OCR форумы Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
По техническим причинам на форуме отключена возможность присоединения файлов к сообщениям. Для обмена файлами рекомендуется использовать файлообменные сервера типа: disk.yandex.ru, files.mail.ru, rghost.ru, rusfolder.com и по возможности не использовать: rapidshare.com, depositfiles.com и т.п. Файлы интересных статей для публикации на форуме высылайте администратору.  
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация Библиотека  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Послать Тему Печать
Обструкционные приемы в интернет-дискуссиях (Прочитано 3811 раз)
Alex55
Постоялец
**
Вне Форума


Всем привет!

Сообщений: 138
Москва
Пол: male
Обструкционные приемы в интернет-дискуссиях
28.01.2010 :: 16:08:40
 
Интересно было бы услышать мнения участников форума о следующей статье:

Обструкционные приемы в интернет-дискуссиях

Постановка проблемы

    * Возможности и реалии интернета
    * Что такое дискуссия
    * Фиксация позиций
    * Что такое обструкция

Недружественные информационно-психологические приемы

    * Контроль над повесткой дня
    * «Обратная задача»
    * Хаотизация
    * Демонизация
    * Переключение внимания
    * Рассеяние внимания
    * Изматывание оппонента
    * Намеренное многословие
    * Забалтывание проблемы
    * Гвалт
    * Расширение фронта дискуссии
    * Провоцирование эмоций
    * Демонизация оппонента
    * Оскорбительный стиль
    * "Держи вора!"
    * Переход на личности
    * Хаотический стиль
    * Искажающая избирательность
    * Вырывание из контекста
    * Ложная аналогия
    * Гипербола Солженицына
    * Междусобойчики
    * Смешение серьезного и несерьезного
    * Ложный образ
    * «Чужой взгляд»
    * Хаотизирующий плюрализм
    * Провоцирование скандала
    * Мелькание образов
    * Обвинение в непрофессионализме
    * «Размазывание» сложности
    * Нарушение шкалы времени
    * Неконструктивный стиль
    * Игнорирование позиции собеседника
    * Игнорирование собеседника
    * Уклонение от фиксации своей позиции
    * Хаотизирующий релятивизм
    * Незаинтересованность в движении к результату
    * Напускное дружелюбие
    * ...

Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Alex55
Постоялец
**
Вне Форума


Всем привет!

Сообщений: 138
Москва
Пол: male
Обструкционные приемы...
Ответ #1 - 28.01.2010 :: 16:11:13
 
...
Уклонение от фиксации своей позиции

Дискуссия предполагает, что каждая из сторон фиксирует свою позицию по обсуждаемой проблеме, и все участники обсуждения, а иногда и наблюдатели, получают возможность ознакомиться с разными точками зрения, сопоставить подходы, оценки, варианты решений. В этом случае все стороны могут сообща контролировать друг друга и по ходу разговора не допускать аргументации, которая противоречила бы собственной позиции субъекта.

Сокрытие стороной своей позиции во-первых, позволяет ей выйти из-под контроля, предлагать на всеобщее обозрение лишь отдельные выигрышные моменты, оставляя за кадром остальное, гораздо менее приятное, и во вторых, развязывает руки для хаотической критики оппонентов (критиканства).

В современной антикоммунистической политике этот недружественный прием имеет решающее значение. Он дает возможность нынешней власти РФ проводить в жизнь такие кардинальные политические решения, последствия которых, будь они известны народу, сделали бы эти судьбоносные мероприятия заведомо непроходными.

Уклонение от фиксации позиции делает невозможным сопоставление точек зрения, зато позволяет уклоняющемуся субъекту ценой небольших усилий дискредитировать доводы своих оппонентов. В традиционном понимании дискуссии такой обструкционный прием совершенно немыслим: человек будет признан недостаточно компетентным для участия в обсуждении, если откажется от изложения своего взгляда на проблему 12.
Хаотизирующий релятивизм

Хаотизирующий релятивизм - один из приемов обструкции, при котором субъект не доказывает сомнительности данных конкретных фиксаций в данном обсуждаемом контексте, а приковывает внимание собеседников к будто бы ненадежности всех знаний вообще. Значит, и любой конкретной рациональной фиксации в частности. По своей лукавой сути этот прием близок к хаотизирующему плюрализму.

В Большой Советской Энциклопедии о релятивизме сказано:

    Релятивизм (от лат. relativus - относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р. - отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму...

Некоторые неопытные участники дискуссий считают релятивизм своего рода универсальным растворителем, против которого не может устоять ни один аргумент оппонента, ни одна позиция. Это неверно.

