|
(Johann Christian Friedrich Holderlin)
(20.03.1770 - 07.06.1843)
Википедия: Иоганн Христиан Фридрих Гельдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Holderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре - 7 июня 1843, Тюбинген) - выдающийся немецкий поэт. Еще студентом Тюбингенского университета Гельдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нем самое теплое участие. В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель, с которым в дальнейшем Гельдерлин несколько лет продолжал переписку. В 1794-1795 Гельдерлин жил в Иене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гельдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в своем романе «Гиперион». В 1798 году Гельдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 году вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гельдерлина - роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа - чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гельдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гельдерлина, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гельдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме «Гипериона», после Гельдерлина остались еще неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» - лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла - «Антигона» и «Царь Эдип» - и ряд лирических стихотворений. Лирика Гельдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гельдерлина - настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Гельдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы. «Гельдерлиновское возрождение» - значимая тенденция в движении мировой поэзии второй половины ХХ - начала XXI веков. Это относится к переводам и переложениям его стихов, которым отдают свои силы в этот период крупнейшие поэты разных языков, и к более широкому опыту усвоения поэтики как ранних, романтических, так и поздних его сочинений. Его произведения не только переводили и изучали заново, но публично декламировали (например, в Берлине в экспрессионистском «Новом клубе»). Поэзия, проза, переводы и сама фигура Гельдерлина дала стимул к размышлениям философов и теологов (В. Дильтей, Ф. Ницше, К. Ясперс, М. Хайдеггер, В. Беньямин, М. Бланшо, А. Фиоретос, Х. Кюнг), филологов (Р. Якобсон, П. Сонди), к творчеству писателей (С. Цвейг, Георг Гейм, П. Хертлинг и др.). Среди инициаторов русских переводов Гельдерлина - Михаил Цетлин (Амари) и Яков Голосовкер, его стихи переводили Аркадий Штейнберг, Сергей Петров, Ефим Эткинд, Грейнем Ратгауз, Владимир Микушевич, Сергей Аверинцев, Вячеслав Куприянов. В 1983 году немецкий скульптор Ангела-Изабелла Лайх создает скульптуру из мрамора «Гиперион», скульптура представляет главного героя одноименного романа поэта.
: ... |
|