«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Коломинский Яков Львович

Яков Львович Коломинский 715k

-

(11.01.1934 - 25.09.2019)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Доктор психологических наук (1981), профессор (1982). Действительный член Белорусской академии образования (БАО). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь. Главный редактор журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького. Преподавал педагогику и психологии в педучилище, был воспитателем и учителем школы-интерната. Закончил аспирантуру НИИ ОПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», впервые в отечественной психологии применив социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил кафедру Общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета. В 1980 г. защитил докторскую диссертацию «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Вел экспериментальные и теоретические исследования на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического О. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как «парадокс осознания», сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом - переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия социально-психологической рефлексии, социально-психологической перцепции; социометрических установок личности. Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений - круги желаемого О., ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, названную социально-психологической наблюдательностью, важную для деятельности в системе «человек - человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Я.Л. Коломинским был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений - аутосоциометрия.
:
...




  • Коломинский Я.Л. Человек. Психология. [Djv-Fax- 5.0M] Книга для учащихся старших классов. 2-е издание, дополненное. Автор: Яков Львович Коломинский. Художник: Е.С. Шабельник.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: AlVaKo, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От автора (3).
      Раздел I. Введение в психологию.
      Глава 1. Знакомая незнакомка (5).
      Что изучает психология. Мозг и психика. Клуб «Три С».
      Глава 2. Методы психологии (15).
      Самонаблюдение. Объективное наблюдение. Экспериментальный метод. Естественный эксперимент. Метод тестов. Клуб «Три С».
      Глава 3. Эволюционное развитие психики (31).
      Рефлекторный характер психики. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Инстинкты. Навыки. Рассудочное поведение животных. Использование орудий животными. «Любознательность» животных. Общественное поведение животных. Возникновение сознания. Клуб «Три С».
      Глава 4. Развитие психики ребенка (49).
      Наука о психологии детства. Возрастные периоды развития психики ребенка. Исторический характер возрастной периодизации. Сензитивные периоды развития. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка. Воспитание и самовоспитание. Клуб «Три С».
      Раздел II. Познавательная деятельность личности.
      Целостность и единство психической жизни человека (69).
      Глава 5. Ощущения и восприятие (72).
      Понятие об ощущении и восприятии. Чувствительность и пороги. Познавательная роль ощущений и восприятий. Сенсорная депривация. Компенсация в области ощущений и восприятий. Эмоциональный тон и взаимодействие ощущений. Адаптация. Виды восприятий. Апперцепция и установка. Когнитивный диссонанс. Клуб «Три С».
      Глава 6. Память (91).
      Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Качества памяти. Виды памяти. Память и личность. Непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание. Осмысленное и механическое запоминание. Кратковременное и долговременное запоминание. Воспроизведение. Ассоциации. Забывание. Клуб «Три С».
      Глава 7. Воображение и мышление (113).
      Понятие о воображении и мышлении. Представления и их виды. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Анализ и синтез. Сравнение. Абстрагирование, обобщение, понятие. Моральные понятия. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности. Проблемная ситуация и задача. Эвристическая мыслительная деятельность. Коллективное творчество. Мыслительная деятельность и речь. Мыслительная деятельность и личность. Клуб «Три С».
      Глава 8. Внимание (141).
      Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Внимательность и наблюдательность как черты личности. Клуб «Три С».
      Раздел III. Личность и ее индивидуальные особенности
      Глава 9. Личность и ее проявления (158).
      Понятия о личности и ее структуре. Устойчивость и изменчивость личности. Личность и общество. Социальные роли. Личность и общение.
      Глава 10. Направленность и способности личности (169).
      Потребности. Интересы. Склонности. Способности. Способности и выбор профессии.
      Глава 11. Эмоциональный мир личности (182).
      Понятие об эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Эмоция как ценность. Физиологические основы эмоций. Внешние выражения эмоций. Основные классификации эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни. Виды эмоциональных состояний. Аффекты и страсти.
      Глава 12. Характер и темперамент личности (205).
      Понятие о характере. Волевые черты характера. Характер и темперамент Клуб «Три С».
      Ответы и решения (218).
      Примечания (220).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Я.Л. Коломинский - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им. А.М. Горького - является автором ряда научных и научно-популярных книг («Психология взаимоотношений в малых группах›, «Психология детского коллектива:», «Человек среди людей›, «Беседы о тайнах психики», «Познай самого себя» и др.). многие из которых переведены на иностранные языки и языки народов СССР.
В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я.Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение), внимание, общение личности, ее особенности - вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может служить пособием для проведения факультативных занятий по психологии.
Первое издание книги «Человек: психология» удостоено Бронзовой медали ВДНХ СССР и Диплома II степени Всесоюзного конкурса научно-популярных книг общества «Знание».