«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гращенков Виктор Николаевич

Виктор Николаевич Гращенков 198k

-

(17.04.1925 - 27.05.2005)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Виктор Николаевич Гращенков (17 апреля 1925 - 27 мая 2005) - советский и российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, проблемах всеобщей истории искусств и методологии искусствознания. Доктор искусствоведения (1975), профессор (1976), член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 года по Отделению истории).
Сын профессора-невролога Н.И. Гращенкова (1901-1965). С 1940 года учился в спецшколе ВВС СССР, был слушателем Военно-воздушной инженерной академии и Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.
Ученик Б.Р. Виппера и В.Н. Лазарева, окончил филологический факультет МГУ в 1950 году (дипломная работа «Тициан и Высокое Возрождение в Венеции»). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Реалистический рисунок в творчестве живописцев итальянского Возрождения».
Младший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР (1954-1960), старший научный сотрудник, затем профессор МГУ (с 1977), заведующий отделением (1960-1985) и кафедрой всеобщей истории искусства (с 1976, ранее кафедра истории зарубежного искусства) исторического факультета.
Доктор искусствоведения (1975, диссертация «Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения»). Удостоен звания «Заслуженный профессор МГУ» (1994), член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987).
Председатель Комиссии по культуре Возрождения при Научном совете РАН по истории мировой культуры (с 1988). Лауреат премии имени М.В. Ломоносова (МГУ, 1995).
Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...
:
...



