|
- ⒶⒸФерсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 1. [Djv-Fax- 150M] Автор: Александр Евгеньевич Ферсман. Ответственные редакторы: Д.С. Белянкин, А.А. Мамуровский. Цветные рисунки художника А.Л. Волошенко. Переплет, титул и шмуцтитулы художника Г.В. Смеловой.
(Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1954. - Академия наук СССР) Скан, OCR, обработка, формат Djv-1200: krestik, 2019
- ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие редактора. А.А. Мамуровский (3). К читателям и издателям. А.Е. Ферсман (9). Введение (13). I. ИСТОРИЯ КАМНЯ В РОССИИ. САМОЦВЕТЫ И ЦВЕТНЫЕ КАМНИ. Прошлое и настоящее. Богатства страны. Камни Урала. Камни Алтая. Камни Саянских гор. Камни Забайкалья. Цвета русских камней (19). РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАМНЯ. Введение. Каменный век. Камень до X века. Камень с X по XVII век. Роль Урала и Мурзинки. Расцвет культуры камня. Создание научной минералогии. Камень в прикладном искусстве (37). САМОЦВЕТЫ НА РУСИ В X-XVII ВЕКАХ. Регалии, одежда, оружие и утварь (61). КАМЕНЬ В МОНАСТЫРЯХ И ЦЕРКВАХ СТАРОЙ РУСИ. Камень в строительстве. Камень во внутреннем убранстве. Троицко-Сергиевская лавра (XIV-XVIII веков) (71). КАМЕНЬ ВО ДВОРЦАХ-МУЗЕЯХ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ (Петербург 1750-1800 гг.) Екатерининский дворец в Пушкине. Гатчинский дворец. Павловский дворец. Ораниенбаумский дворец (85). КАМНИ И ДРАГОЦЕННОСТИ В ОБИХОДЕ ПЕТЕРБУРГА XVIII ВЕКА. Бриллианты и алмазы. Жемчуга. Драгоценные цветные камни (102). ДРАГОЦЕННОСТИ БЫВШЕГО «РУССКОГО ДВОРА». Ювелирные изделия. Семь исторических камней (119). ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ПЕТЕРБУРГА (133). КАМЕНЬ В ЦЕРКВАХ ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА (148). II. КАМЕНЬ В НЕДРАХ ЗЕМЛИ. ДОБЫЧА САМОЦВЕТОВ И ЦВЕТНИКОВ В РОССИИ (1725-1912 гг.) Поиски. Разведки и добыча. Условия транспорта изделий гранильных фабрик. Горное законодательство царской России (157). ПРОШЛОЕ МУРЗИНКИ. Богатства Мурзинки. Кто открыл Мурзинку? Копи среди лесов и пашен. Рождение самоцветов (170). ПРОШЛОЕ ИЛЬМЕНСКИХ ГОР. На копях самоцветов. От прошлого к будущему (184). ЗА ЦВЕТНЫМИ КАМНЯМИ В СИБИРЬ (193). ИЗ ПРОШЛОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ (202). III. ЦВЕТА КАМНЕЙ. ЦВЕТА САМОЦВЕТОВ. Красота камня. Анализ и причина цвета. Цвета в природе. Влияние цвета. Цвета камней (209). КРАСНЫЕ КАМНИ. Красные камни в истории культуры. Лалы и яхонты России. Богемский гранат. Победа техники (222). ЗЕЛЕНЫЕ КАМНИ. Зеленый камень в смене веков. Зеленый камень в фантазии народов. Загадка зеленого камня. Многообразие русского зеленого камня (232). НЕФРИТ. Проблема нефрита. История нефрита. Нефрит в Китае. О китайском камнерезном искусстве. Месторождения нефрита в Китае. Нефриты Сибири (248). СИНИЕ КАМНИ. История лазурита. Лазурит Прибайкалья. Лазурит среди снегов Памира. Лазурит в русском искусстве. Другие синие камни. Бирюза - камень Востока (267). ЗОЛОТИСТЫЕ КАМНИ. Янтарь в руках человека. Названия янтаря. Происхождение янтаря. Янтарь в истории культуры (288). БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ КАМНИ. Белые камни. Белый мрамор. Алебастр. Ангидрит. Мраморный оникс. Жемчуг и перламутр. Черные камни. Сверкающие камни (298). ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ. Горный хрусталь в искусстве. Горный хрусталь в природе (320). ПЕСТРОЦВЕТНЫЕ КАМНИ. Пестрые мраморы. Изделия из порфиров. Что такое яшма? Происхождение яшм. Яшмы Южного Урала. Яшмы Алтая (332). ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Классификация самоцветов и цветных камней СССР (355). 2. Список русских самоцветов и цветных камней, распределенных по цвету и прозрачности (356). 3. Старинные русские названия камней (357). 4. Объяснительный словарь старинных названий предметов, украшавшихся камнями (359). 