Такого самонадеянного философа, который готов не признавать любое утверждение оппонента в силу абстрактных рассуждений о неокончательности знания людей или о неотъемлемости позиции от ее носителя, корректной логикой рассуждений можно привести к выбору между двумя позициями:

    * полный хаос - отрицание существования любых различимых явлений вообще, включая буквы, слова, самого субъекта в человеческом облике, а также его собеседников, - своего рода сплошная муть, не имеющая никаких свойств;
    * солипсизм - признание различаемой реальности сном субъекта, бредом, голливудской "матрицей" или чем-то подобным.

Про хаос и говорить нечего - эта картина мира несовместима уже с фактом существования для субъекта слова хаос.

В случае солипсизма весь окружающий мир сохраняет свои различимые черты, однако он существует лишь в голове субъекта 13. А что на самом деле стоит за этими картинами в голове, субъект и сам не знает, и за другими не признает такого знания. Более того, даже самих по себе других субъектов он тоже считает частью собственных грез.

Третьего в этой ситуации не дано. Если мы признаем хоть одно явление вне своего сознания, мы вынуждены будем признать свою способность различать явления внешнего мира, а следом за этой замечательной способностью - признать и всю прочую различимую реальность.

Образная сила релятивистских сомнений в существовании реальности довольно велика и способна увлечь неопытного мыслителя в царство грез и бреда. Однако применение такого мировоззрения на практике все равно сведется к признанию даже в бредовом мире тех или иных реалий, иначе подобное философствование может закончиться совсем плачевно. В голове солипсиста вынужденно рождается какая-то мысленная модель, которая во всех отношениях, кроме будоражащей образности, уступает выверяемому практикой поколений материалистическому взгляду на себя и мир.
Незаинтересованность в движении к результату

Принято считать, что участники обсуждения всегда заинтересованы в его успешном проведении и полезном итоге. Иначе зачем бы им тратить свое время? Эта общепринятость сама по себе обязывает каждого участника ценить внимание собеседников, рассматривать дискуссию как совместный труд. Не повторять сказанного другими, не отвлекаться, подмечать у оппонента наиболее сильные и плодотворные мысли, выявлять ошибки, предлагать свое решение - такое поведение в серьезном обсуждении подразумевается само собой.

Под серьезностью мы подразумеваем вовсе не казенщину, неулыбчивость, строгость, надувание щек и другие внешние моменты, придающие мероприятию многозначительность. Стиль может быть разным, лишь бы он соответствовал поставленной участниками цели. Нет, речь идет о недопущении наплевательского отношения к совместному делу и партнерам - ни больше, ни меньше.

Однако при попустительстве собеседников и модераторов разговор легко может принять совсем иной тон и направленность. Варианты отклонения от жанра серьезной дискуссии могут быть самые разные. Это и балагурство, и "каждый имеет право выражать свое мнение", и наигранное легкомыслие, и топтание на месте, и хождение по кругу, и толчение воды в ступе, а также всякие другие уловки и приемы, упомянутые и не упомянутые в данной работе, позволяющие субъектам саботировать плодотворное обсуждение.

Незаинтересованность в движении к результату - наиболее общеочевидный признак недружественного поведения в дискуссии. Указание на этот признак в действиях оппонента - единственный способ защиты от разнообразной обструкции, при которой бесполезно пенять на каждый отдельный недопустимый прием.

Для оправдания своего поведения саботажники явочным порядком отменяют серьезный жанр: "не навязывайте мне ваших правил (взглядов, манер, этики, целей, требований и т.д.)" Либо пытаются обвинить в незаинтересованности саму добросовестную сторону, вынужденную по ходу дискуссии отвлекаться на преодоление обструкции.

Соответственно лучшее оружие против таких уловок и встречных обвинений - наш собственный конструктивный вклад в дискуссию, которая, как мы помним, есть совместное упорядочение представлений по тематике, согласованной участниками.
Напускное дружелюбие

Напускное дружелюбие - это один из приемов психологического воздействия, направленных на создание для оппонентов психологического дискомфорта, недружественной атмосферы взаимодействия, на завоевание психологического превосходства. В отличие от подлинного дружелюбия, выражающегося в уважении к личности человека и его интересам, стремлении его понять, предупредительности, такте, напускное дружелюбие заключается в преподнесении самого себя как безупречно дружелюбного, приветливого, веселого, доброго субъекта.

Казалось бы, разница невелика. Но это совсем не так.

