцент (1962, по кафедре ботаники).
Доктор педагогических наук, докторская диссертация на тему: «Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике» (Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, 1969). Профессор (1972, по кафедре методики преподавания биологии и основ сельского хозяйства).
Член корреспондент РАО (1993), академик МАНПО (2001).
С 1953 г. Трайтак Д.И. работал ассистентом, а с 1961 г. доцентом кафедры ботаники Криворожского государственного пединститута.
С 1963 г. по 1966 г. проректор по учебной и научной работе Криворожского государственного пединститута.
С 1967 по 1972 год работал в Крымском пединституте им. М.В. Фрунзе. С 1972 г. перешел на работу в НИИ Школ Минпрос РСФСР.
С 1977 по 1983 г. заведовал кафедрой методики преподавания биологии МОПИ им. Н.К. Крупской.
С 1993 года профессор кафедры методики преподавания географии и экологии МПУ (МГОУ).
Крупный специалист в области методики преподавания биологии и экологии в России, последователь и ученик выдающегося ученого-методиста, члена корреспондента АПН СССР Н.М. Верзилина.
Уделял большое внимание исследованию центральной проблемы методики - совершенствованию содержания школьного биологического образования и изучению вопроса о практической направленности при обучении биологии.
Исследовал формирование и развитие познавательного интереса учащихся к учебному предмету.
Одним из первых изучил влияние факторов внутришкольной среды на ход учебного процесса и разработал методику составления экологического паспорта школы.
Принимал активное участие в разработке и обсуждении государственных образовательных стандартов общего биологического образования.
Создал ведущую в России научную школу в области методики обучения биологии.
Под его руководством защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций.
По инициативе Д.И. Трайтака были организованы и проведены многочисленные научно-практические конференции и семинары по проблемам методики преподавания биологии и экологии, а также всесоюзные олимпиады школьников по биологии.
Многие годы он являлся членом Совета по экологическому образованию РАО, выполнял функции председателя Совета по биологическому образованию РАО, членом бюро Отделения общего среднего образования РАО, председателем диссертационного Совета при МГОУ, членом диссертационного Совета педуниверситета им. А.И. Герцена, экспертом ВАК России, председателем секции природоведения Федерального экспертного совета Минобразования России, главным редактором серии книг по проблемам школьного учебника.
Составил авторскую учебную программу школьного курса биологии (2001, 2003), которая получила поддержку и признание в России и Беларуси. Кроме научно-педагогической вел также активную общественную и просветительскую работу многие годы являясь лектором и членом правления областных организаций Всесоюзного общества «Знание».
Регулярно выступал с лекциями перед учителями и методистами по различным темам методики преподавания биологии.
Автор более 200 работ по методике преподавания биологии, экологии и сельскохозяйственного труда.
.
«дмитрий илларионович трайтак» на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Трайтак Дмитрий Илларионович
.
.
  • Биология: Справочные материалы. [Djv-19.2M] Учебное пособие для учащихся. 3-е издание, переработанное. Авторы: Дмитрий Илларионович Трайтак, Владимир Александрович Карьенов, Евгения Тихоновна Бровкина, Сергей Иванович Балуев, Нина Ивановна Клинковская, Владимир Васильевич Пасечник. Редактор: Дмитрий Илларионович Трайтак. Учебное издание. Оформление: Б.А. Гомон, П.А. Жиличкин.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1994)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Д.И. Трайтак (5).
      Животные. В.А. Карьенов, Е.Т. Бровкина (51).
      Человек. С.И. Балуев (93).
      Общая биология. Н.И. Клинковская, В.В. Пасечник (143).
      Ответы (215).
      Именной указатель (217).
      Рекомендуемая литература (218).
Аннотация издательства: В книге для старшеклассников приведены сведения о растениях, бактериях, грибах, лишайниках, животных, человеке и общей биологии с целью оказать помощь в повторении и обобщении знаний за VI-XI классы по биологии.
  • Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. [Djv-21.3M] Пособие для учащихся. Составитель: Дмитрий Илларионович Трайтак. Художники: Н.П. Бородинова, В.И. Преображенская, В.С. Юдин.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1978)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      1. Ботаника - наука о растениях (5).
      2. Роль семени в жизни растений (14).
      3. Роль корня в жизни растений (22).
      4. Роль листьев в жизни растения (33).
      5. Роль стебля в жизни растения (58).
      6. Вегетативное размножение растений (73).
      7. Семенное размножение растений (82).
      8. Разнообразие культурных растений (115).
      9. Многообразие растительного мира (166).
      10. Как живут растения в сообществах (208).
      11. Почему нужно беречь и как рационально использовать растительный мир (242).
      12. Удивительный мир растений (255).
      Вместо заключения (по И. Василькову) (265).
      Литература для внеклассного чтения (267).
Аннотация издательства: В книге собраны отрывки из классической и современной научно-популярной литературы по ботанике. Интересно рассказано о строении и жизни растений, о многообразии их и использовании человеком, о значении растительных сообществ. Книга пропагандирует исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе.