«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
«В помощь самодеятельности пионеров и школьников» (серия)
.

«В помощь самодеятельности пионеров и школьников» 5.5M

-

(1952 - 1959)

Серия Государственного издательства Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз).
.
Выпуски:
* Абрамов А.Н... Самодельные электрические и паровые двигатели. (1953)
* Акентьев В. Когда идет дождь. (1959)
* Арбузова З., Дроздов Л., Рунихин Ю. Юные мичуринцы - животноводы и зоологи. (1953)
* Барабанов В.Н. Как собирать минералы и горные породы. (1952)
* Бианки А. Метеорологическая станция юных натуралистов. (1953)
* Бианки А.В. Как наблюдать погоду. (1952)
* Богатков В.Н... Электричество движет модели. (1958)
* В помощь юному технику. (1952)
* Васютин Н.А. Выступают юные гимнасты. (1958)
* Васютин Н.А. Физкультурные праздники школьников. (1953)
* Васютин Н.А., Черевков М. Побеждают дружные. (1955)
* Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. (1952)
* Верхало Ю. Самодельные приборы по электротехнике. (1957)
* Веселая эстрада. (1956)
* Винниченко П.Ф... Как сделать улей и содержать пчел. (1951)
* Воротников И.А. Занимательное черчение. (1956)
* Воротников И.А. Конструкторская смекалка. (1957)
* Гальперштейн Л., Хлебников П. Мы строим машины. (1953)
* Гаршенин В.Г. Модели сельскохозяйственных машин. (1959)
* Герд С.В. Мой живой уголок. (1955)
* Григорьева М.А. Ботаническая экскурсия. (1952)
* Гусельникова Е. Сердобские юные мичуринцы. (1957)
* Дмитриева Е. Как прививать растения. (1953)
* Дроздов Л.Н. Советы пионерам и школьникам по сельскому хозяйству. (1959)
* Дроздов Л., Тетерина М. Юные мичуринцы - растениеводы. (1953)
* Заборский М. Календарь молодого рыболова. (1957)
* Зорин Ф. Волшебный ножичек. (1953)
* Иванченко Н.С. Как сделать аквариум и террариум. (1952)
* Иванченко Н. Как устроить ловушки для зверей. (1952)
* Клементьев С.Д. Управление моделями по радио. (1958)
* Коршун И.А., Толмачева Е.Е. Как научиться переплетать. (1952)
* Коршун И.А., Толмачева Е.Е. Самодельные пособия из бумаги и картона. (1954)
* Косинский И. Юному фотолюбителю. (1957)
* Котт С.А. Уничтожайте сорняки! (1953)
* Кунилов Ф. Советы юному рыболову. (1952)
* Куприянов Н.Д. Как делать физкультурную зарядку. (1952)
* Куприянов Н.Д. Как сдать спортивные нормы. (1953)
* Курденков К.Н. Юные умелые дома. (1959)
* Леонтьев П. Работы по дереву. (1955)
* Леонтьев П.В. Работы по металлу. (1956)
* Лещенко В., Пюльккяннен А. Велосипед. (1954)
* Мельникова Н. Задания ученых юным растениеводам. (1952)
* Мельникова Н. Пришкольный участок. (1952)
* Минин Д. Собирайте семена деревьев и кустарников. (1952)
* Митрофанов Н.М. Школьная фотолаборатория. (1958)
* Москатов Е.П. Походный радиоприемник. (1953)
* Москатов Е.П. Самодельная радиола в чемодане. (1955)
* Москатов Е.П. Самодельный радиоприемник. (1954)
* На новогодней елке. (1957)
* Нестеров В. В часы досуга. (1957)
* Овсянников И.В. Комнатный лимон. (1953)
* Павлович С.А. Как собирать насекомых. (1952)
* Павлович С.А. Модели сельскохозяйственных машин. (1957)
* Павлович С.А. Приборы и модели по неживой природе. (1953)
* Павлович С.А. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. (1954)
* Павлович С.А. Самодельные пособия по ботанике. (1952)
* Павлович С.А. Самодельные пособия по зоологии. (1952)
* Палин П.С. Садоводство на севере. (1959)
* Палин П.С. Южные культуры на Севере. (1956)
* Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате. (1955)
* Поляхин Н. Как провести однодневный поход. (1952)
* Промптов Ю. Юному туристу-пешеходу. (1953)
* Разумовский Н.К. Как определять минералы. (1953)
* Рыкунин Б. Юный мастер. (1953)
* Самсонова Л. Два урожая с одной грядки. (1952)
* Скребицкий Г.А. Под зоркой охраной. (1953)
* Скребицкий Г.А. Про наших птиц. (1954)
* Смирнов В.А. Опыты и самоделки по физике. (1955)
* Стрелков П. Юному электротехнику. (1955)
* Толмачева Е. Как сделать игры и украшения из бумаги. (1952)
* Третьяков Н.П. Как ухаживать за домашней птицей. (1952)
* У нас на сборе. (1955)
* Фридланд Л. Как оказать первую помощь без врача. (1953)
* Храпковский А.И. Занимательные очерки по химии. (1958)
* Хршановский А. В пути. (1952)
* Хршановский А. У походного костра. (1955)
* Цветов А. Юному редактору дружинной газеты. (1954)
* Цветов А. Юный редактор стенной газеты. (1958)
* Чкаников И.Н. Сильные смелые ловкие. (1954)
* Чусов Ю.Н. Мяч в игре! (1957)
* Шестаков К. Как научиться лепить. (1952)
* Щукин С.В. Юным мичуринцам-растениеводам. (1952)
* Эпштейн И. Как научиться выпиливать. (1952)
* Юный моделист. (1957)
* Яковлев А.А. В поход за полезными ископаемыми. (1954)
  • Абрамов А.Н... Самодельные электрические и паровые двигатели. Книга юного техника. Выпуск 1. [Djv- 3.9M] Для средней школы. Авторы: Александр Николаевич Абрамов, Петр Петрович Хлебников.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1953. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      САМОДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ И ТРАНСФОРМАТОР
      Замечательные свойства магнитов (3).
      Простейший двигатель с вертикальной осью (8).
      Простой электродвигатель с горизонтальной осью (19).
      Электродвигатель с трехполюсным якорем и поворотными щетками (29).
      Электродвигатель с кольцевым статором (35).
      Электродвигатель с пятиполюсным якорем (46).
      Набивной якорь (51).
      Электродвигатель повышенной мощности (53).
      Электродвигатель с барабанным якорем (69).
      Самодельные трансформаторы (77).
      САМОДЕЛЬНЫЕ ПАРОВЫЕ МАШИНЫ И КОТЛЫ
      Одноцилиндровые паровые машины (87).
      Жаротрубные и водотрубные котлы (104).
      Двухцилиндровые паровые машины (112).
      ПАРОВАЯ ТУРБИНА И КОТЕЛ К НЕЙ
      Выбор двигателя (123).
      Изготовление турбины (126).
      Изготовление котла (131).
      Регулировка турбины (134).
.
  • Барабанов В.Ф. Как собирать минералы и горные породы. [Djv- 1.3M] Для средней школы. Автор: Владимир Федорович Барабанов.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Барабанов В. Как собирать минералы и горные породы.
Аннотация: ...В изучении полезных ископаемых родного края многое могут сделать юные краеведы - пионеры и школьники. С рюкзаком за спиной, с молотком в руке, группами и в одиночку путешествуя по родным местам, за лето можно собрать прекрасную коллекцию горных пород и минералов. Эта коллекция очень пригодится школе или краеведческому музею.
Собирая минералы, вы научитесь узнавать их с помощью простых и доступных средств, познакомитесь с полезными ископаемыми вашего края, с его геологической историей...
  • Бианки А.В. Как наблюдать погоду. [Djv- 1.0M] Для семилетней школы. Автор: Анатолий Валентинович Бианки.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Бианки А. Как наблюдать погоду.
Аннотация издательства: ...Огромная армия наблюдателей непрерывно следит за погодой. Метеорологи-наблюдатели измеряют давление атмосферы, узнают температуру и влажность воздуха, определяют силу и направление ветра, учитывают облачность и количество выпавших осадков...
Это необходимо для того, чтобы можно было предсказать погоду летчикам, капитанам кораблей, экспедициям, колхозам, строителям - всем, кому она может стать союзником в работе или оказаться врагом. Недаром в нашей стране существует специальная государственная служба погоды.
Но не везде есть метеорологические станции. И вот там, где их нет, могут хотя бы отчасти быть полезными юные наблюдатели.
Имея регулярные записи, можно ежедневно составлять информационные бюллетени погоды и вывешивать их для общего сведения или передавать в колхоз, в дом отдыха, на опытную станцию, в школу. Эти наблюдения помогут ориентироваться в наступающей погоде, подготовиться к ней. А так как очень многие работы зависят от погоды, то ваши наблюдения окажут большую помощь. Они будут нужны колхозу, строительной бригаде, врачам и спортсменам.
Внимательно следя за местными признаками наступающей погоды, вы сами сможете научиться ее предсказывать.
  • Богатков В.Н... Электричество движет модели. [Djv- 4.7M] Для средней школы. Авторы: Владимир Николаевич Богатков, Леонид Яковлевич Гальперштейн, Петр Петрович Хлебников. Рисунки М. Симакова и А. Окунева.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1958. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2008
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Электричество движет модели (3).
      Самодельные коллекторные двигатели (10).
      Статоры (12).
      Катушки статоров (45).
      Подшипники (53).
      Сердечники якорей (65).
      Обмотка якорей (83).
      Коллекторы (91).
      Щетки и щеткодержатели (98).
      Зажимы для подключения (106).
      Сборка, пуск и регулировка электродвигателей (108).
      Уход за электродвигателями и предупредительный ремонт (111).
      Переключатели направления вращения двигателя (121).
      Передаточные механизмы (127).
      Приемы работы (184).
Аннотация издательства: Очень интересно построить действующую, движущуюся модель электровоза, шагающего экскаватора, подъемного крана, земснаряда или какой-нибудь другой машины. Для каждой такой модели понадобится электродвигатель.
В этой книге описаны самые разнообразные конструкции отдельных частей электродвигателей: статоров, якорей, коллекторов, щеток, подшипников и т.д. При этом любой якорь подходит к любому статору. Вы всегда сможете скомбинировать такой электродвигатель, изготовление которого вам по силам.
Но электродвигатель - половина дела. Нужно передать его вращение колесам модели либо ее гребному валу, лебедке, стреле, мотовилу и т.п. Поэтому в книге приводятся описания различных передач: ременных, фрикционных, зубчатых, червячных, цепных, шарнирных, а также рассказывается, как изготовить гибкие валы, муфты, регуляторы скорости и другие механизмы. Многие из этих конструкций созданы юными техниками.
Пользуясь этой книгой, вы сможете любую модель привести в движение при помощи электричества.
  • В помощь юному технику. [Djv- 1.7M] Для средней школы. Авторы: В. Скобельцын, Н. Пашкевич, И. Максимихин, Ю. Верхало.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан, обработка, формат Djv: Сидор Сидоров, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В. Скобельцын, Н. Пашкевич. Летающие модели (3).
      И. Максимихин. Плавающие модели (61).
      Ю. Верхало. Простейшие конструкции по радио (117).
.
.
  • Васютин Н.А. Выступают юные гимнасты. [Djv- 2.5M] Для средней школы. Автор: Николай Алексеевич Васютин. В составлении акробатических упражнений принимал участие П.А. Панибратцев. Художник С. Чистяков.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1958. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Выступления на сцене
      ПРОГРАММА 1 (для мальчиков и девочек) (5).
      Зарядка (5).
      «Тройки» (8).
      Пирамида (10).
      ПРОГРАММА 2 (для мальчиков и девочек) (12).
      Упражнение с флажками (12).
      Парное упражнение (14).
      Пирамида (16).
      ПРОГРАММА 3 (для мальчиков и девочек) (18).
      Зарядка (18).
      «Пятерки» (21).
      Пирамида (25).
      ПРОГРАММА 4 (для мальчиков и девочек) (27).
      Пирамиды (27).
      ПРОГРАММА 5 (32).
      Выступление медведя и зайца (32).
      Упражнения со снежками (35).
      Пирамида (38).
      ПРОГРАММА 6 (40).
      Упражнение на гимнастической скамейке (40).
      Упражнение со звездочками (45).
      Упражнение с палкой (47).
      Пирамида (55).
      ПРОГРАММА 7 (57).
      «Нахимовцы» (57).
      Упражнение со скакалкой (для девочек) (62).
      «Веселые акробаты» (для мальчиков) (66).
      Упражнение с флажками (для мальчиков) (71).
      Упражнение с обручем (для девочек) (76).
      Пирамида (79).
      ПРОГРАММА 8 (81).
      Упражнение с мячом (для девочек) (81).
      «Веселые акробаты» (для мальчиков) (86).
      Сольное упражнение (для девочки) (89).
      Опорные прыжки через «козла» (для мальчиков) (92).
      Упражнение на брусьях разной высоты (для девочек) (95).
      Пирамида (для девочек) (102).
      Выступления на спортивной площадке или стадионе
      ПРОГРАММА 9 (105).
      Зарядка (для мальчиков и девочек) (105).
      Упражнение с букетами (для девочек) (110).
      Упражнение с вымпелом (для мальчиков) (114).
      Акробатический этюд (для двух девочек) (118).
      Пирамида (122).
      ПРОГРАММА 10 (124).
      Упражнение с флажками (для мальчиков и девочек) (124).
      Упражнение с лентой (для девочек) (130).
      Упражнение с палкой. «Пятерки» (для мальчиков) (133).
      Акробатический этюд (для девочек) (142).
      Парное акробатическое упражнение (для мальчиков) (148).
      Пирамида (153).
      ПРОГРАММА 11 (для мальчиков и девочек) (156).
      ПРОГРАММА 12 (для мальчиков и девочек) (167).
Из книги: ...Эта книга - в помощь юным гимнастам. В ней дается практический материал для физкультурных выступлений на школьном утреннике, вечере, на сборе пионерского отряда, для выступления в пионерском лагере и у пионерского костра.
Книга предназначена для актива школьников - физкультурников, пионервожатых и учителей по физической культуре...
  • Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. [Djv- 1.1M] Для семилетней школы. Автор: Николай Михайлович Верзилин.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Верзилин Н. Как ухаживать за комнатными растениями.
Из книги: Нет почти ни одного дома и совсем мало квартир, где бы на окнах не стояли в горшках комнатные растения. Они радуют наш взгляд в течение круглого года и своей зеленью и цветами украшают окна.
Эти растения разнообразны и требуют различного ухода. Одни надо чаще поливать, другие реже; одним нужен яркий свет, другим он вреден; одним зимою нужно тепло, другим - прохлада. Для того, чтобы в наших комнатах хорошо росли и цвели растения, нужно знать их потребности и внимательно ухаживать за ними.
  • Винниченко П.Ф... Как сделать улей и содержать пчел. [Djv- 951k] Для среднего и старшего возраста. Авторы: Павел Федорович Винниченко, Владимир Михайлович Декало.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1951)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Винниченко П., Декало В. Как сделать улей и содержать пчел.
Из книги: Работа с пчелами увлекательна и полезна. Наблюдая за жизнью пчел, вы узнаете о них много интересного и сможете сами стать юными пчеловодами.
Каждая школа, у которой есть хотя бы небольшой пришкольный участок, может завести у себя пчелиную пасеку с тремя-пятью ульями.
Устройство улья, разведение пчел и уход за ними не трудны, но требуют серьезного внимания и терпения.
  • Гаршенин В.Г. Модели сельскохозяйственных машин. [Djv- 3.6M] Для средней школы. Автор: Василий Григорьевич Гаршенин. Рисунки Е. Невельсона.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1959. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предварительные замечания и советы (3).
      Пятикорпусный тракторный плуг (9).
      Дисковая борона (22).
      24-рядная тракторная сеялка (31).
      Тракторная сенокосилка (50).
      Тракторные грабли (65).
      Жатка-самосброска (84).
      Простая молотилка (99).
      Веялка (113).
Из книги: Постройка моделей машин способствует углублению знаний, получаемых ребятами на уроках физики в школе, помогает им приобрести важные сведения по машиностроению, дает возможность узнать, какие бывают движения и передачи в механизмах, из каких деталей и узлов состоят машины. Кроме того, строя модели, ребята привыкают разбираться в чертежах, овладевают приемами работы плоскогубцами, рубанком, ножом и другими инструментами, узнают, какими свойствами обладает то или иное дерево, жесть, проволока и проч.
В этой брошюре рассказывается, как учащиеся четвертых - пятых классов могут построить из подручных материалов (дощечек, жести, гвоздей, проволоки и проч.) упрощенные действующие модели тракторного плуга, дисковой бороны, тракторной сеялки, сенокосилки, жатки, самосброски, молотилки и веялки.
Модели могут быть использованы в качестве наглядных пособий в школе либо переданы в детский сад как интереснейшие технические игрушки для детей старших групп. Изготовление моделей для подобной цели рекомендуется пионерскими ступеньками.
  • Герд С.В. Мой живой уголок. [Jpg-45.5M] Для среднего возраста. Автор: Сергей Владимирович Герд. Рисунки А.С. Илючеко.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1955. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан, обработка, формат: Андрей Захаров, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      МОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ
      Живой уголок у тебя дома (3).
      Трудности и хлопоты содержания животных в комнате (5).
      МОЙ АКВАРИУМ
      Несколько слов об аквариуме (7).
      Как устроить аквариум (8).
      Как ловить водных животных (12).
      Уход за аквариумами (15).
      Корм для водных животных (17).
      Карасик в аквариуме (21).
      Золотая рыбка и ее странные сородичи (23).
      Верховна и голец (26).
      Живородящие рыбки (31).
      Некоторые болезни рыбок в аквариуме (35).
      Весенняя жизнь тритонов (37).
      От икринки до лягушонка (42).
      Как из личинки вышла стрекоза (45).
      Домик личинки ручейника (51).
      Жук плавунец и его личинка (55).
      Улитка прудовик (58).
      Пиявки (60).
      МЕЛКИЕ ЗВЕРЬКИ В ЖИВОМ УГОЛКЕ
      Каких зверей можно держать дона (64).
      Как построить клетку (65).
      Поддерживай чистоту в клетках (68).
      Чем кормить мелких зверьков (69).
      О приручении животных (71).
      Кролик (73).
      Морская свинка (77).
      Белые мыши (80).
      Белка в клетке (84).
      Колючий приятель (87).
      Чем кормить зверьков (таблица) (90).
      ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ
      Как держать птиц в клетках (91).
      Птицы в комнате (95).
      Коря для птиц (97).
      Чем болеют птицы в неволе (99).
      Чиж (100).
      Снегирь (102).
      Синицы (104).
      Скворец (107).
      Ручной вороненок (108).
      Птичья столовая за окном (111).
      ТЕРРАРИУМ К ЕГО ОБИТАТЕЛИ
      Что такое террариум (113).
      Кого держать и наблюдать в террариуме (117).
      Ящерицы в террариуме (119).
      Лягушки в террариуме (126).
      Жаба (132).
      Болотная черепаха (134).
      Сухопутная черепаха (137).
      НАСЕКОМЫЕ В ДОМАШНЕМ ЖИВОМ УГОЛКЕ
      Как устроить садки для насекомых (140).
      История бабочки крапивницы (143).
      О воспитании гусениц (147).
      Жужелица (151).
      Бронзовка золотистая (154).
      Кузнечик (158).
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Дневник живого уголка (164).
      Учись делать зарисовки (165).
      Что делать дальше (167).
      ЧТО ЧИТАТЬ
      Книги о работе юных натуралистов (168).
      Что читать о жизни водных животных (169).
      Что читать о грызунах и насекомоядных (170).
      О птицах а неволе (170).
      Об обитателях террариума (171).
      О насекомых и их жизни в садках (172).
Моему читателю: ...Если ты тоже любишь животных, наблюдай и держи их дома. Нет, конечно, необходимости заводить целый зоосад, и не всегда это в небольшой квартире возможно. Но иметь одного-двух зверков, птичку в клетке или банку с рыбками я тебе очень советую. Много места тебе не нужно: часть окна, чтобы можно было поставить на нем твои аквариумы, и столик у стены для садков и клеток.
Если ты будешь держать свое живое хозяйство в порядка, твой живой уголок только украсит комнату и будет занимать ребят и взрослых...
  • Григорьева М.А. Ботаническая экскурсия. [Djv- 1.3M] Для семилетней школы. Автор: Мария Алексеевна Григорьева.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Изучайте растения в природе в разное время года (4).
      С чего начать самостоятельную работу (5).
      Подготовка к экскурсии (5).
      Экскурсионное снаряжение юных ботаников (6).
      Экскурсия в лес весной (8).
      Летом (16).
      Растения осенью (30).
      Экскурсия зимой (38).
      О сушке растений и о ботанических коллекциях (43).
Из книги: ...Для того чтобы работы по преобразованию природы растений были успешными, необходимо внимательно изучать жизнь растений, хорошо знать ботанику, научиться наблюдать...
...Экскурсии и экспедиции в природу помогут вам научиться наблюдать, своевременно и правильно производить работу по сборам дикорастущих растений и успешно выращивать культурные, вести серьезную, полезную работу по изменению природы растений на благо человека.
  • Иванченко Н.С. Как сделать аквариум и террариум. [Djv- 1.6M] Для среднего и старшего возраста. Автор: Николай Степанович Иванченко.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Иванченко Н. Как сделать аквариум и террариум.
Из книги: Для юных натуралистов, изучающих природу родного края, трудно найти более интересное и полезное пособие, чем аквариум и террариум. Без них не обходится ни один живой уголок, они очень нужны и на уроках естествознания. Ведь никакие препараты и таблицы, даже самые лучшие, не могут заменить живых обитателей леса, прудов и рек.
Конечно, лучше всего отправиться в лес, в поле, на озеро или на речку. Но ведь сделать это зимой не всегда удается. Да и трудно наблюдать за обитателями рек и озер, когда все кругом сковано толстым льдом и занесено снегом.
Аквариум и террариум удобны тем, что даже в разгар зимы, в самый лютый мороз они помогут вам проникнуть в подводное царство рыб, водяных жуков, улиток и водорослей, помогут познакомиться с жизнью различных животных.
Очень полезно смастерить небольшой комнатный аквариум и поставить его у себя дома.
Сделать это не так уж трудно. Приложите некоторые усилия, терпение, и вы убедитесь, что время и труд не пропали даром. Много занимательных страниц из «книги природы» прочитает пытливый наблюдатель сквозь стеклянные стенки аквариума и террариума.
  • Клементьев С.Д. Управление моделями по радио. [Djv- 4.8M] Для средней школы. Автор: Сергей Дмитриевич Клементьев.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1957. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Глава I. КАК УПРАВЛЯЮТ МОДЕЛЯМИ ПО РАДИО
      Простейшая схема радиоуправления (11).
      Схема радиоуправления с шаговым искателем (12).
      Схема радиоуправления с шаговым распределителем и реле замедленного действия (15).
      Глава II. СХЕМЫ ПЕРЕДАЮЩИХ И ПРИЕМНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПО РАДИО
      Схемы передатчиков (17).
      Схемы приемников (23).
      Глава III. ДЕТАЛИ И ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА ПЕРЕДАЮЩИХ И ПРИЕМНЫХ УСТРОЙСТВ
      Радиолампы генераторов (27).
      Колебательные контуры (29).
      Подстроечные полупеременные конденсаторы (31).
      Конденсаторы постоянной емкости (32).
      Высокоомные постоянные сопротивления (36).
      Проволочные сопротивления (38).
      Дроссели высокой частоты (38).
      Проводниковые материалы (39).
      Проволока из сплавов высокого сопротивления (40).
      Электроизоляционные материалы (41).
      Склеивающие материалы (42).
      Монтаж цепей аппаратуры (42).
      Глава IV. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОДЕЛЬНЫХ ПЕРЕДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ
      Простейшее радиопередающее устройство (первый вариант) (44).
      Передающая антенна (55).
      Связь вибратора с контуром через фидер (57).
      Как излучение электромагнитной энергии сделать направленным (60).
      Радиопередающее устройство (второй вариант) (61).
      Радиопередающее устройство (третий вариант) (65).
      Радиопередающее устройство (четвертый вариант) (69).
      Другие схемы передатчиков (71).
      Пульт управления (72).
      Глава V. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИЕМНЫХ УСТРОЙСТВ
      Радиоприемник Московской городской авиамодельной лаборатории ДОСААФ (первый вариант) (77).
      Радиоприемник Московской городской авиамодельной лаборатории ДОСААФ (второй вариант) (85).
      Сверхрегенеративный приемник типа ЦАМЛ (88).
      Глава VI. РЕЛЕ
      Первичные реле (94).
      Поляризованные реле промышленного изготовления (95).
      Реле из телефонной трубки (99).
      Самодельное поляризованное реле (100).
      Самодельное неполяризованное первичное реле (104).
      Промежуточные реле (109).
      Промежуточные реле промышленного изготовления (109).
      Самодельное промежуточное реле (первый вариант) (114).
      Самодельное промежуточное реле (второй вариант) (119).
      Самодельное промежуточное реле (третий вариант) (124).
      Шаговые распределители (127).
      Самодельное реле с воздушным замедлителем (136).
      Биметаллическое реле выдержки времени (139).
      Струнное реле (144).
      Глава VII. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
      Электродвигатели малой мощности (147).
      Схема управления работой электродвигателя (153).
      Механизм подъема и спуска якоря (157).
      Электромагнитный привод с притягивающимся якорем (первый вариант) (160).
      Электромагнитный привод с притягивающимся якорем (второй вариант) (161).
      Соленоидные электромагнитные приводы (162).
      Рулевой привод с электродвигателем (169).
      Сигнализационные устройства (172).
      Глава VIII. ИСТОЧНИКИ ТОКА ДЛЯ ПИТАНИЯ МОДЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЕМЫХ ПО РАДИО
      Расчет источников питания (174).
      Элементы и батареи (177).
      Самодельные гальванические элементы и анодные батареи (181).
      Аккумуляторы промышленного изготовления (186).
      Щелочные аккумуляторы (187).
      Самодельные аккумуляторы (189).
      Глава IX. РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ
      Сухопутные модели (195).
      Плавающие модели (203).
      Летающие модели (206).
      Заключение (215).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Таблица основных данных некоторых типов первичных элементов (218).
      Таблица основных данных батарей, составленных из первичных элементов (219).
      Таблица основных данных некоторых типов кислотных аккумуляторных батарей (220).
      Таблица основных данных некоторых типов щелочных аккумуляторов (220).
Аннотация издательства: Книга С. Клементьева «Управление моделями по радио» предназначена для читателей, знакомых с элементарной радиотехникой. В ней рассматриваются различные простейшие способы управления моделями по радио, описываются схемы, узлы и детали самодельной аппаратуры радиоуправления.
Аппаратура управления моделями по радио, данные которой приведены в книге, была испытана и проверена при участии юных моделистов.
С. Клементьев умер в 1956 году. Поэтому в книге не нашли отражения некоторые новейшие успехи советских моделистов. Однако издательство надеется, что и в таком виде книга поможет юным моделистам-радиотехникам в их творческой работе по созданию оригинальных моделей, управляемых по радио.
  • Коршун И.А... Как научиться переплетать. [Djv- 1.2M] Для средней школы. Авторы: Иван Алексеевич Коршун, Елена Егоровна Толмачева. Ответственный редактор Г. Гроденский.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Коршун И.А., Толмачева Е.Е. Как научиться переплетать.
Книгу надо беречь: ведь в нее вложен труд большого числа людей. Да и сама книга служит огромному количеству читателей. И чем бережнее относиться к ней, тем дольше живет книга.
Лучший способ сохранить библиотечную или свою книгу, дневники отрядов, письменные отчеты кружков - это переплести их.
Научиться переплетать нетрудно. Станочки и другие переплетные приспособления вы сможете сделать сами. И тогда, научившись переплетать, вы принесете большую пользу школе и пионерскому отряду.
  • Коршун И.А... Самодельные пособия из бумаги и картона. [Djv- 1.7M] Для средней школы. Авторы: Иван Алексеевич Коршун, Елена Егоровна Толмачева.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1954. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Что можно сделать для школы (3).
      Рабочий уголок (4).
      Основные способы и приемы работы (5).
      Папье-маше (5).
      Модели и формы (15).
      Изготовление моделей из глины (16).
      Отливка форм (24).
      Изготовление учебных пособий (28).
      Пособия по географии (29).
      Пособия по истории (45).
      Пособия по ботанике (59).
Из текста: Наглядные учебные пособия, сделанные руками ребят, - лучший подарок школе. А вы сможете смастерить много различных хороших пособий. Учителя бережно сохранят подарки, и не одно поколение ваших младших товарищей будет с благодарностью вспоминать тех, кто о них позаботился. Для вас же это будет интересное и увлекательное занятие, которое расширит кругозор, углубит знания, научит работать с инструментом и материалом.
  • Куприянов Н.Д. Как делать физкультурную зарядку. [Djv- 1.1M] Для начальной и средней школы. Автор: Николай Дмитриевич Куприянов.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1952. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Куприянов Н. Как делать физкультурную зарядку.
Ежедневная утренняя гимнастика (зарядка) укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает силу, ловкость, работоспособность, создает бодрое и жизнерадостное настроение, способствует правильному физическому развитию...
  • Куприянов Н.Д. Как сдать спортивные нормы. [Djv- 1.4M] Для средней школы. Автор: Николай Дмитриевич Куприянов.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1953. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Обязательные нормы (4).
      Нормы по выбору (11).
      1-я группа (упражнения на скорость) (11).
      2-я группа (упражнения в ловкости) (12).
      3-я группа (упражнения в метании) (23).
      Овладение упражнениями и тренировка (26).
      План сдачи норм (48).
      Сдача норм на «отлично» (51).
Каждый из вас должен быть физически здоровым и крепким, отважным и жизнерадостным, чтобы стать активным строителем коммунистического общества и надежным защитником советской Родины.
Значок БГТО («Будь готов к труду и обороне СССР») - это первая ступенька всестороннего физического развития и начало спортивной подготовки по любимому виду спорта...
  • Курденков К.Н. Юные умельцы дома. [Djv- 3.0M] Для средней школы. Автор: Кирилл Никифорович Курденков. Обложка и титул Ю. Лаврухина.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1959. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Будь юным умельцем везде - в школе, на производстве и дома! (3).
      Рабочий уголок юного техника (5).
      Отделочные работы (16).
      Для учебного уголка школьника (29).
      Для домашней санитарии и гигиены (46).
      Помогай родителям! Создавай и поддерживай дома уют и порядок! (56).
      Умей починить и сделать! (82).
      Полезные советы юным техникам (92).
      Разные самоделки (106).
Аннотация издательства: Куда ни оглянись, везде для юного умельца найдется интересное дело.
В этой книжке даются описания и чертежи ряда самодельных предметов бытового обихода, а также некоторые полезные советы по домашнему ремонту.
Каждый умелец сможет с пользой применить технические знания и трудовые навыки, приобретенные в школе.
  • Леонтьев П.В. Работы по металлу. [Djv- 3.0M] Для средней школы. Автор: Павел Васильевич Леонтьев. Научный редактор С.Т. Лучининов. Книга подготовлена к печати Д.П. Леонтьевым.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1956. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2008
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Глава I. Металлы и их свойства (10).
      Глава II. Литейные работы (18).
      Глава III. Кузнечные работы (44).
      Глава IV. Слесарные работы (58).
      Глава V. Токарные работы (106).
      Глава VI. Жестяницкие работы (135).
      Глава VII. Работы с проволокой (149).
.
  • Митрофанов Н.М. Школьная фотолаборатория: Самодельное оборудование для кружка юных фотолюбителей. [Djv- 3.6M] Для средней школы. Автор: Николай Михайлович Митрофанов. Чертежи выполнены М.Е. Гетманским. Рисунок на обложке В. Враныча.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1958. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      К юным читателям (3).
      Прибор для фоторепродуцирования и увеличения аппаратом «Любитель» (7).
      Прибор для фоторепродуцирования и увеличения аппаратами «ФЭД» и «Зоркий» (20).
      Прибор для изготовления диафильмов (37).
      Столик для стереосъемки аппаратом «Любитель» (54).
      Столик для стереосъемки двумя аппаратами «Любитель» (59).
      Стереоскопы (66).
      Прибор для макрофотографирования аппаратом «Любитель» (78).
      Прибор для макро- и микрофотографирования аппаратами «ФЭД» и «Зоркий» (86).
      Макрофотографирование растений и насекомых аппаратом «Любитель» (92).
      Приспособление для микрофотографирования с помощью микроскопа и аппарата типа «Фотокор» (94).
      Прибор для микрофотографирования без микроскопа и фотоаппарата (99).
      Фотоувеличитель для дневного света (110).
      Проекционный фонарь как фотоувеличитель (113).
      Фотокамера для съемки Солнца и Луны (117).
      Самодельный киноаппарат для съемки и показа кинофильмов (122).
      Темная комната (145).
      Стол для проявления (145).
      Лабораторный фонарь (148).
      Сушильный станок (152).
      Копировальная рамка (152).
      Приспособления для проявления катушечной пленки (154).
      Рецепты негативных проявителей (156).
      Рецепты проявителей для бумаг и диапозитивов (157).
      Обработка обратимой кинопленки и позитивной пленки методом обращения (158).
В книге Н.М. Митрофанова «Школьная фотолаборатория» рассказывается, как оборудовать фотолабораторию самодельными приборами и приспособлениями для репродуцирования, изготовления диафильмов, увеличения фотоснимков, для киносъемки и показа кинофильмов, а также для микро-, макро- и стереофотографирования.
Все приборы и аппараты были построены и испытаны в лаборатории кинофототехники Центральной станции юных техников имени Н.М. Шверника учащимися 234-й, 135-й и 101-й школ г. Москвы.
Книга рассчитана на широкий круг юных фотолюбителей.
  • Москатов Е.П. Походный радиоприемник. [Djv- 602k] Для средней школы. Автор: Евгений Петрович Москатов.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1953. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Москатов Е. Походный радиоприемник.
В этой книжке рассказывается о том, как самому построить походный радиоприемник с питанием от батареек для карманного фонаря.
Изготовление такого приемника вполне доступно каждому юному радиолюбителю, если он имеет хотя бы небольшие навыки в пайке и в постройке простых детекторных приемников. Но лучше всего, конечно, организовать постройку походных приемников в техническом кружке. Тогда более опытные ребята смогут помочь своим товарищам.
Основное назначение нашего походного приемника - работа во время походов, экскурсий и в лагере. Однако приемник можно установить и дома. С хорошей антенной и надежным заземлением он будет работать еще лучше.
.
  • Москатов Е.П. Самодельный радиоприемник. [Djv- 1.4M] Для средней школы. Автор: Евгений Петрович Москатов.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1954. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Схема приемника (4).
      Детали приемника (8).
      Блок катушек (9).
      Автотрансформатор (12).
      Выходной трансформатор (17).
      Шасси (19).
      Ящик (19).
      Сборка и монтаж приемника (22).
      Наладка и настройка приемника (26).
В этой книжке рассказывается о том, как самому построить простой двухламповый радиоприемник с питанием от электросети переменного тока напряжением 120 или 220 вольт. Схема и конструкция выбраны так, что приемник требует самого незначительного количества покупных деталей, несложен в изготовлении и наладке. При этом приемник обеспечивает надежный и устойчивый прием местных и наиболее мощных иногородних радиовещательных станций на динамический громкоговоритель.
Приемник имеет фиксированные настройки на три радиостанции, что приближает его к обычной трансляционной точке, но с тремя программами вещания вместо одной.
  • Павлович С.А. Приборы и модели по неживой природе. [Djv- 2.6M] Для среднего и старшего возраста. Автор: Сергей Андроникович Павлович.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1953. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Материалы для работ (4).
      Инструменты (8).
      Работы с водой (10).
      Как делать бассейны и трубы для воды (10).
      Текучесть и тяжесть воды и какая от этого людям польза (18).
      Фонтан, сообщающиеся сосуды, шлюзы и водопровод (38).
      Водяной пар и его сила (47).
      Работы с воздухом (57).
      Невидимка, но он всегда вокруг нас (57).
      Как плавают и как летают по воздуху (60).
      Мы живем на дне воздушного океана (64).
      Как люди пользуются силою ветра (67).
Работы, о которых мы здесь рассказываем, помогают изучать окружающую нас неживую природу - воздух и воду.
Хотя неживую природу изучают в начальной школе, но работы наши будут очень интересны и для более старших ребят. Особенно советуем заняться ими юным любителям техники. Ведь изучение воды, которую мы пьем, в которой мы купаемся, ловим рыбу, по которой катаемся на лодках и пароходах, - это вместе с тем изучение водяной мельницы, шлюза, турбины, водопровода и фонтана, паровой машины; изучая воздух и газы, мы начинаем понимать, что такое огонь, как работают насос, ветряные двигатели, как движутся парусные корабли, яхты и буера, почему летают воздушные шары, планеры, самолеты.
Сколько интереснейших технических моделей, которые будут работать, как настоящие машины можно построить! Многие из тех приборов и моделей, которые даны в этой книжечке, смогут сделать ученики 4-го класса, но иные работы по силам для умелых рук более старшего возраста. Изготовление приборов и моделей и наблюдение за их действием для всех юных техников - увлекательная работа. Изучая вещества и силы неживой природы, мы познаем основу всей человеческой техники.