Подлинное дружелюбие подразумевает взаимную уступчивость, достигаемую посредством взаимопонимания и предсказуемости. Если стороны плохо знают друг друга и не готовы обоюдно уступать, то им необходимо иметь согласованные взаимные требования. Напускное дружелюбие имеет целью добиться уступчивости от атакованной стороны без согласования требований. Обычно это делается мягко: "не будьте букой, ведите себя, как мы."

"Мы" не испрашивают нашего согласия на их стиль совместного общения, на жанр взаимодействия, на повестку дня и прочее. Они не выдвигают свои манеры как общепринятые, поскольку на общепринятое у оппонента могут обнаружиться другие вполне конкурентоспособные взгляды.

Предъявив напускное дружелюбие, они проходят на нашу психологическую территорию и устанавливают там порядки без согласования с нами. Просто-напросто де-факто принуждают нас принять их трактовку ситуации. "Я же хороший, почему ты не следуешь моему примеру, не выполняешь мои пожелания?" И нам трудно ответить упрямым несогласием на эту заразительную приветливость. Но не будем забывать про себя, что и сами мы не плохи, даже если не кричим "Вау!", не сразу находимся, что ответить на каламбур или остроту, и так далее.

Всякий человек претендует быть равноправным во взаимодействии равных субъектов, а это достигается не улыбками и уж точно не спонтанностью реакций. Для этого необходима предсказуемость поведения партнеров, единое понимание целей и взаимное уважение интересов друг друга.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Alex55
Постоялец
**
Вне Форума


Всем привет!

Сообщений: 138
Москва
Пол: male
«Психологятина»
Ответ #2 - 30.01.2010 :: 15:03:55
 
* «Психологятина»
    * ...

«Психологятина»

Не очень красивым словом психологятина мы будем называть очень некрасивый прием информационно-психологического воздействия, при котором аудитории под видом психологического знания внушаются предвзятые объяснения психических механизмов, определяющих поведение людей.

Суть внушаемого сводится обычно к следующей антирациональной установке: истинные мотивы поступков человека может объяснить только психолог-профессионал, а сам человек с его разумом и волей лишь выдумывает рациональные оправдания своему поведению. 15 Жертвой этой ложной истины оказывается именно разум человека. В соответствии с внушенной мысленной моделью он акцентирует внимание не на том, что наблюдается воочию, - приспосабливании поведения к реальным окружающим условиям и поведению других субъектов, - а на болезненном самокопании и на применении мнимых "психологических знаний" к интерпретации внутреннего мира других людей.

Традиционная культура по-своему исследует внутренний мир людей, остерегаясь однозначных интерпретаций, - игровыми средствами искусства, образными средствами эпоса, поэзии, поговорок:
чужая душа - потемки;
в каждом человеке есть искра божья;
Я не люблю, когда мне лезут в душу... (В.Высоцкий)

Психологические интерпретации поведения весьма противоречивы и отнюдь не бесспорны, поэтому их применение даже в лечебных целях предполагает строгое соблюдение интересов пациента и особых этических ограничений. Обычная практика взаимодействий людей основывается не на взаимоинтерпретациях побудительных мотивов, а на системе общепринятых норм, которая позволяет оценивать соответствие поведения конкретной ситуации без вмешательства во внутренний мир человека.

Межличностные интимные ситуации, в которых решающей является именно психологическая индивидуальность сторон, из многообразия поведения людей выделяются в обособленную, иррационально защищаемую сферу поведения.

Недружественный субъект, чтобы дискредитировать оппонента в собственных глазах и глазах окружающих, демонстративно думает за него, как будто тот не способен думать самостоятельно, измышляет иные мотивы его поведения, чем собственное рациональное обоснование. Если оппонент принимает такое обращение с собой, он может перестать верить в свой разум и утратить суверенитет над своим поведением.

Человеку, находящемуся в таком беспомощном состоянии, легко внушить и другие мнимые "профессиональные знания", например, о мире, о болезнях, об экономике, об истории, о мышлении и так далее. (См.также Обвинение в непрофессионализме)
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Alex55
Постоялец
**
Вне Форума


Всем привет!

Сообщений: 138
Москва
Пол: male
Деактуализация повестки дня
Ответ #3 - 01.02.2010 :: 23:59:52
 
# Деактуализация повестки дня
# ...

Деактуализация повестки дня

Деактуализация повестки дня - отрыв круга обсуждаемых вопросов от актуальных (реально требующих разрешения, насущных, злободневных) проблем с целью скрытно протащить закулисно принимаемые недружественные решения и поставить людей перед свершившимся фактом. В постсоветское время эта антиобщественная практика открыто проводится телевидением, радиовещанием и публичными деятелями под видом коммерческого интереса рекламщиков и "шоу-бизнеса", поставленного антикоммунистической идеологией выше интересов общества понимать реальность и реагировать на нее (см. Ложный образ).