5. Разновидности кварца и халцедона (360). 6. Классификация яшм (361). Список иллюстраций (362). СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ: Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) (1). Барельеф В.И. Ленина и И.В. Сталина из слоистого разноцветного газганского мрамора, выполненный в виде камеи. Художник В.А. Михновский. Ташкент (8-9). Знак ордена «Победа». Звезда из платины с лучами, усыпанными бриллиантами (общий вес 16 каратов). Расстояние между противоположными ее вершинами 72 мм. Середина звезды - покрытый голубой эмалью круг, в центре которого - платиновое изображение кремлевской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней (8-9). Станция «Киевская» Московского метрополитена. Облицована цветными мраморами Урала, Крыма, Армении и Средней Азии. Архитектор Д.Н. Чечулин. Акварель художника А.П. Волошенко. Июль 1950 года (12-13). Дом Совета Министров СССР в Москве. Облицован подмосковным известняком, цоколь и портал из ванжозерского (карельского) гранита. Архитектор А.Я. Лангман (20-21). Здание Института Маркса - Энгельса - Ленина в Тбилиси. Облицовано желтым полосчатым болнисским туфом. Архитектор А.В. Щусев (ныне Грузинский филиал Института Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПСС) (20-21). Дом Совета Министров Украинской ССР в Киеве. Облицован серым волынским лабрадоритом. Архитекторы И.А. Фомин и Н.В. Абросимов (20-21). Здание библиотеки имени Ленина в Москве. Облицовано светло-серым подмосковным (тарусским) известняком. Архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко (20-21). Дом Совета Министров Армянской ССР в Ереване. Облицован местным розоватосерым туфом. Архитектор А.И. Таманян (20-21). Здание санатория в Кисловодске. Облицовано местным доломитом (20-21). Фрагмент Большого Каменного моста в Москве. Мост облицован тесаным серым украинским гранитом (20-21). Тесаный и полированный красный украинский гранит в облицовке дома (20-21). Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Акварель художника А.П. Волошенко. Июль 1950 года (22-23). Месторождение мраморовидных известняков в Крыму (23). Месторождение базальта в Украинской ССР (24). Разработки гранита в Карело-Финской ССР (25). Самоцветы Урала: топаз, изумруд, турмалин или сиберит (верхний ряд); александрит, змеевик, берилл (средний ряд); переливт (нижний ряд) (28-29). Месторождение мрамора на Среднем Урале (29). Месторождение яшмы на Алтае, в долине р. Коргон (31). Самоцветы и цветные камни Алтая и Забайкалья: флюорит, апатит (первый ряд); сапфирин, аквамарин (второй ряд); риддерская яшма, полихромный турмалин, кортонская яшма (третий ряд); ревневская яшма, белоречит (четвертый ряд) (32-33). Месторождение нефрита в Саянских горах Восточной Сибири (33). Типы кремневых орудий. Палеолит (38). Образцы закрепления камней на палке. Неолит (39). Каменная стелла из Керчи (40). Дольмен - первобытная гробница из больших каменных плит. Неолит на Кавказе (43). Георгиевская церковь в г. Юрьеве-Польском Владимирской обл. Построена в 1230-1234 гг. (44). Окно времен Ивана Грозного из слюды-мусковита (45). Памятник Петру - «Медный всадник» в Ленинграде. Постамент памятника из гранитного монолита (49). Гранитная скамейка (работа 1780 г.) на набережной р. Невы в Ленинграде с видом на здание Академии Наук СССР (50). Табакерка, украшенная алмазами и самоцветами. Работа середины XVIII в. (51). Грандиозные колонны Исаакиевского собора из гранита. Ленинград (53). Горный институт в Ленинграде. Построен архитектором Воронихиным (1806-1811 гг.). В этом же здании расположен знаменитый Горный музей (54). М.В. Ломоносов (55). Академик Н.И. Кокшаров (56). Академик Е.С. Федоров (57). Академик В.И. Вернадский и академик А.