|
-
(18.05.1921 - 10.02.2006)
Википедия: Моисей Самойлович Каган (18 мая 1921, Киев, Украинская ССР, СССР - 10 февраля 2006, Санкт-Петербург, Россия) - советский и российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики. Доктор философских наук, профессор. Ветеран Великой Отечественной войны. Родился 18 мая 1921 года в Киеве. В 1938-1941 годах учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского государственного университета, который окончил в декабре 1942 года, сдав государственные экзамены. В 1941 году уходит добровольцем на фронт. Командир отделения 277-го отдельного артиллерийского пулеметного батальона Ленинградского фронта, сержант. В сентябре 1941 года ранен в боях при обороне Ленинграда. После госпиталя работал в Молотове. В 1944 году после снятия блокады вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру кафедры истории искусства исторического факультета ЛГУ. В 1946 году начал читать курсы теории искусства и эстетики. В 1948 году под научным руководством И.И. Иоффе защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Французский реализм XVII в.», охватив проявления французского реализма в литературе, живописи, графике и теоретическое обоснование в эстетике и философии. В 1960 году присвоено ученое звание доцента. В 1966 году защитил докторскую диссертацию по монографии «Лекции по марксистско-ленинской эстетике». В 1970 году присвоено ученое звание профессора. В 1994 году избран вице-президентом общественной Академии гуманитарных наук. В 1996 году присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Под его руководством было написано и защищено более 80 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Автор более 600 научных публикаций, включая многие монографии, учебники и эссе. Учебники М.С. Кагана по философии культуры были переведены и опубликованы во многих социалистических странах, а также в КНР... Главной сферой исследований ученого становится изучение теории и истории искусства, а начиная с 1980-х годов - теории и истории культуры. Методологической основой трудов М.С. Кагана стали творчески воспринятый им марксизм и в особенности - системный анализ, широкие возможности которого в рамках гуманитарного знания последовательно отстаивались ученым в 1970-1980-е гг. В 1990-е годы Каган обратился к синергетическому подходу, методологии междисциплинарных исследований и их использованию в разных областях гуманитарного знания: изучение человеческой деятельности и общения, искусства, культуры, вопросов философской антропологии, аксиологии и онтологии. В последнее десятилетие особое место заняли оригинальные по методологии крупные работы по истории мировой культуры и истории культуры Санкт-Петербурга. Его идеи и исследования сформулированы в его монографиях - «Морфология искусства» (1972), «Человеческая деятельность (опыт системного анализа)»(1974), «Мир общения: проблема межсубъектных отношений»(1988), «Философия культуры» (1996), «Град Петров в истории русской культуры» (1996), «Философская теория ценности» (1997), «Эстетика как философская наука»(1997), мемуарах «О времени и себе» (1998), сборнике «Искусствознание и художественная критика» (2000), «Се человек: рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства» (2000). В последней монографии вопросы философской антропологии рассмотрены через призму изобразительных искусств от первобытности до наших дней...
: ... |
|