Людям действительно бывает необходимо временное отвлечение от "злобы дня" для отдыха и восстановления сил. Но в данном случае речь идет о намеренном воздействии, препятствующем общественному пониманию насущных проблем и дезорганизующем их публичное обсуждение (см. Смешение серьезного и несерьезного).

Характерным примером деактуализации повестки дня могут служить массированные циничные спекуляции на темах "сталинских репрессий", "голодомора", "преступлений тоталитарных режимов" и тому подобное (см. Контроль над повесткой дня, Переключение внимания, Гипербола Солженицына, Провоцирование эмоций, «Чужой взгляд», "Держи вора!"). Деактуализация в сочетании с хаотизацией представлений превращает общественную проблематику в непроходимое болото.

Деактуализация дискуссий уже сама по себе говорит многое о той реальности, которую недружественные субъекты пытаются оставить за рамками пристального рассмотрения.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Alex55
Постоялец
**
Вне Форума


Всем привет!

Сообщений: 138
Москва
Пол: male
Шизофренизация памяти
Ответ #4 - 16.02.2010 :: 13:10:14
 
* Демонизация понятия
* Шизофренизация памяти
* ...

Шизофренизация памяти

Если за напускным дружелюбием обычно стоит скрытая недружественность, то прием шизофренизации памяти - проявление ярко выраженной враждебности, не останавливающейся перед нанесением тяжкого вреда психике оппонента.

Шизофренизации памяти - это массированная практика дискредитации воспоминаний целевой аудитории, которая заключается в дружном со многих сторон отрицании общеизвестных фактов и утверждении на их место вымыслов разной степени правдоподобия. Люди, подвергнутые такому воздействию, вынуждены сомневаться в надежности своей памяти и в сохранности своего разума, который неотделим от памяти.

Людям время от времени приходится сомневаться в достоверности своих воспоминаний, если они не подтверждаются действительностью и окружающими. Так, не обнаружив предмета на том месте, куда мы его положили, мы либо должны выяснить, куда этот предмет делся, либо допустить, что мы его не клали на это место, то есть, что наша память ошибается.

Важные для себя моменты мы фиксируем в блокнотах, некоторые люди ведут дневники. Кстати, при записывании сведений работает зрительная и так называемая моторная память, упрочивая воспоминания. Но все же наша память способна иногда выкидывать фортеля на пару с воображением, и всякое упрочивание воспоминаний может обернуться ложной уверенностью. Поэтому в жизненной практике мы постоянно поверяем свои воспоминания, сопоставляя их с положением вещей, записями в дневниках, подтверждениями и неподтверждениями окружающих.

Каждому понятно, что записывать в блокнот все подряд, как это делал незабвенный мистер Пиквик, в суете обыденной жизни весьма затруднительно, поэтому люди в большой мере рассчитывают на кооперацию своей психики с дружественными окружающими субъектами. Если отнять у человека эту психологическую опору его разума, то он оказывается в тяжком положении, думает, что сошел с ума.

Разумеется, помутить атакованный разум словами одного человека или нескольких удается лишь в исключительных случаях (особая ранимость личности, сильнодействующие сведения и т.п.). Но когда за дело берется организованная враждебная группа, когда телевидение, радиовещание, журналистика, искусство кино, литература продолжительное время осуществляют этот прием в сочетании с другими воздействиями, то тяжкие последствия наступают для широких слоев людей и общества в целом.

Чем бы ни прикрывали такую практику поборники концепции буржуазных прав и свобод, адаптированной для посткоммунистических стран, - плюрализмом, правом художников так изображать прошлое, как оно им видится, или правом собственников больших денег "заказывать музыку" на собственный вкус, - эта практика чудовищно преступна по любым человеческим меркам современного мира. Преступна в буквальном уголовном смысле слова, хотя действующий УК не содержит адекватной злодеянию статьи.

В интернет-дискуссиях этот прием применяется весьма активно. Применяется многими даже неосознанно, поскольку за два десятилетия своей гегемонии нынешняя правящая элита создала атмосферу, благоприятствующую сокрытию достоверной информации и распространению вымыслов о давнем и недавнем прошлом. Под влиянием шизофренизации памяти сформировалось уже целое поколение людей, привыкших к хаосу, каше в головах, безответственности за сказанное, оголтелому охаиванию советского общества и оправдыванию постсоветской действительности.
Наверх
 
WWW  
IP записан
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Послать Тему Печать