Государственный исторический музей
|
* «Литературные памятники». Выпуски П-Р (серия)
* «Памятники культуры» (серия)
* «Художественные изделия в архитектуре» (серия)
* Государственный Исторический Музей
* История. Отдельные издания (рус.)
* Литература. Обществоведение: Культура, наука, просвещение (охрана памятников, музеи, архивы)
* Мельникова Алла Сергеевна
* Челябинский Областной Краеведческий Музей
* «Памятники культуры» (серия)
* «Художественные изделия в архитектуре» (серия)
* Государственный Исторический Музей
* История. Отдельные издания (рус.)
* Литература. Обществоведение: Культура, наука, просвещение (охрана памятников, музеи, архивы)
* Мельникова Алла Сергеевна
* Челябинский Областной Краеведческий Музей
ИЗ ИЗДАНИЯ: Вышивка и кружево - выдающееся явление русской художественной культуры. Они по праву завоевали широкое признание и известность. Как виды декоративно-прикладного искусства они имеют глубокие традиции. При создании вышивки и кружева используется один материал - гибкая тонкая нить, льняная, хлопчатобумажная, шелковая или металлическая. Нить, соединяясь с тканью, образует на ее поверхности узоры - вышивку, а переплетения нитей без тканой основы образуют узорное ажурное полотно - кружево. И вышивки и кружева выполняют единую функцию: служат для украшения одежды, используются в убранстве интерьера. Часто вышивка и кружево соседствуют на одном и том же предмете, дополняя друг друга, как, например, полоса зубчатого кружева на конце вышитого полотенца или подзора. В узорах вышивки и кружева встречаются родственные мотивы, созвучные тому или иному художественному направлению. Вышивка возникла раньше кружева. В ее арсенале множество технических приемов, ее возможности воспроизведения узоров на плоскости огромны: контурная вышивка Русского Севера, атласная гладь лицевого шитья, кованый шов золотных нитей на праздничных кокошниках и другие. Виртуозное владение иглой и поиск новых фактур привели вышивальщиц к созданию игольного кружева, называемого «вологодским стеклом». Этот тип вышивки-кружева не получил в России повсеместного распространения. Широкое развитие получило кружево, плетенное на коклюшках. Плетеное кружево более ограничено по своим техническим возможностям, чем вышивка. Тем не менее великолепное владение парной и сцепной техникой позволяло кружевницам создавать разнообразные произведения. Существовало двенадцать центров кружевоплетения, и каждому из них были присущи свой стиль, свои особенности. В отличие от вышивки для плетения кружев использовали в основном неокрашенные нити. Ажурные переплетения, при белизне и блеске льняных нитей, отличались изысканностью и всегда представляли эстетическую ценность русского кружева. В альбоме, предлагаемом читателю, в двух самостоятельных разделах «Русская вышивка XII - начала XX века» и «Русское кружево XVII - начала XX века» показаны лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюма Государственного ордена Ленина Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: В Государственном Историческом музее, среди его многочисленных коллекций, хранятся предметы, относящиеся к истории Крестьянской войны 1773-1775 гг. Эти памятники появились двести лет тому назад, они - свидетели той далекой эпохи, тех далеких, но очень значимых событий. Материалы, опубликованные в этом проспекте, лишь в очень небольшой степени отражают период Крестьянской войны, но их ценность заключается в том, что они дают возможность получить наглядное представление о некоторых характерных чертах жизни и борьбы трудящегося народа. |