Е. Ферсман (58). Вход в Минералогический музей Академии Наук СССР в Москве на Б. Калужской (59). Утварь из горного хрусталя, украшенная золотом и самоцветами: перечница, бочка, сосудец; восточный сосуд, чаша и кружка. Работа XVII в. Оружейная палата (62-63). Утварь из камня: чаша ониксовая, братина и чарка из серого алебастра, кубочек с агатовой верхней чашечкой, кубок ониксовый с агатовым яблоком, чаша ониксовая с золотой крышкой, чаша и братина из серой яшмы, ковш из зеленоватой яшмы. Работа XVII в. Оружейная палата (62-63). «Шапка Мономаха». Золотая поверхность шапки украшена самоцветами и жемчугом. Край шапки опушен собольим мехом. Вес шапки около килограмма. Оружейная палата (64). Алмазный трон царя Алексея Михайловича. Работа 1659 г. Оружейная палата (65). Золотой саадак, или налучье - футляр для лука и золотой колчан для стрел, богато украшенные самоцветами и эмалью. Работа середины XVII в. Оружейная палата (67). Запоны, «перья», застежки и запястья, богато украшенные золотом, жемчугом и самоцветами. Оружейная палата (68). Зеркала, писчий прибор, опахало, гребенка и футляр к ней. Все предметы украшены самоцветами и эмалью. Оружейная палата (69). Софийский собор-музей в Киеве. Построен в 1037 г. (72). Фрагмент стены Георгиевской церкви в г. Юрьеве-Польском из белого известняка. Образец декоративной скульптуры. Владимиро-Суздальская архитектура XII-XIII вв. (73). Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве (74). Оклад иконы, украшенный самоцветами, финифтью и золотом. Кирилло-Белозерский монастырь в Новгородской области (75). Позолоченный оклад евангелия XVI в., украшенный самоцветами и жемчугом (76). Митра 1625 г., украшена крупным жемчугом, алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и другими самоцветами. Размер 23x19 см. Государственный Загорский музей-заповедник (79). Золотая цата XVI в., украшенная самоцветами и эмалью. Размер 20х29 см. Государственный Загорский музей-заповедник (81). Золотая панагия XVII в. с алмазами. Диаметр 6,5 см. Государственный Загорский музей-заповедник (83). Общий вид Екатерининского дворца-музея (87). «Камеронова галлерея» с 48 колоннами из серого мрамора, г. Пушкин (88-89). «Янтарная» комната в Екатерининском дворце-музее, г. Пушкин (88-89). Мраморный зал в Гатчинском дворце-музее. Коринфские колонны, балюстрада и вазы из белого мрамора (88-89). «Греческий зал» в Павловском дворце-музее: в нишах - мраморные статуи и вазы, колонны из серовато-розового мрамора, плоские люстры из алебастра (88-89). Гатчинский дворец-музей со стороны озера. Дворец и пристань облицованы пудожским желтовато-серым известняком (95). Камин Павловского дворца-музея из белого мрамора, колонны из порфира, на камине изделия из цветного камня (96-97). Вазы из алтайской яшмы. Павловский дворец-музей (96-97). Главный фасад Павловского дворца-музея (98). Ораниенбаумский дворец-музей. Скульптуры и постаменты в парке - мраморные (100). Бриллианты и жемчуга в различных изделиях XVIII в (107). Табакерка золотая с камеей среди «минералогической коллекции», не имеющей повторяющихся камней. Размер 4,5 см высоты, 9,5 см длины и 7,5 см ширины. Работа XVIII в. Государственный Эрмитаж (108). Жемчужное ожерелье с бриллиантовой застежкой (110). Круглая табакерка с мозаикой из цветных разновидностей халцедона (113). Бриллиантовый букет нарциссов. Размер 18,8x8,6 см. Работа середины XVIII в (120-121). Бриллиантовые ювелирные изделия: брошь с рубином, брошь с изумрудами, розовыми топазами и сапфиром, эгрет-портбукет с сапфирами. Работа начала XIX в (120-121). Большая бриллиантовая пряжка-аграф елизаветинской эпохи. Общая длина 25 см, ширина от 8 до 11 см (125). Большая бриллиантовая диадема с хорошим подбором крупных жемчугов. Работа начала XIX в. Длина окружности понизу 52 см, поверху 58,5 см, высота посередине 12,7 см (127). Золотой браслет с огромным плоским алмазом. Размер камня 4х2,9 см - самый большой в мире «портретный» камень. Длина браслета 20 см (130). Золотой скипетр с знаменитым алмазом «Орлов» (131). Бриллиантовый пластрон с крупными изумрудами. Работа 1900 г. Ширина наверху 18 см (137). Бокал и ваза из темного и светлого белоречита Алтая (139). Слон из белого змеевика. Груша из светлозеленого змеевика (139). Ваза из лилового флюорита на постаменте с отделкой из белого мрамора и бронзы. Рядом небольшой образец необработанного флюорита (140). Цветы из разных самоцветов и цветных камней в стаканах из горного хрусталя. Стебли и тычинки из металла, покрытого цветной эмалью (141). Ледовоз. Постамент (снег) - серовато-белый кварц, лошадь - коричневая орская яшма, лицо возницы - светлорозовая орская яшма; ушанка - нефрит; варежки, валенки, тулупчик, фартук - орская яшма; брюки - лазурит; сани - орская светлая яшма; оглобли - змеевик; упряжка - калканская серая яшма; лед - горный хрусталь. Минералогический музей Академии Наук СССР в Москве (143). Золотое яйцо с бриллиантами и сапфиром в память 200-летия Петербурга (145). Чаша из талько-хлоритового сланца зеленовато-серого цвета в сиамском стиле. Диаметр 25 см (146). Исаакиевский собор-музей. Колоннады портиков состоят из громадных монолитных колонн карельского гранита (149). Обработка гранита для Исаакиевского собора на месторождении Питерлакс в Финляндии (151). Набережная реки Невы. Доставка гранитных колонн для Исаакиевского собора. По рисункам строителя собора - архитектора Монферрана (151). Невские ворота Петропавловской крепости из сердобольского серого гранита. Ленинград (152). Казанский собор-музей в Ленинграде. Построен архитектором Воронихиным в 1801-1811 гг. (153). Обнажение гранитного массива «Шайтанекий камень» на р. Режь, Средний Урал (159). «Елтыши» - выход на поверхность пегматитовой жилы с ценными минералами. Южный Урал (161). «Горщики» - любители камня на Урале. Данило Орлов, Сергей Южаков (сидит), его сын и проф. В.И. Крыжановский в «Яме Южакова» на Мокруше. Снято А.Е. Ферсманом в 1912 г. (162). Вид камня «Гром», найденного на Лахте в 1768 г. для пьедестала памятника Петру I. Длина около 7 м, ширина 3,5 м и высота более 8 м. (По старинной гравюре) (164). Обработка и подготовка монолита «Гром» к перевозке. 20 января 1770 г. (По старинной гравюре) (165). Перевозка глыбы орлеца в 47 тонн на Екатеринбургскую (ныне Свердловскую) гранильную фабрику (167). Поделочные камни Урала: орская яшма (пепельница); родонит, или орлец (вазочка на постаменте из калканской яшмы); пестрая орская яшма (пресс-папье); малахит (шкатулка) (168-169). Село Мурзинка на реке Нейве. Средний Урал (171). «Яма» Сергея Хрисанфовича Южакова (175). Яма «Тысячница» на берегу р. Адуя, богатая самоцветами (179). «Адуйский камень» - горизонтальная отдельность гранита (182). Ильменское озеро. Южный Урал (185). Откликной гребень и Малый Таганай. Средний Урал (187). Вид копи Ильменского заповедника (189). Здание музея Ильменского заповедника (191). Нижнее течение р. Слюдянки (194). Гора Ботогол и дорога к графитовому руднику. (По старинной гравюре) (195). Месторождения нефрита в труднодоступных ущельях р. Китой. Саянские горы (197). Выходы коренного месторождения нефрита по р. Хара-Желга в Восточных Саянах (199). Плашкоут на р. Шилке в Забайкалье (203). Самоцветы: три аметиста и два кунцита (первый ряд); сапфир, кианит, циркон, звездчатый сапфир, аквамарин (второй ряд); два изумруда, демантоид, турмалин, перидот (третий ряд); янтарь, топаз, берилл, хризоберилл, желтый сапфир (четвертый ряд); гранат или пироп, рубин, шпинель, турмалин, топаз (пятый ряд) (216-217). Красные камни: воробьевит, альмандин, эвдиалит, или саамская кровь (верхний ряд); родонит, или орлец, гранаты (средний ряд); сердолик, сургучная яшма (нижний ряд) (224-225). Месторождение орлеца близ деревни Седельниковой на Среднем Урале. 