Натана Дж. Делонг-Бас
|
ИЗ ИЗДАНИЯ: До 11 сентября 2001 года немногие на Западе слышали о ваххабизме. В настоящее время это слово у всех на слуху. Средства массовой информации и общественные деятели, часто упоминая ваххабизм в связи с Усамой бен Ладеном, представляют его как нетерпимое, пуританское и воинственное течение в исламе, которое призывает к полному уничтожению Запада в ходе всемирного джихада. В работе Натаны Делонг-Бас разрушаются эти ложные стереотипы. В центре ее внимания - сочинения основателя ваххабизма - Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба (1702/1703-1792/1797). Делонг-Бас приходит к выводу, что Ибн Абд аль-Ваххаб ни в коем случае не может считаться крестным отцом современных террористических движений. Более того, он был олицетворением тех реформ, которые отражали основные течения исламской мысли XVIII века. Свое видение исламского общества он основывал на строгом монотеизме, под сенью которого бы сосуществовали и сотрудничали мусульмане, христиане и иудеи. Избегая средневековых толкований Корана и хадисов (высказываний и деяний Пророка Мухаммада), Ибн Абд аль-Ваххаб призывал как мужчин, так и женщин читать и перечитывать Писание мусульман, предпринимая его толкование лишь с опорой на исторический контекст. В своем понимании теологии и исламского закона Ибн Абд аль-Ваххаб в большей степени опирался на коранические ценности, чем на буквалистские интерпретации. Будучи ярым защитником прав женщин, он призывал к уравниванию прав мужчины и женщины в браке, возможности получения образования и общественной деятельности. В своем всестороннем исследовании понимания Ибн Абд аль-Ваххабом военизированного джихада Делонг-Бас подробно останавливается на концепции своего героя, согласно которой джихад - не более чем самозащита мусульманской общины от внешней агрессии. Исследовательница показывает, что истоки современных экстремистских движений и организаций вроде «аль-Каиды» Усамы бен Ладена не имеют к ваххабизму никакого отношения. Такие якобы присущие ему черты как сосредоточение на культе мученичества, строгое разделение мира на две непримиримые части, стремление к полному уничтожению светского общества и частной собственности и призыв к всемирному джихаду отсутствуют в сочинениях Ибн Абд аль-Ваххаба. Воинственность же современного «джихадизма» берет начало в следовании сочинениям средневекового ученого Ибн Таймиййи и радикального египетского мыслителя XX века Сеййида Кутба. |