>Вы согласны, что большой круг людей, активно читающих, не считал фантастику достойной для своего чтения литературой?
Как сказать? Еще раз остановлюсь подробнее на разнице между традиционной, классической, фантастикой, с одной стороны, и с нововременной - с другой. В первой делался большой акцент на техницизм, предвидение открытий. Отсюда повышенное внимание всяким техническим вещам, тому, что с ними связано, в ущерб психологичности, социальной проблематике (я имею в виду собственно писателей фантастов, а не обычных писателей, порой отдававших дань фантастике, - не А. Толстого, Джека Лондона и мн. др.). Когда началась космическая эра, человек вышел в космос, когда, говоря шире, вовсю развернулась НТР, момент научно-технического предвидения стал интересовать больших фантастов в меньшей мере. Это ярко видно на сравнении ранних вещей Лема, написанных в 50-е - начале 60-х гг., и более поздних. Первые сделаны профессионально, но по-настоящему скучны. То же можно сказать об Азимове и Кларке. Фантастов больше стали волновать социальные и нравственные проблемы, выдвигаемые НТР. Если угодно, сам человек с его личным внутренним миром стал интересовать гораздо больше. Отсюда Крайтон (Штамм "Андромеда"), фактически весь Бредбери, в нашей литературе масса ярких имен, среди которых я выделил бы особо Стругацких. Как раз наиболее ярких авторов у нас особенно мало издавали, критика не жаловала их вниманием, а в результате получалось то, на что указываете Вы. Т. е. читатель в его массе был сильно ниже таких авторов, хотя бы потому, что мало их знал, произведения их были трудно доступными. Кроме того, Стругацкие были вынуждены прибегать к цветастой развлекальщине (Сказка о тройке), что создавало о них впечатление несерьезных.
>Неоднократно наблюдал отказы от чтения фантастики (при этом всякие приключенческие и детективные книжки читались)
Поэтому перед читателем образовывался выбор: или техницистская бодяга (которая далеко не всем (серьезным) людям по вкусу, или вещи, требовавшие напряжения ума и совести ("Гадкий утенок" Стругацких, например), а многие на такие напряжения были не способны. Т. е. читать-то как таковое могли, но не могли серьезно оценивать, и в результате такая литература их не привлекала в целом. А в общественных и домашних библиотеках имелась масса другой высококачественной беллетристики (на что Вы и указываете), было что выбирать и чему отдавать предпочтение.
Где-то в районе Нового года в Кремлевском дворце съездов жена Путина провела форум, посвященных проблемам детской литературы и детских библиотек. И ей не пришло ничего в голову, как предложить создать российскую альтернативу Гарри Поттеру. По мне это тушить пожар керосином.