Сделанные хорошо вещи будут к тому же полезными учебными пособиями для преподавания неживой природы в начальной школе. Пионеры и комсомольцы могут принести большую пользу своим младшим товарищам по школе. А часть вещей пригодится даже для кабинета физики в средней школе.
  • Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате: Юным натуралистам об аквариуме. [Djv- 4.9M] Для средней школы. Автор: Федор Михайлович Полканов. Рисунки Б. Булгакова.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1955. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От автора (3).
      Глава I. Первые шаги (5).
      Глава II. Зеленые друзья (32).
      Глава III. Враги-помощники (46).
      Глава IV. Наконец-то рыбы (50).
      Глава V. Непрошенные гости (87).
      Заключение (92).
От автора: ...В этой книжке даются первые сведения о том, как оборудовать комнатный пресноводный аквариум и создать в нем условия, необходимые для жизни некоторых видов рыб, растений и моллюсков.
Сведения эти помогут тебе на первых порах избежать наиболее грубых ошибок и познакомят с некоторыми характерными особенностями жизни подводного мира...
  • Разумовский Н.К. Как определять минералы. [Djv- 2.3M] Для средней школы. Автор: Николай Константинович Разумовский.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1953. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Наружные признаки мин орало в (5).
      Величина и форма минеральных зерен (6).
      Блеск (14).
      Цвет минерала и цвет черты (15).
      Простейшие испытания физических свойств минерала (10).
      Плотность и удельный вес минералов (18).
      Простейшие химические испытания (21).
      Особые свойства (30).
      Таблицы минералов и их употребление (32).
Что такое минералы и как их научиться отличать друг от друга?
Минералы - это природные вещества, из которых сложены «камни», земная кора - та твердая основа, по которой мы ходим...
Мы хотим помочь тем любителям природы, которые будут бродить по полям и берегам речек и собирать коллекцию минералов. Такая коллекция явится хорошим пособием для школы, а работа по собиранию, определению минералов и составлению коллекции разовьет зрение, научит видеть существенное в камнях и даст много полезных знаний об окружающей природе.
Как собирать минералы, где их искать, - об этом здесь не сказано. Наше пособие преследует цель научить определять минералы, - узнать название и состав минерала по его наружным свойствам...
  • Скребицкий Г.А. Про наших птиц. [Djv- 3.1M] Для семилетней школы. Автор: Георгий Алексеевич Скребицкий. Рисунки В. Фролова.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1954. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      I. КТО КАК ЗИМУЕТ
      1. Про тех, кто зимует возле жилья (3).
      2. В полях и лесах (14).
      3. На помощь крылатым друзьям (23).
      II. КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ
      1. Первые вестники (32).
      2. Вернулись на родину (36).
      3. Юннаты отправляются на охоту (42).
      4. «Потянули» вальдшнепы (44).
      5. Крылатые бойцы и танцоры (48).
      III. КТО КАК ЛЕТО ПРОВОДИТ
      1. Возле дома (54).
      2. В лесу (56).
      3. На зеленом лугу (60).
      4. У самой воды (64).
      5. Наши помощники (70).
      6. Птенцовые и выводковые птицы (74).
      7. Берегите птиц! (82).
      8. Что можно увидеть на летней охоте (85).
      IV. КТО КАК К ЗИМЕ ГОТОВИТСЯ
      1. Собираются в дальний путь (89).
      2. Остаются в наших краях (95).
.
  • Смирнов В.А. Опыты и самоделки по физике. [Djv- 2.1M] Для средней школы. Автор: Всеволод Александрович Смирнов.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1955. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009-11
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Опыты и самоделки, основанные на свойствах воздуха (3).
      Опыты и самоделки, основанные на свойствах воды (30).
      Опыты и самоделки, основанные на тепловых явлениях (44).
      Опыты и самоделки, связанные с звуковыми явлениями (49).
      Опыты и самоделки по механике (52).
      Опыты и самоделки из области электричества и магнетизма (71).
      Опыты и самоделки, основанные на явлениях оптики и света (82).
При составлении данного сборника автор использовал книги: Рихтер Б. - «Самодельные приборы для физических опытов»; Павлович С. - «Приборы и модели по неживой природе»; Абрамов А. и Хлебников П. - «Самодельные электрические и паровые двигатели»; сборник «Умелые руки»; Костенко И., Микуртумов Э. - «Летающие модели»; Перельман Я. - «Физика на каждом шагу»; Перельман Я. - «Занимательная физика» - и другие материалы.
  • Стрелков П.Г. Электротехнику. [Djv- 4.6M] Для средней школы. Автор: Петр Георгиевич Стрелков. Под редакцией И.Ф. Меншутина. Рисунки по эскизам автора выполнены М. Симаковым. Рисунок на обложке Л. Яницкого.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1955. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2008
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Вступление (3).
      Первоначальные сведения об электричестве (9).
      Понятие об электростатической индукции (19).
      Элементарные понятия об электрическом токе (20).
      Источники электрического тока (33).
      Выпрямители (58).
      Электромонтажные работы (64).
      Тепловые действия электрического тока (78).
      Магнетизм (106).
      Электромагниты (122).
      Электроэрозионный карандаш (130).
      Модель телеграфного аппарата (139).
      Электродвигатели (154).
      Простейшие трансформаторы (183).
      Полезные советы и указания (193).
.
  • Храпковский А.И. Занимательные очерки по химии. [Djv- 1.3M] Для средней школы. Автор: Александр Исаакович Храпковский. Оформление Б. Пятунина.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1958. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: bolega, предоставил: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Названия химических элементов (3).
      Распространение элементов в природе (9).
      Химические элементы в быту (19).
      Химический язык (31).
      Атомы и молекулы (35).
      Периодическая система элементов (39).
      Простые вещества, их свойства и применение (44).
      Сложные вещества, их свойства и применение (56).
      Кислоты, щелочи и соли в нашем обиходе (71).
      Химическая технология (76).
      Растворы и их свойства (91).
      Старинные и образные названия (96).
Откуда произошли названия химических элементов? Как распространены элементы в природе и в нашем быту? Какое применение в жизни находят простые и сложные вещества? Много вопросов встает перед каждым из вас, кто в школе изучает химию. И книга А. Храпковского «Занимательные очерки по химии» познакомит вас с различными разделами этой науки. Немало интересного узнаете вы о различных свойствах химических веществ, использовании кислот, щелочей и солей в нашем обиходе, технологии различных производств и еще о многом другом, что поможет расширить школьный материал по химии.