Составитель:
* Микеланджело. Жизнь. Творчество. (1964) Сборник

  • Микеланджело. Жизнь. Творчество. [Djv-Fax-69.1M] [Pdf-Fax- 162M] Сборник. Составитель: Виктор Николаевич Гращенков. Художник-оформитель: Дмитрий Спиридонович Бисти.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1964)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Микеланджело. В.Н. Лазарев (7).
      Поэзия. Перевод с итальянского А.М. Эфроса (124).
      Письма. Перевод с итальянского А.Г. Габричевского (182).
      К Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи от 2 июля 1496 (183).
      К Лодовико Буонарроти от 1 июля 1497 (184).
      К Лодовико Буонарроти от 19 августа 1497 (184).
      К Джулиано да Сангалло от 2 мая 1506 (185).
      К Джовансимоне Буонарроти от 28 апреля 1507 (186).
      К Буонаррото Буонарроти от 6 июля 1507 (186).
      К Буонаррото Буонарроти от 2 августа 1507 (188).
      К Буонаррото Буонарроти от 10 ноября 1507 (188).
      К Буонаррото Буонарроти от 12-14 февраля 1508 (189).
      К Лодовико Буонарроти от 27 января 1509 (189).
      К Буонаррото Буонарроти от конца августа 1510 (190).
      К Буонаррото Буонарроти от 24 июля 1512 (190).
      К Буонаррото Буонарроти от 18 сентября 1512 (190).
      К Лодовико Буонарроти от 3 (?) октября 1512 (192).
      К Лодовико Буонарроти от октября (?) 1512 (192).
      К Буонаррото Буонарроти от 23 ноября 1516 (194).
      К Доменико Буонинсеньи от 20 марта 1517 (195).
      К Доменико Буонинсеньи от апреля 1517 (196).
      К Доменико Буонинсеньи от июля - августа 1517 (196).
      К Доменико Буонинсеньи от марта 1518 (197).
      К Берто да Филикайя от 14 (?) августа 1518 (199).
      К Лионардо Селлайо от 25 (?) декабря 1518 (201).
      К Пьетро Урбано от 20 апреля 1519 (202).
      К Мео делле Корте от 1519 (202).
      К Себастьяно дель Пьомбо (?) от февраля 1520 (202).
      К кардиналу Бернардо Довици от июня 1520 (211).
      К Лодовико Буонарроти от января - марта 1521 (211).
      К Герардо Перини от начала февраля 1522 (212).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 17 (?) апреля 1523 (212).
      К Джованни Франческо Фаттучи от конца декабря 1523 (213).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 9/10 (?) января 1524 (217).
      К папе Клименту VII после 24 ноября 1524 (218).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 24 октября 1525 (218).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 6 (?) декабря 1525 (219).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 17 июня 1526 (220).
      К Баттиста делла Палла от 25 сентября 1529 (222).
      К Себастьяно дель Пьомбо от середины августа 1531 (222).
      К Томмазо Кавальери от 1 января 1533 (225).
      К Себастьяно дель Пьомбо от конца июля - начала августа 1533 (225).
      К Пьетро Аретино от сентября 1537 (225).
      К Виттории Колонна от 1540(?) (226).
      К Виттории Колонна от 1540(?) (226).
      К Никколо Мартелли от 20 января 1542 (226).
      К Луиджи дель Риччо от 20 августа - 25 октября 1542 (227).
      К Луиджи дель Риччо от весны 1543 (227).
      К Луиджи дель Риччо от октября 1542 (227).
      К монсиньеру... (Марко Виджерио?) от октября 1542 (228).
      К Луиджи дель Риччо от начала 1544 (236).
      К Лионардо Буонарроти от 11 июля 1544 (237).
      К Сальвестро да Монтауто от 3 февраля 1545 (237).
      К начальнику Замка св. Ангела от 26 февраля 1545 (238).
      К Луиджи дель Риччо от февраля - марта 1546 (238).
      К Лионардо Буонарроти от 5 июня 1546 (238).
      К Лионардо Буонарроти от декабря 1546 (239).
      К Бартоломео Ферратини (?) от конца 1546 - начала 1547 (239).
      К Луке Мартини от конца марта - начала апреля 1547 (240).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от апреля - июня 1547 (240).
      К Бенедетто Варки от апреля - июня 1547 (242).
      К Лионардо Буонарроти от марта 1548 (242).
      К Лионардо Буонарроти от 2 мая 1548 (243).
      К Лионардо Буонарроти от 15 марта 1549 (243).
      К Джованни Франческо Фаттуччи от 1 августа 1550 (245).
      К Лионардо Буонарроти от 7 марта 1551 (245).
      К Бенвенуто Челлини от 1552 (?) (246).
      К Лионардо Буонарроти от 20 мая 1553 (246).
      К Лионардо Буонарроти от 21 апреля 1554 (246).
      К Джорджо Вазари от апреля 1554 (246).
      К Джорджо Вазари от 19 сентября 1554 (247).
      К Джорджо Вазари от 22 июня 1555 (247).
      К Джорджо Вазари от 28 сентября 1555 (247).
      К Лионардо Буонарроти от 4 декабря 1555 (249).
      К Джорджо Вазари от 23 февраля 1556 (250).
      К Джорджо Вазари от 18 декабря 1556 (250).
      К Лионардо Буонарроти от 13 февраля 1557 (250).
      К Корнелии Колонелли от 28 марта 1557 (252).
      К Джорджо Вазари от 1 июля 1557 (252).
      К Джорджо Вазари от 17 августа 1557 (253).
      К Бартоломео Амманати от 14 января 1559 (253).
      К герцогу Флорентийскому от 25 апреля 1560 (254).
      К кардиналу Родольфо Пио да Карпи(?) от 1560 (?) (254).
      К кардиналу Родольфо Пио да Карпи от 13 сентября 1560 (254).
      К управляющим постройкой Санто Пьетро от 1560 (255).
      К уполномоченным по постройке Сан Пьетро от ноября 1561 (255).
      К Лионардо Буонарроти от 21 августа 1563 (255).
      К Лионардо Буонарроти от 28 декабря 1563 (256).
      Современники о Микеланджело (258).
      Джорджо Вазари. Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора. Отрывки. Перевод с итальянского Б.А. Гривцова (259).
      Асканио Кондиви. Из «Жизнеописания Микельаньоло Буонарроти». Перевод с итальянского А.Г. Габричевского (325).
      Бенвенуто Челлини. Из «Трактата о скульптуре». Перевод с итальянского А.Г. Габричевского (331).
      Донато Джаннотти. Диалоги о числе дней, проведенных Данте в поисках Ада и Чистилища. Отрывки. Перевод с итальянского А.Г. Габричевского (332).
      Комментарии и библиография (349).
      Поэзия Микеланджело. А.М. Эфрос (349).
      Письма Микеланджело. В.Н. Гращенков (372).
      Современники о Микеланджело. В.Н. Гращенков (404).
      Библиография. В.Н. Гращенков (400).
      Список иллюстраций (411).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Эпоха Возрождения на редкость богата выдающимися мастерами, но она все же не выдвинула художника, равного Микеланджело. По своей универсальности, по величию и глубочайшей продуманности своих творческих замыслов, по страстной убежденности и нравственной чистоте Микеланджело намного превосходит своих современников. Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства...