|
-
(05.12.1820 - 03.12.1892)
Большая советская энциклопедия: Фет, Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11 (5.12).1820, с. Новоселки, ныне Мценского района Орловской обл., - 21.11 (3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А.Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов - «Лирический пантеон» (1840). К началу 60-х гг., периоду резкого размежевания общественных сил, связанного с революционной ситуацией, относятся публицистические выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчеркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своем поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сборника стихов под общим название «Вечерние огни» (1883-91). Ф. - принципиальный сторонник доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия - в более широком смысле - имеет твердую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само «вещество существованья», удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу («Весна и ночь покрыли дол», 1856?), поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни («Какое счастие: и ночь, и мы одни!», 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа - «весны таинственная сила» («Еще майская ночь», 1857), «чудные картины» зимы («Какая грусть! Конец аллеи», 1862), вечера и ночи («Шепот, робкое дыханье», 1850, «На стоге сена ночью южной», 1857). «Пейзаж души» дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах («Вакханка», 1843, «Диана», 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолетные душевные настроения и состояния - эту текучую «материю» всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком - особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения. Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И.В. Гете и др. древних и новых поэтов. Впервые перевел на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1881). Автор мемуаров «Мои воспоминания» (ч. 1-2, 1890), «Ранние годы моей жизни» (опубликовано в 1893). Многие стихи Ф. положены на музыку.
: ... |
|