«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Циолковский Константин Эдуардович

Константин Эдуардович Циолковский 353k

-

(1857 - 1935)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, - 19.9.1935, Калуга], русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И.М. Сеченова, и Ц. был принят в Русское физико-химическое общество.
Основные работы Ц. после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (см. Воздухоплавание). Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Ц. не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в Генеральный штаб рус. армии также не имело успеха. В 1892 Ц. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Ц. принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Ц. еще в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях ее (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Ц. к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-29 Ц. разработал теорию многоступенчатых ракет (см. Составная ракета). Он первым решил задачу о движении ракеты (см. Циолковского формула) в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Ц. - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций (см. Орбитальная станция) как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Ц. написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.
Ц. выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Ц. исследовал большое число различных окислителей и горячих для ЖРД; рекомендовал следующие топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Ц. - первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Ц. - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При Советской власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др. странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Ц. в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Ц. в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К.Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Ц. название кратер на Луне.
:
...



* Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. (1959) Сборник: Научно-фантастические произведения
* Циолковский К.Э. На Луне. (1893) Фантастическая повесть
* Циолковский К.Э. Труды по ракетной технике. (1947) Сборник

  • Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. [Djv-Fax- 3.5M] Сборник: Научно-фантастические произведения. Автор: Константин Эдуардович Циолковский. Под редакцией и с послесловием Б.Н. Воробьева. Оформление художника А.В. Коврижкина.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. - Академия наук СССР)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Игорь Беспалов, 2017
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ
      I. Наружное строение Вселенной (Введение) (3).
      II. Всемирное притяжение (10).
      III. Описание разных явлений, происходящих без участия тяжести (18).
      IV. Ненавистник тяжести (Немного шутливо) (26).
      V. Возможно ли на Земле получить среду с иной тяжестью, чем на Земле? (28).
      VI. (37).
      VII. В поясе астероидов (Из фантастических рассказов чудака) (41).
      VIII. Энергия лучей Солнца (79).
      IX. Тяготение как причина скоростей небесных тел и их лучеиспускания (84).
      НА ВЕСТЕ (87).
      Б.Н. Воробьев. О произведении К.Э. Циолковского «Грезы о земле и небе» (92).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге помещены два научно-фантастических произведения К.Э. Циолковского: «Грезы о земле и небе» и «На Весте». В первом из них ученый в форме увлекательного рассказа излагает свои мысли о различных физических явлениях на Земле и во Вселенной, описывает вымышленное межпланетное путешествие и перспективы заселения Космоса людьми. Написано произведение в 1895 г. В нем Циолковский впервые выдвинул идею создания искусственных спутников Земли.
Тематически связанный с «Грезами о земле и небе» набросок «На Весте» публикуется впервые. В нем описаны предполагаемые условия жизни на самом большом астероиде солнечной системы, наблюдения и ощущения астронавта, якобы посетившего Весту.
Повествование выдержано в свойственных автору юмористических тонах, насыщено различного рода подробностями и расчетными данными, показывающими, как всесторонне и проникновенно разрабатывал ученый проблему космических путешествий.
  • Циолковский К.Э. На Луне. [Doc-Ocr- 49k] Фантастическая повесть. Автор: Константин Эдуардович Циолковский.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1984)
    Скан, OCR: ???, обработка, формат Doc-Ocr: Игорь Саенко, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Циолковский К.Э. Труды по ракетной технике. [Djv-Fax-10.8M] Сборник. Автор: Константин Эдуардович Циолковский. Под редакцией М.К. Тихонравова.
    (Москва: Оборонгиз, 1947)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Работы К.Э. Циолковского по ракетной технике (вводная статья М.К. Тихонравова) (3).
      Ракета в космическое пространство (1933) (25).
      Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911) (58).
      Исследование мировых пространств реактивными приборами (дополнение 1914 г.) (93).
      Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926) (103).
      Космический корабль (1924) (188).
      Космическая ракета. Опытная подготовка (1927) (199).
      Космические ракетные поезда (1929) (215).
      Реактивный двигатель (1929) (241).
      Новый аэроплан (1929) (246).
      Реактивный аэроплан (1930) (262).
      Ракетоплан (1930) (272).
      Стратоплан полуреактивный (1932) (287).
      Реактивное движение (1932) (313).
      Топливо для ракеты (1933-1931) (324).
      Парогазовый турбинный двигатель (1933-1934) (329).
      Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде (1933) (340).
      Наибольшая скорость ракеты (1935) (348).
      ПРИЛОЖЕНИЕ:
      Предисловие и замечания инж. Ф.А. Цандера к «Избранным трудам» К.Э. Циолковского, 1934 г. (361).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Весьма значительную часть из общего количества своих работ К.Э. Циолковский посвятил проблеме летания с помощью различных реактивных устройств. Без преувеличения можно сказать, что своим работам в этом направлении Циолковский придавал первостепенное значение. Непрерывно, одна за другой, до самой смерти Циолковского следуют статьи, заметки и расчеты, посвященные всестороннему анализу возможностей и методов межпланетных сообщений...
В этом томе сочинений Циолковского помещены главнейшие его труды по ракетной технике. Но, разрабатывая проблему полета ракетных летательных аппаратов, Циолковский не мог пройти мимо других проблем, связанных с ней. Поэтому те работы Циолковского по авиации, которые непосредственно связаны с ракетной техникой, не могли быть опущены...