|
-
(22.07.1928 - 23.09.1987)
...российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Доктор психологических наук (1972 г.), профессор (1983 г.). Образование получил в Калининском пединституте (1946-1947 гг.), Казахском государственном университете (Алма-Ата, 1947-1948 гг.), на отделении логики и психологии филологического факультета МГУ (1948-1952 гг.). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне - Тверь) и Ташкента (1952-1953 гг.). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников». Дальнейшая профессиональная судьба Кудрявцева вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем заведующим лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели Кудрявцева к созданию на «стыке» психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления - психологии технического мышления (1960-е - начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор «Комплексное Учебное пособие по машинной технике». В 1972 г. Кудрявцев защищает докторскую диссертацию: «Психология технического мышления» и в 1973 г. переходит в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии «Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач», М., (1975 г.). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был Кудрявцев. Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире - психическое) развитие. Наряду с этим Кудрявцевым, его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: «проблемная ситуация» и способы ее разрешения, «учебно-проблемная задача», «проблема», «проблемный вопрос». Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие Кудрявцева и в практическом реформировании высшего образования, в том числе - в направлении его «психологизации» (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. Кудрявцев возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес Кудрявцева и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. Кудрявцев также автор книг: «Развитие технического мышления учащихся», 1964, в соавторстве; «Психология профессионального обучения и воспитания», 1985.
: ... |
|