1913 г. (226). Кристалл граната в пегматитовой породе. Музей Ильменского заповедника (227). Станция «Маяковская» Московского метрополитена. Углы пилонов облицованы уральским малиновым орлецом с черными и бурыми прожилками и грузинским серо-коричневым мрамором, стены - серым уфалейским мрамором, пол - из пестрых мраморов (228-229). Ваза из красного алтайского порфира. Работа Колыванской фабрики 1789 г. Павловский дворец-музей (228-229). Зеленые камни: александрит, изумруд (верхний ряд); демантоид, амазонит, диоптаз (средний ряд); малахит, уваровит, или зеленый гранат (нижний ряд) (232-233). Брошь с крупными изумрудами и бриллиантами (239). Бриллиантовый букет с листьями из изумрудов. Работа XVIII в (240-241). Ваза из уральского зеленого офиокальцита. Работа мраморного завода Метростроя (240-241). Ваза из алтайской ревневской яшмы. Работа Колыванской фабрики 1826-1840 гг. Высота вазы м, диаметр 1м (245). Нефриты: зеленовато-белая полированная пластинка, подвески с листьями лотоса и с изображением крабов и стеблей лотоса; полупросвечивающая чаша из цельного куска саянского нефрита; отполированный кусок зеленого нефрита и галька нефрита с отшлифованным краем (248-249). Нефритовые изделия: подвеска к поясу (без пластинок, издающих мелодичный звук при ходьбе); кольцо шириной около 3 см для первого пальца, предохраняющее от ударов стрелы при спуске лука; поясное украшение. Музей краеведения в г. Чите (249). Изделия из нефрита китайской работы: кубок с драконом (эпоха Хань - 206 г. до н.э. - 200 г.н.э.); сосуд для промывания кистей (XIX в.), табакерка (XVIII в.); фигура китаянки (XIX в.). Музей восточных культур. Москва (256-257). Сосуд из нефрита для туши (XVIII в.). Музей восточных культур. Москва (256-257). Подставка из нефрита для кистей (XIX в.). Музей восточных культур. Москва (256-257). Ваза «чемпиона» из белого нефрита на подставке из черного дерева. Высота вазы 28 см, ширина 12 см (258). Ажурная пластинка из нефрита. Работа XIX в (259). Река Онот с глыбами нефрита (263). Цветы из нефрита разных оттенков в стаканах из горного хрусталя (265). Синие камни: лазурит Байкала, гидронозеан (верхний ряд); лазурит Бадахшана, бирюза, кианит (средний ряд); лабрадор Волыни, берилл, вивианит (нижний ряд) (268-269). Вазочка из байкальского лазурита в бронзовой оправе. Работа XVIII в (269). Кувшин из лазурита в золотой оправе. Работа XVII в. Высота 27 см. Государственный Эрмитаж (272-273). Бриллиантовая диадема с крупными сапфирами Работа XVIII в (272-273). Браслет из трех рядов жемчуга с крупным сапфиром и бриллиантами. Работа XVIII в (272-273). Большая ваза из лазурита. Высота 1,72 м, диаметр 1,42 м. Работа известного уральского мастера Г. Налимова 1845 г. Государственный Эрмитаж (277). Ваза, сделанная из одного куска лазурита. Высота 24 см, диаметр 18 см, глубина 4,5 см (279). Китайские резные изделия из бирюзы (285). Мозаичная маска из бирюзы древней мексиканской работы (286). Золотистые камни: янтари Балтийского побережья, средний с включением насекомого (первый ряд); агат, янтарь Украины, янтарное изделие - жук (второй ряд); опал (третий ряд); яшма, бурый железняк (четвертый ряд) (288-289). Утварь из янтаря: бокал, «четвертинок», кружка, рюмка и кубок. Работа XVIII в. (292-293). Чернильный прибор из янтаря разных оттенков (292-293). Деталь облицовки «янтарной» комнаты в Екатерининском дворце-музее (292-293). Пластинка прозрачного янтаря с включением насекомого (294). Белые и черные камни: оникс, беломорит (верхний ряд); селенит, жадеит, кахолонг (средний ряд); обсидиан, или вулканическое стекло, гагат (нижний ряд) (298-299). Парфенон (301). «Иван Грозный». Скульптура М.