|
-
(07.01.1931 - 2008)
Википедия: Владимир Семенович Барулин (7 января 1931, с. Октябрьское, Украинская ССР - 2008) - советский и российский философ, специалист в области социальной философии, социально-философской антропологии. Доктор философских наук, профессор. Профессор (1977-2008) и заведующий (1981-1987) кафедрой философии Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1954 году окончил философский факультет Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, в 1959 году - аспирантуру по кафедре философии Московского областного педагогического института. С 1954 года - преподавал философию в Луцком педагогическом институте, с 1957 года - в Барнаульском педагогическом институте, с 1967 года - в Алтайском политехническом институте (в 1964-1967 годах заведовал кафедрой философии). В 1959 году в МОПИ имени Н.К. Крупской защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Развитие форм диалектического отрицания в истории человеческого общества». В 1971 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма». С 1977 года - профессор кафедры философии Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации при Московском университете (в 1981-1987 годах - заведующий кафедрой). Основные направления научных исследований - социальная философия, социально-философская антропология. Исследуя отношения материального и идеального в обществе, показал, что это отношение является методологической основой как всей системы социально-философского знания, так и - в своих модификациях - базой для выделения подсистем законов и категорий, определенных уровней данного знания («категориальных рядов»). Предложил определения базовых сфер общественной жизни, выявил их детерминационные и функциональные связи, раскрыл историческую эволюцию как конституирование основных сфер и как динамизм, многоплановость всей системы их взаимосвязей. Разработал общую концепцию социальной философии, ее предмета, системы законов и категорий, структуры, методологических функций. Выделил три уровня структуры социальной философии: основные сферы жизни общества; основные формы интегрального бытия и функционирования общества (структура общества, общество как исторический процесс, движущие силы развития общества); общество как целостный мир (общество как природный мир, общество как творение человека, общество как мир культуры). Выделив особый класс философско-антропологических законов, раскрывающих субстанциально-определяющую роль человека по отношению к обществу, пришел к выводу о необходимости конституирования социально-философской антропологии как самостоятельной ветви философии знания, опирающейся на общие положения философской антропологии и находящейся в отношении дополнительности к социальной философии. Определил предмет социально-философской антропологии как «закон взаимодействия обществ, сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии», раскрыл социально-созидательный потенциал человека, духовность как сферу его сущности, охарактеризовал всеобщие модусы человеческого бытия, к числу которых наряду со свободой творчества относятся смысло-ценностное самоутверждение, устремление к абсолютному. Выдвинул положение об антропологическом детерминизме, о формах представленности человека в обществе, его структурах, о различных механизмах античеловеческого «оборачивания» общества и его институтов и ряд других. Автор свыше 150 научных работ, в том числе 11 монографий.
: Ихтик... |
|