|
-
(28.06.1940)
...специалист в области философской науки; доктор философских наук, профессор. Родился в Свердловске. Окончил философский факультет МГУ (1967) и там же - аспирантуру (1971). Работал преподавателем кафедры философии Московского физико-технического института (1967-1969); ассистент, старший преподаватель, доцент факультета МГУ (1971-1992). С 1992 - профессор кафедры филос. и методол. науки естеств. факультетов МГУ, с 1992 по 1995 - заведующий кафедрой социологии, экономики и организации науки ЦСГО МГУ. С 1995 - заведующий лабораторией организации и управления наукой Института государственного управления и соц. исследований МГУ. В настоящее время заведующий кафедрой философии ИППК факультета дополнительного образования МГУ. Докторская диссертация - «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания» (1990). Лебедев - академик Международной академии информатизации. Работы Л. посвящены четырем разделам филос. науки: методологии науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов «индукции»: традиц. ее понимания - индукции, (движения мысли от частного к общему) и совр. - индукции (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. В обл. филос. проблем математики на примере эволюции геометрии раскрыты осн. закономерности развития матем. знания, показана взаимосвязь внутр. (собственно матем.) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние филос. на развитие математики. В работах Л. иссл. общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частно-науч. знания. В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «филос. основания науки» и «филос. проблемы науки», составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как «философия науки». В 90-х гг. иссл. Л. посвящены в основном проблемам социол. науки: роли консенсуса в науч. познании, анализу состояния росс. науки в ходе проводимых в России соц.-экон. реформ, изучению потенциала росс. науки и определению возможностей эффективного участия росс. ученых в междунар. науч. сотрудничестве. Л. - ответственный ред. и автор предисловия электронного изд. уч. пос. «Социология науки. Хрестоматия».
: ... |
|