|
-
(26.05.1882 - 1919)
Википедия: Валериан Иванович Альбанов (1882-1919) - полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна». Родился Валериан Альбанов 26 мая 1882 года в городе Уфе. Его отец был ветеринарным врачом в пятом Оренбургском казачьем полку. Семья неоднократно переезжала из города в город, и Альбанову приходилось очень часто менять гимназии. В 1900 году Альбанов поступил в начальный класс Санкт-Петербургского училища дальнего плавания. Рано потеряв отца, подрабатывал репетиторством и продажей моделей кораблей, которые собирал сам. Летом ходил на торговых судах матросом. После окончания училища весной 1904 года Альбанов стал штурманом второго разряда, ходил на пароходе «Обь» по Енисею и Енисейскому заливу. До получения в 1908 году диплома штурмана дальнего плавания Альбанов прошел военную службу на корабле Балтийского флота, два года служил помощником капитана в Северной морской экспедиции. На пароходе «Обь» Альбанов плавал по Енисею от Красноярска до Енисейского залива, руководил установкой вех по фарватеру, занимался лоцманской проводкой судов в Енисейском заливе. Затем год был штурманом на пароходах, совершавших рейсы из Баку в Астрахань и Красноводск. Получив диплом, Альбанов в 1908 году служил старшим штурманом на паровой яхте, ходившей между Санкт-Петербургом и портами прибалтийских стран. В 1909 году он перешел на суда, маршруты которых проходили по северным морям. Два года был штурманом на линии Архангельск - порты Англии, а потом почти год плавал старшим помощником из Архангельска к промысловым становищам Баренцева моря. В 1912 году Альбанов познакомился с Г.Л. Брусиловым, который предложил ему должность штурмана на шхуне «Святая Анна». Целью экспедиции Брусилова было первое под российским флагом прохождение Северо-Восточным проходом и попутный зверопромысел. «Святая Анна» вышла из Санкт-Петербурга в августе 1912 года. 28 августа (10 сентября) 1912 года шхуна отошла от Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный), имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4(17) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября (10 октября) 1912 года стал последним днем, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалась зажата льдами у западного побережья Ямала на широте 71° 45' и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмерзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. Альбанов подробно рассказал в своем дневнике о событиях двухлетнего дрейфа, за время которого шхуну вынесло севернее архипелага Земля Франца-Иосифа. По причине длительного конфликта с Брусиловым, а также под угрозой надвигающегося голода 10(23) апреля 1914 года Альбанов покинул зажатое льдами судно в точке с координатами 82° 55,50' с.ш. 60° 45' в.д. и во главе группы из 11 человек начал свой переход по дрейфующим льдам к Земле Франца - Иосифа. Во время перехода двое участников (предположительно, матросы Конрад и Шпаковский - Альбанов не назвал явно их имен) оставили более слабых участников и ушли вперед налегке, но на Земле Франца-Иосифа группа снова воссоединилась. Во время перехода погибло или пропало без вести 9 человек. Двоим оставшимся в живых - Альбанову и матросу Конраду - удалось 9(22) июля 1914 года добраться до мыса Флора на острове Нортбрук, где, как они знали из книги Фритьофа Нансена, были строения и запасы продовольствия. Там они стали готовиться к зимовке. 20 июля (2 августа) 1914 года к мысу подошла шхуна «Святой мученик Фока» экспедиции Г.Я. Седова, которая после зимовки на острове Гукера пришла сюда, чтобы разобрать на топливо некоторые постройки. 25 июля (7 августа) 1914 года шхуна с Альбановым и Конрадом отплыла от мыса Флора и 17(30) августа 1914 года прибыла в поселок Рында на Кольском полуострове. Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, предсказать открытие острова Визе. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение. Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара. Для навигации Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года, приведенной в книге Нансена, где эти острова еще были обозначены. Альбанов с ноября 1914 года работал в должности второго помощника на ледорезе «Канада», в 1915 году был капитаном военного транспорта «Эклипс», а с середины 1916 года - капитаном портового ледокола в Архангельске. Отсутствие вестей о «Святой Анне» в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы. Работал на портовых судах в Ревеле. В 1918 году с матерью и сестрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1919 году Альбанов обратился к Верховному правителю России А.В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий. В 1919 году Альбанов, видимо, возвращаясь от Колчака, погиб в районе железнодорожной станции Ачинск. По одной версии, он ехал в поезде из Омска, когда на станции «Ачинск» взорвался эшелон с боеприпасами, по другой - умер от тифа на станции «Ачинск-1» в тифозном бараке.
: ... |
|