В этой статье вы прочтете небольшой обзор книги Тима Ферриса "The 4-Hour Workweek" более известную в России, как "Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть".
Краткое изложениеНачинается книга с густого шоколада (это видно и из названия). Автор рассказывает о своих подчас невероятных достижения, похлеще, чем барон Мюнхгаузен. Его жизнь-де очень насыщена всевозможными приключениями, путешествиями и открытиями. С деньгами проблем особых нет - при работе всего несколько часов в неделю. Как же он этого добился?
Феррис и системаФеррис выступает против упования на социальные гарантии со стороны государства, пенсионные накопления. Не стоит, по его мнению, и всю жизнь планомерно продвигаться по карьерной лестнице.
Ему претит понятие "отставка" или "пенсия". Почему нам должно быть хорошо, когда мы уже дряхлы? Я хочу наслаждаться жизнью сейчас, пока молод! Отсюда и идея мини-отставок, равномерно распределенных по жизни.
Нужно работать только, когда к этому есть желание и прилив сил. Работать много и эффективно невозможно. Отсюда и растут ноги у желания работать всего несколько часов в неделю, но максимально эффективно.
В современном обществе ценится выслуга и самопожертвование, а не производительность. Это неправильно.
Советы Ферриса по эффективностиДелайте ставку на свои сильные стороны, а не на борьбу с вашими слабостями.
Гонка за деньгами, за улучшением квартиры и т.д. (так называемые крысиные бега) - зло, которое не дает вам жить полной жизнью.
Занимайтесь тем, что вас вдохновляет. Такие дела, как правило, и есть ваша реальная цель.
Рассказывает о понятиях абсолютного и относительного доходов. Пример: Абсолютный - 30000 в год. Относительный - 30 в час. Очевидно, что только второй показатель позволит измерить эффективность человека.
Нереальные цели более достижимы, чем простые, потому что, их мало кто преследует, а потому практически нет никакой конкуренции. К тому же большие цели гораздо больше мотивируют - вознаграждение после достижения такой цели уж больно велико.
Посмотрите на ваших старших коллег по фирме, которые выше вас по званию. Это будущие вы. Вы будете выглядеть так, как они, будете делать то, что делают они. Вам нравится будущий вы? Если нет - это повод серьезно задуматься.
Главное, чего стоит бояться - это не фиаско/провал, а скука, равнодушие к тому, чем вы занимаетесь.
Феррис и планированиеНе сторонник длительных планирований. Оптимальный срок - 3 месяца. Старается держать себя в тонусе, постоянно искусственно назначая сжатые сроки, создавая искусственный цейтнот.
Список дел на завтра надо составлять не позднее, чем накануне вечером.
Если вы хотите добиться успеха, то вам придется принимать нестандартные решения не только за себя, но и за окружающих. Не бойтесь этого - потом всегда можно будет извиниться в случае неудачи.
Феррис и экономия времениПризывает к низкоинформационной диете. Слишком много новостей, информации залезает в голову. А что реально из это вам нужно?
Рассказывает о законе Парето. 1% его клиентов приносили ему большую часть прибыли и при этом требовали к себе всего 1% времени. Собственно, он разогнал 99% своих клиентов)) Не все покупатели хороши. Не бойтесь "пропалывать" покупателей, которые помимо доходов несут уйму гемора.
Проследите за своим распорядком дня и найдите дела, которые вы делаете только для того, чтобы протянуть время. Избавьтесь от них.
Откажитесь от одновременного выполнения нескольких дел сразу.
Не стоит доделывать до конца дела, о нудности и бесполезности которых вы поняли уже в процессе их выполнения.
Борется с расхитителями времени: ограничьте чтение электронной почты, уберите автопроверку и автооповещение о новых письмах. Создавайте автоответы на письма. Отвечайте на письма максимально подробно, чтобы сократить вероятность повторных писем и вообще старайтесь максимально быстро закончить переписку.
Аналогично боремся со звонками. Дает ряд советов, как сократить любой телефонный звонок до минимума. При первой же возможности отсылаем собеседника на почту. Все это приправляется формулировками типа "у меня сейчас аврал".
Средства коммуникации в порядке предпочтения: электронная почта, телефон, личная встреча.
Если вам не избежать встречи - максимально уточните повестку, вопросы, которые там будут обсуждаться. Мотивируйте это тем, что вы хотите хорошо подготовиться к встрече. Замечательный совет! Сколько я в своей жизни провел бесцельных собраний.
Если встреча неизбежна, заранее договоритесь о том, когда она закончится. Так и обсуждение будет более продуктивным и свалить вы сможете оттуда без всяких обиняков.
Группируйте незначительные дела. Вместо того, чтобы выполнять их по мере поступления, выполняйте их все вместе раз в неделю. Получите существенный выигрыш во времени, и к тому же это не будет вас отвлекать от важных вещей.
