|
-
(09.11.1928 - 03.01.2021)
...Российский психолог, педагог, доктор психологических наук (1981), профессор, действительный член РАО (1995). Закончила факультет русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), с 1963 г. работает в НИИ ОиПП АПН СССР, в настоящее время - главный научный сотрудник института (ныне Психологический институт РАО). Основные направления научной деятельности Г. - исследование психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания текстов (учебных и художественных). Ею раскрыты психологические механизмы формирования грамотного письма, что позволило построить новый школьный курс русского языка и создать специальную методику обучения на основе учета психологических закономерностей развития письменной речи (Синтаксис и пунктуация русского языка. 1970; Карточки по русскому языку.1997). Выявлены психологические приемы понимания и запоминания текстов. Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - «школьный учебник», исследованы ее психологические аспекты. Рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала (Психологические проблемы построения школьных учебников.1979; Как учить работать с книгой в соавторстве. 1995). Наряду с научными Г. ставится и решается важная практическая задача - совершенствование учебника, как важнейшего инструмента обучения, расширение его познавательных и воспитательных функций. Под ее руководством создана серия экспериментальных учебников по синтаксису и пунктуации русского языка, серия учебников «Русская филология».
: pohorsky... |
|