|
-
(26.05.1884 - 15.02.1941)
Большая советская энциклопедия: Блонский Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, - 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. В 1903-17 член партии эсеров. С 1913 приват-доцент педагогики и психологии в Московском университете, а также на Высших женских педагогических курсах и в университете Шанявского. В 1919 создает Академию социального воспитания в Москве и становится ее первым председателем и профессором (до 1931). В 1930-40 заведует лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в институте экспериментальной психологии. В 1907-14 Б. с идеалистических позиций пишет ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы (1915-16; «Трудовая школа», 1919). Согласно Б., процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врожденных способностей ребенка. Это определило движение Б. к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришел к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребенка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Б. предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.
: ... |
|