Менеджмент по ФеррисуДавайте подчиненным максимальные полномочия, чтобы работа не вставала, когда они спрашивают разрешения у вас или не знают что делать.
Аналогично, если вы наемник - договоритесь с начальством о максимальной полноте своих полномочий без согласования с начальством.
Никогда не автоматизируйте то, что можно упростить. И никогда не делегируйте то, что можно автоматизировать
Учит базовым навыкам делегирования. Например: 1) Попросите помощника своими словами рассказать задание, которые вы ему дали. 2) Через некоторое время, в самом начале, проверьте - правильно ли выполняется работа.
Важно, чтобы ваша компания была масштабируемой. То есть с ростом заказов не росло количество вашей занятости.
Рассказывает про автоматизацию проектов. Например, говорит, что важно вам, директору, лично поработать на каждом этапе: постоять за прилавком, поотвечать на письма - это позволит увидеть все тонкие моменты, которые можно автоматизировать.
Рассказывает о геоарбитраже. Иными словами призывает найти себе качественного удаленного помощника из страны третьего мира. За относительно небольшие деньги такой человек может выполнять всю нудную и рутинную работу, которую сами вы делать не хотите или на выполнение которой у вас просто нет времени.
План, как уговорить босса предоставить босса вам работать удаленно- уговорите босса отправлять вас на платные дорогие курсы (после вложения в вас денег ему морально сложно будет вас уволить)
- не особо выкладывайтесь, чтобы потом сыграть на контрасте
- притворитесь больным, но при этом согласным работать на больничном, дома
- после болезни с удивлением заметьте, что дома, несмотря на болезнь, вы сделали в 2 раза больше
- ваше предложение об удаленке уже не мольба, а босс сам в ней заинтересован
- предложите испытательный срок (1-2 дня в неделю) работать дома
ПрочееЕще Тим огромную часть книги посвящает таким вопросам (расписывать не буду - это не по теме блога):
- Как казаться более значительным, чем вы есть на самом деле
- Хитрости, приемы маркетинга товаров по Феррису
- Как лучше всего путешествовать по миру, как дешевле всего это сделать без потери в качестве
Мои мыслиЧто вынес полезного для себя:
Появилась идея купить смартфон с 2мя симкартами. Одну симкарту использовать для экстренных вызывов. Другую - для обычных, но все время держать в беззвучном режиме. Чтобы сократить число бестолковых разговоров
В свое время я использовал советы Тима по работе с электронной почтой. В частности, теперь стараюсь отвечать на письма подробнее и включать в них конструкцию "Если... то, если нет, то..." - чтобы сократить переписку. Работает, надо сказать. Теперь проверяю почту всего 1 раз в сутки.
Согласен с необходимостью иногда оценивать свою работу в "долларах в час". Таким образом, удается на многое пересмотреть свое отношение. Например, я заметил, что плачу себе от 50 до 1200 рублей в час. Вот какие перепады бывают!)) От многого начинаешь отказываться.
Книга написана американцем для американцев. Большая американская мечта
в действии - как мало работать, но много зарабатывать. При этом книга написана, безусловно, талантливо - читать ее довольно интересно.
В то же время автор с самых первых страниц начал нас эпатировать: обещаниями, историями. Задача: привлечь максимум нашего внимания. Меня это отталкивает, если честно. И вообще, Тимоти много говорит о том, как казаться значительнее, чем ты есть на самом деле (про фейковые титулы, дипломы, несуществующих замов и сотрудников и т.д..) и мне кажется, что эта книга построена ровно по этой же схеме. По мере чтения этой книги начинаешь всерьез сомневаться, если не в правдивости описанных Тимом достижений, то по крайней мере в манипуляциях сознанием читателя. Не пытается ли Тим и нам пустить пыль в глаза?
Тим мне очень напоминает этакого Остапа Бендера - симпатичного и ловкого, но при этом жуликоватого гения, который нравится нам прежде всего тем, что он не такой, как все.
По большому счету, Тим не учит нас, как стать выдающимся человеком, как сделать что-то великое и полезное в жизни. Он сосредотачивается на том, что часто можно делать деньги из воздуха, не работая толком и выйдя по сути на сверхраннюю пенсию. Этакое современное эпикурейство. Не вижу в таком подходе ничего плохого. Хотя это и не для меня.
Еще не понравилось, что бОльшая половина книги - рассказы, как лучше путешествовать, а другая серьезная часть книги отдана под рассуждения о маркетинге товаров и услуг. Извини, Тим, но, если мне это будет интересно, я куплю отдельную книгу. Неприятное ощущение, как будто Тим откровенно набивал объем.
Еще минус - огромное количество информации по американским сайтам, фирмам, которые совершенно неинтересны русскому человеку. Это не вина Тима, конечно.
РезюмеОценка: 5/10
Читать: нет. Если будете читать, то читайте только первую половину.
Оригинал записи:
на моем блоге на N-Man.Ru Все о личной эффективности и тайм-менеджменте!