  • Чкаников И.Н. Сильные, смелые, ловкие. [Djv- 4.1M] Для средней школы. Автор: Иван Нилович Чкаников.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1954. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      НА ПЛОЩАДКЕ
      Мяч в кругу (3).
      Через лес (4).
      Лови палку (5).
      Ходьба взапуски (5).
      Дай руку! (5).
      Ловля парами (6).
      Ветерок (7).
      Перелетный мяч (8).
      Плитка (9).
      Тройки со скакалками (9).
      Мяч за круг (11).
      Встречная эстафета с обручиками (12).
      Как сделать мельницу с вертушками (14).
      Защита (16).
      С колышка на колышек (16).
      Гонка мячей по кругу (18).
      Бросай и лови (19).
      За мячом противника (20).
      Кто возьмет? (20).
      Гонка мяча по улице (22).
      Эстафета с палками (23).
      Из круга в круг (24).
      Как начертить точный круг на земле или на полу (25).
      Быстрей и выше (26).
      Мяч - своему (28).
      Попади в мишень (30).
      Вслед за стрелой (32).
      Как сделать лук и стрелы (33).
      Свободное место (34).
      Быстрые ноги и верный глаз (34).
      Кубик (36).
      Через ров (38).
      Борьба номеров (40).
      Русская лапта (41).
      Мяч в ворота (43).
      Рюшки гонять (46).
      Перехват (47).
      Игровое многоборье (50).
      Бег с препятствиями (52).
      Как сделать ракетку и волан (60).
      Игровой турнир (60).
      Упражнения с мячом (67).
      Кольца (68).
      Как вырезать кружок или кольцо из фанеры (74).
      Сквозная мишень (74).
      Чижик (75).
      Птички (76).
      Комический волейбол (78).
      Тихоходы (78).
      Раз, два, три, четыре, пять! (79).
      Не приземляйтесь! (80).
      НА КУПАНЬЕ
      Блинки (83).
      Прыжком друг за другом (83).
      Чей дальше? (84).
      Тир на воде (84).
      Мяч-мишень (84).
      Погоня за мячом (85).
      Мяч под водой (87).
      Нырки (88).
      Кто выше прыгнет? (90).
      Осторожные пловцы (90).
      Гонка мячей (91).
      На берег (91).
      Водоносы (92).
      Бой на переправе (94).
      Встречная эстафета с пузырями (95).
      В ЛЕСУ И В ПОЛЕ
      Цветок и листок (97).
      Пятнашки в лесу (98).
      Перебежка (98).
      Точно вовремя (99).
      Меточки (100).
      Поиски на финише (101).
      Следопыты (103).
      Знаки в лесу (104).
      Погоня за лисицей (104).
      Вы спрячете, а мы отыщем (106).
      Пересмешник (107).
      Как сделать свисток (103).
      Ночной поиск (109).
      Наблюдатели (110).
      ЗИМОЙ НА ВОЗДУХЕ
      Кругляки (111).
      Перебежка под обстрелом (112).
      Веселая поездка (113).
      Столбики (114).
      Шар за город (116).
      Падающая башня (118).
      Катанье с горы (119).
      Борьба за мяч (120).
      По мишеням (121).
      Турнир на коньках (122).
      Бег с препятствиями (124).
      Городки на льду (129).
      Шнырялки (130).
      Самодельные лыжи (130).
      Трудная дорога (132).
      Два города (132).
      Вызов номеров (134).
      Пробег с пересадкой (136).
      Многоборье на лыжах (137).
      По следам за флагом (140).
.
  • Чусов Ю.Н. Мяч в игре! [Djv- 1.3M] Для средней школы. Автор: Юрий Николаевич Чусов. Рисунки Н. Лейтенант.
    (Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1957. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Игры в мяч (3).
      Баскетбол (5).
      Волейбол (21).
      Лапта (34).
      Ручной мяч 11:11 (39).
      Ручной мяч 7:7 (48).
      Хоккей на траве (53).
      Как организовать и провести соревнования (65).
.
  • Яковлев А.А. За полезными ископаемыми. [Djv- 4.8M] Для средней школы. Автор: Александр Александрович Яковлев. Рисунки М. Гетманского.
    (Москва: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1954. - Серия «В помощь самодеятельности пионеров и школьников»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Обращение к читателям (5).
      Глава I. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С КАМНЕМ (9).
      Что надо знать о минерале и горной породе (9).
      Много ли в природе минералов и горных пород? (12).
      Минералы, слагающие породы (14).
      Главнейшие типы горных пород (17).
      Как образуются месторождения полезных ископаемых (27).
      Глава II. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ КАМНЯ (44).
      Является ли цвет надежным признаком минерала? (45).
      Блеск - характерный признак минерала (46).
      Спайность и излом минерала (47).
      Как определить твердость минерала (50).
      На что еще вам надо обратить внимание (53).
      Глава III. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (54).
      Песок и гравий (54).
      Глина (58).
      Известняк и кальцит (60).
      Гипс и ангидрит (65).
      Фосфорит и апатит (68).
      Железные руды (71).
      Марганцевые руды (76).
      Руды цветных металлов (78).
      Руды «малых» металлов (82).
      Руды редких металлов (84).
      Природные минеральные краски (87).
      Горючие ископаемые (90).
      Глава IV. В ПОХОД ЗА ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (99).
      Подготовка юных разведчиков недр (101).
      Простейшее снаряжение (102).
      Полевая практика (113).
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как самому составить минералогическую коллекцию (118).
      Что читать дальше (121).
      Указатель минералов (124).
      Указатель горных пород (129).
В учебниках географии упоминается о многих минералах и горных породах, которые используются в промышленности. На уроках географии вам иногда показывают коллекции полезных ископаемых, однако рассмотреть хорошенько каждый камешек в отдельности, сравнить с другим, описать, а иногда и зарисовать, не хватает времени. Поэтому, когда вы совершаете экскурсии в природу, многое из того, что вы как будто уже «прошли» в школе, кажется вам незнакомым.
Несмотря на то что камень (особенно руды) имеет широкое применение в жизни, вы знаете о нем значительно меньше, чем, например, о растениях, насекомых, рыбах, птицах и других животных. Чтобы ликвидировать свою «каменную» неграмотность, начинайте изучение с того, что вас окружает: хорошенько присматривайтесь к камню, испытывайте его, составляйте коллекцию полезных ископаемых края...