М. Антокольского (302). Падающая башня (кампанила) в Пизе из каррарского белого мрамора. Высота 55 м. Отклонилась наверху от вертикали на 4 с лишним метра. Построена около 1350 г. (303). «Давид» - статуя из белого каррарского мрамора. Микель-Анджело Буонарроти (1475-1564 гг.). Флоренция (305). Колоннада Музея имени Пушкина в Москве из белого шишимского (уральского) мрамора (306-307). Станция «Комсомольская - кольцевая» Московского метрополитена. Облицована белым уральским мрамором (306-307). Станция «Белорусская» Московского метрополитена. Пилоны облицованы биробиджанским мрамором, ниши между ними - черным с золотыми жилками мрамором Армении (306-307). Селенит Кунгурского месторождения на Среднем Урале (307). Лебедь из гипсового камня (308). Собака из просвечивающего ангидрита (309). Изделия из раковин (313). Аметист, горный хрусталь, дымчатый кварц; цитрин, розовый кварц; дымчатый кварц с включениями рутила, белый трещиноватый кварц (320-321). Ваза из дымчатого кварца. Высота 45 см. Государственный Эрмитаж (322-323). Сосуд из горного хрусталя в виде фантастического животного. Китайская работа XVIII в (322-323). Подставка из горного хрусталя для кистей. Китайская работа XVIII в (322-323). Технические изделия из горного хрусталя (325). Флакон для нюхательного табака из одного куска горного хрусталя с включениями рутила - «волосатик». Китайская работа XVIII в (326). Вазочка из письменного гранита. Высота 15 см. Работа Свердловской гранильной фабрики (327). Пегматитовая жила в граните. Туркестанский хребет (329). Друза горного хрусталя. Минералогический музей Академии Наук в Москве (330). Пестроцветные камни: яшма копейчатая Алтая, яшма орская Южного Урала, пуштулимский мрамор Алтая (верхний ряд); яшма орская, агат (средний ряд); ленточная яшма Южного Урала, порфир Алтая, яшма орская (нижний ряд) (332-333). Изделия из агата (333). А.Е. Ферсман у витрины с пестроцветными мраморами в Минералогическом музее АН СССР (1927 г.) (335). Каменоломня розового мрамора на Белой горе в Карело-Финской ССР (337). Станция «Динамо» Московского метрополитена. Пилоны облицованы пестрым тагильским мрамором, панно - из оникса и цветных мраморов, сверху - полосы просвечивающего армянского оникса, пол мраморный (338-339). Станция «Сокол» Московского метрополитена. Низ пилонов - фиолетово-розовый биробиджанский мрамор, на полу - дорожка пестроцветных мраморов, в плафонах - пластины просвечивающего армянского оникса, ножки и обвязка скамей - красный грузинский мрамор (338-339). Станция «Белорусская» Московского метрополитена. Кассовый зал. Стены облицованы фиолетово-розовым биробиджанским мрамором, пол - разноцветными мраморами (338-339). «Пейзажная» яшма (342-343). Обнажение полосатой кушкульдинской яшмы около дер. Наурузовой на Южном Урале. Слои яшмы изогнуты под прямым углом. Фото А.Е. Ферсмана 1935 г. (345). Месторождение калканской серой яшмы. На поверхности разбросаны крупные монолитные глыбы (347).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...Это не научный трактат, в котором каждое положение должно быть строжайше обосновано; это не художественное литературное произведение, которое сочетало бы вымысел с историческим фактом и создавало бы яркие картины, верные по существу, но все же являющиеся продуктом фантазии поэта. Это не популярная книга о самоцветах или о «драгоценных камнях», которых так много печаталось и печатается в разных странах; нет, это плод тридцатилетней работы над камнем, результат переживаний и воспоминаний о самоцветах; все факты, явления и люди взяты из самой жизни. Многое из написанного я извлек из тайников своей памяти, еще больше почерпнул из старых записных книжек, где я отмечал свои странствования по белу свету; очень многое взято из архивных выписок, сделанных в разных архивах нашей страны. Из всего этого родилась эта книга о камне в прошлом, настоящем и будущем, о том, что такое самоцвет, какую роль он играл в истории человечества и что ему предстоит в будущем... |
|