Vyacheslav_Sachkov писал(а) 21.07.2006 :: 03:00:34:К сожалению, Вы так и не поняли моей идеи. Тут дело не в состоятельных и бедных пользователях, а в другом. Даже американцы, зарабатывающие на торговле в сети электронными текстами, недовольны существующим у них законом, не отличающим файлов, на которых можно хорошо обогащаться, от файлов, на которых нельзя заработать ничего по определению. У них совершенно не такой менталитет, как у нас. Просто не понимают, зачем нужно цифровать и выкладывать в сеть тексты забесплатно.
Я не стала обсуждать суть вашей идеи п.ч. тут все не так просто, на мой взгляд.
Касательно того, почему зарубежом не так бурно занимаются оцифровкой: мне все же кажется, что тут дело не в менталитете, а в слишком резво работающем законе. Америка, может, и бескультурная и там мп3 гораздо важнее всяких форматов е-бук. Но возьмем, скажем, Францию, или ту же Германию... Во Франции культура-литература вообще на уровне религии почти, и если их сегмент инета не завален бесплатными сканами, то причин тут я нахожу несколько: с одной стороны, крайне развитая книготорговля в смысле как простых магазинов так и сетевых (в любой точке Франции можно приобрести любую книгу или почти), с другой - финансовая возможность у большинства эти книги приобресть, и в третьих - крайне бдительный издательский сектор, строго следящий за инетом посредством беспощадного применения законодательства. Да, в сетях пирингового обмена (которые как раз и есть место вольного пиратства) всегда можно найти последний национальный бестселлер, спрос велик, ну а дальше? В статичном виде это ведь фиг разместишь: сразу найдут и закроют. И так вот выпалывают западную сеть. На удивление успешно.
Думаю, что в сухом остатке играет существенную роль не чей-то там менталитет (он, видит Бог, достаточно разный в разных странах), а соотношение строгости применения закона и нужды этот закон обходить. В случае с бестселлерами нужда (желание) велико и массово настолько, что стихийно создается подполье (пиринговые сети), но во всех остальных случаях рисковать идти против закона, который обязательно тебя найдет и ударит по карману всерьез и больно? нужды такой нет и мало кто рискует.
Резюмирую: никакие мало-мальски крупные библиотеки типа Мошкова или вот того же Ершова нигде на западе не успели бы подняться - пали бы под ударами судебных исков. С первым цветением мирового интернета аналогичный эксперимент был стихийно проведен в области бесплатной музыки (Напстер и присные) и все знают, чем это кончилось: медийные издательства хором надавили на законодателей в америке, которая на тот момент имела львиную долю инетных пользователей, закон был приведен в соответствие с технологиями, остальные страны тоже подправили свои законы, и напстер накрылся медным тазом. Зато с тех пор музыку можно легально приобресть гораздо дешевле, чем то было возможно ранее (дань новым технологиям, надо думать).
Вот у меня к вам такой вопрос: вы б согласились сканить ту кучу книг, которую вы отсканили, если б знали, что в одном месте это все разместить нельзя - найдут-засудят-закроют - а можно по дюжине книжек выложить на сотне, а то и на тысяче разных сайтов, которые вам самому бы и пришлось поддерживать? Это такая стратегия, чтоб не привлекать внимание.
Мало кто станет заниматься бескорыстным делом просвещения в таких зверских условиях.
Цитата:В итоге мы имеем ситуацию, в которой в целом сетевые электронные коммерсанты живут сами по себе, а вольные библиотекари от них отдельно. У тех и других своя аудитория, и случаи перебегания друг другу дороги крайне редки. В общем случае коммерсант не станет цифровать и выкладывать Салтыкова-Щедрина или учебник готского языка М. Гухман, а вольный библиотекарь не сделает того же с коммерческим чтивом: просто не имеет смысла время и усилия на чушь тратить. Поэтому в целом не стоит видеть в коммерсантах врагов, пускай себе обогащаются на здоровье.
По-моему, вы имеете в виду только свою библиотеку (не слишком широко пока известную в сети, и слава Богу - не хочу, чтоб на вас нападали
и несколько других подобных. В действительности же все большие библиотеки завалены самым ходовым чтивом, которое - само собой - одновременно и самое коммерческое.
Цитата:К тому же, как показали события последнего времени, палка, которую они смастерили для битья вольных библиотекарей, оказалась о двух концах, и второй конец больно ударил по ним самим. Первый законодательный блин, который КМ удалось испечь в думе, получился комом. Следовательно, надо идти другим путем.
Я вот кстати не уверенна, что на поправку к законодательству лоббировали именно люди из КМ.ру - просто не знаю, кто там подвизался, и не знаю даже, где такую инфу можно добыть. А очень хотелось бы. Типа "как делалась история" и "надо знать наших героев".
Цитата:Конечно, можно, установив соответственно высокую цену, окупить затраты на оцифровку учебника готского языка. Наверняка найдется пара человек, которые купят этот файл за большие деньги. Но торговля ведь развивается от скорости оборота, а действующее право неспособно его обеспечивать. Поэтому дело вовсе не в состоятельности пользователей. Некоммерческой литературы на несколько порядков больше коммерческой. Из этого надо исходить законодателям, а не наоборот, как это было сделано в действующем законе.
По-моему, вы тут допускаете одну фундаментальную ошибку, думая, что коммерческое и некоммерческое произведение можно как-то зараз определить и зафиксировать, да еще к тому же и законодательным образом. Но это примерно то же самое, как определять, что является плохим вкусом, а что - хорошим. Эти вещи сами собой возникают и меняются, коммерческое переходит в некоммерческое и наоборот.
У нас же как раз пример перед глазами. Вот сейчас КМ.ру требует эксклюзива на все произведения Андрея Платонова. Андрей Платонов однако ж чем-то отличается от, скажем, какой-то там Донцовой, не так ли? И тем не менее. Неожиданная коммерческая привлекательность Андрея Платонова обьясняется присутствием его произведений в обязательной школьной программе - а школьники имеют склонность торчать в инете. Как ваше разграничение будет справляться с такими ситуациями?
Цитата:Поэтому надо четко определить понятие коммерческой литературы. Тут дело совсем не в копирайте, который состоит из двух частей. Первая касается собственно прав автора. Практически нарушить их в сети почти абсолютно невозможно. Имеются в виду плагиат и т. п. Вторая часть - имущественные права издателей, которые с правами авторов фактически ничего общего не имеют. Это абсолютно разные вещи.С этой точки зрения год смерти автора, считающийся в "бумажной" литературе исходной точкой для действия копирайта, в сети никакого практического значения не имеет. Даже наоборот. Возьмем начинающего автора, зарабатывающего литературным трудом. Почти весь свой доход он получает от издателя. Размер дохода может быть и относительно совсем небольшим, но как таковой он в общем случае имеется. А коммерческое распространение его произведений по сети в файлах в лучшем случае только копейки может дать, а, как правило, принесет убыток. Гораздо разумнее и выгоднее распространять файлы бесплатно. Это скорее форма рекламы, чем товар. Даже американские торговцы электронными текстами по сети это понимают.
Детально эту тему я лично не в силах обсуждать т.к. все же плохо и недостаточно близко знаю издательское дело. Зато эти вопросы постоянно обсуждаются в живом журнале того же Магистра ибо туда ходят многие авторы, реально зарабатывающие на своих книжках. Мнения можно видеть здесь:
http://magister_.livejournal.com/