«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Григорьев Аполлон Александрович

Аполлон Александрович Григорьев 96k

-

(01.08.1822 - 07.10.1864)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Григорьев Аполлон Александрович [около 20.7(1.8).1822, Москва, - 25.9(7.10).1864, Петербург], русский литературный критик и поэт. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 40-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой т.н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850-56). Для статей Г. 50-х гг. характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Г. видел в русском купечестве). Свою эстетику Г. создавал под влиянием философов-идеалистов ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос «органической критики» Г. - защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Г. уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора. В 40-х гг. Г. восхищался творчеством Н.В. Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы А.Н. Островского; после 1855 признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, а идеалом для него стал А.С. Пушкин. В 1861 вместе с Ф.М. Достоевским и Н.Н. Страховым Г. выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861-63). В этот период усиливается историзм критического метода Г., растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861-62), однако Г. пытается примирить западничество и славянофильство, соединить передовые идеалы эпохи с христианством.
В стихах Г. отразились его колебания: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные стихи. Но главный его герой - страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Г. («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Г. переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А.А. Блока.
:
...




.