«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Лермонтов Михаил Юрьевич (поэт)

Михаил Юрьевич Лермонтов 1.4M

-

(15.10.1814 - 27.07.1841)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Лермонтов Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва, - 15(27).7.1841, Пятигорск], русский поэт. Родился в семье капитана в отставке Ю.П. Лермонтова (1787-1831); мать - М.М. Арсеньева (1795-1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки - Е.А. Арсеньевой, которая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. прошло в ее усадьбе - с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской области), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Глубокий след в памяти Л. оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828-30 Л. учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А.С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Л. имели годы пребывания в Московском университете (1830-32) одновременно с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Л. написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), выразившая ненависть к деспотической власти и крепостному праву. После столкновений с реакционной профессурой Л. покинул университет, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провел «два страшных года», заполненных военной муштрой. Урывками, тайком Л. работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую Л. переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку.
Крутой перелом в творчестве и судьбе Л. определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) - гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Л. был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Л. встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Л. - писателя и художника (он был одаренным живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевой и В.А. Жуковского Л. был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведенные Л. в Петербурге (1838-1840), - время расцвета его таланта.
Стихи Л. стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л. сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном французского посла, Л. был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжелого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 Л. был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Л. создал свои лучшие стихи - «Родина», «Утес», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта - «Пророк». По пути в полк Л. задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Л. с офицером Н.С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «...Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, №9, отд.6, с.2). Л. был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Л. был перевезен в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребен в семейном склепе Арсеньевых.
Л. выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Л. выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полн. собр. соч., т.4, 1954, с.503). Творчество Л. питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д.Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Л.-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далекий от всякой созерцательности, наполнен трагически обостренным чувством, напряженной мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие все большее место в поэзии Л. Так, в основе романтической поэмы «Мцыри» (1839) - реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнета и подавления личности. Показательна творческая история поэмы «Демон», над которой Л. работал с 1829 почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом все более прояснялась главная цель автора - создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Передовые современники именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы все более отчетливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения - через любовь души, «открытой для добра».
Со 2-й половины 30-х гг. творчество Л. становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Работая над новыми романтическими поэмами, Л. одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Л. входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения («Дума», 1838), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении «Поэт» (1838) Л. провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы». С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Л. народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера («Песня про царя Ивана Васильевича...», «Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина», 1841).
Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа - Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Л. обнажает в своем герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Л. сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
В творчестве Л. тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внес в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Л. подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Л. прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, а также в современной поэзии (А.А. Блок, В.В. Маяковский). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Л. нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утес» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев и др.) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу...»).
Советская наука - лермонтоведение - много сделала для изучения жизни Л. и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Л. созданы в с. Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в г. Пятигорске, где Л. провел последние месяцы своей жизни.
:
AAW, Alexandr, Kubrik, Lykas, mor, Алексей Бахарев, Вадим Ершов, звездочет...



* Лермонтов М.Ю. Бородино. (1983) Стихотворение
* Лермонтов М.Ю. Парус. (1981) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 01. (1957) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 02. (1958) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 03. (1958) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 04. (1958) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 01. (2000) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 02. (2000) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 03. (2000) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 04. (2000) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 05. (2000) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 06. (2002) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 07. (2002) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 08. (2001) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 09. (2001) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 10. (2002) Сборник
* Лермонтов М.Ю. Поэмы. (1982)
* Лермонтов М.Ю. Стихотворения. (1984) Сборник

  • Лермонтов М.Ю. Бородино. [Djv-Fax- 2.0M] [Txt-Ocr-ZIP] Для детей младшего школьного возраста. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Иллюстрации В. Шевченко. Оформление Я. Сацкого.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1983)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Вадим Ершов, 2006
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Лермонтов М.Ю. Бородино.
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Парус. [Djv-Fax- 408k] [Txt-Ocr-ZIP] Сборник: Стихи. Для дошкольного возраста. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник А. Белюкин.
    (Москва: Издательство «Малыш», 1981)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Вадим Ершов, 2006
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Парус.
      Утес.
      Тучи.
      Из Гете.
      «На севере диком...»
      Осень.
      Казачья колыбельная песня.
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 01. Стихотворения. [Djv-Fax-11.8M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д.Д. Благого, Ю.Г. Оксмана. Подготовка текста и примечания Э.Э. Найдича. Переплет художника И. Жихарева.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (5).
      СТИХОТВОРЕНИЯ 1887-1841:
      1837.
      Смерть Поэта (7).
      Бородино (9).
      Ветка Палестины (12).
      Узник (13).
      Сосед («Кто б ни был ты, печальный мой сосед...») (13).
      «Когда волнуется желтеющая нива...» (14).
      Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвою...») (15).
      «Расстались мы, но твой портрет...» (15).
      «Я не хочу, чтоб свет узнал...» (16).
      «Не смейся над моей пророческой тоскою...» (16).
      «Прощай, немытая Россия...» (17).
      «Спеша на север издалека...» (17).
      1838.
      Кинжал (19).
      «Гляжу на будущность с боязнью...» (19).
      «Слышу ли голос твой...» (20).
      «Как небеса, твой взор блистает...» (20).
      «Она поет - и звуки тают...» (21).
      Вид гор из степей Козлова (21).
      ‹К Н.И. Бухарову› («Мы ждем тебя, спеши, Бухаров...») (22).
      ‹А.Г. Хомутовой› («Слепец, страданьем вдохновенный...») (22).
      Дума (23).
      Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...») (24).
      1839.
      «Ребенка милого рожденье...» (27).
      Не верь себе (27).
      Три пальмы (29).
      Молитва («В минуту жизни трудную...») (30).
      Дары Терека (31).
      Памяти А.И. О‹доевско›го (33).
      «На буйном пиршестве задумчив он сидел...» (35).
      1840.
      «Как часто, пестрою толпою окружен...» (36).
      И скучно и грустно (37).
      Казачья колыбельная песня (38).
      ‹М.А. Щербатовой› («На светские цепи...») (39).
      «Есть речи - значенье...» (40).
      Соседка («Не дождаться мне, видно, свободы...») (41).
      Пленный рыцарь (42).
      Журналист, читатель и писатель (43).
      ‹М.П. Соломирской› («Над бездной адскою блуждая...») (48).
      Воздушный корабль (48).
      Отчего (51).
      Благодарность («За все, за все тебя благодарю я...») (51).
      Из Гете (51).
      Ребенку («О грезах юности томим воспоминаньем...») (51).
      А.О. Смирновой («Без вас хочу сказать вам много...») (52).
      К портрету .(«Как мальчик кудрявый, резва...») (53).
      Тучи (53).
      ‹Валерик› («Я к вам пишу случайно; право...») (54).
      Завещание («Наедине с тобою, брат...») (60).
      1841.
      Оправдание (62).
      Родина (63).
      Последнее новоселье (63).
      Любовь мертвеца (65).
      ‹Из альбома С.Н. Карамзиной› («Любил и я в былые годы...») (67).
      ‹Графине Ростопчиной› («Я верю: под одной звездою...») (67).
      Договор (68).
      «На севере диком стоит одиноко...» (69).
      Утес (69).
      Спор (69).
      Сон («В полдневный жар в долине Дагестана...») (72).
      «Они любили друг друга так долго и нежно...» (73).
      Тамара (73).
      Свиданье (75).
      Листок (77).
      «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (78).
      «Выхожу один я на дорогу...» (79).
      Морская царевна (79).
      Пророк (81).
      СТИХОТВОРЕНИЯ 1828-1836:
      1828.
      Осень (85).
      Заблуждение Купидона (85).
      Цевница (86).
      Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный...») (86).
      1829.
      К П... ну (88).
      К Д... ву (88).
      Посвящение N.N. («Вот, друг, плоды моей небрежной музы!») (89).
      Пир (89).
      Веселый час (90).
      К друзьям (91).
      Романс («Коварной жизнью недовольный...») (92).
      Портреты. 1-6 (92).
      К Гению (94).
      Покаяние (96).
      Письмо (97).
      Война (99).
      Русская мелодия («В уме своем я создал мир иной...»). (99).
      Песня («Светлый призрак дней минувших...») (100).
      К... («Не привлекай меня лрасой!») (100).
      Романс («Невинный нежною душою...») (100).
      Три ведьмы (101).
      К Нине (102).
      К N.N. («Ты не хотел! но скоро волю рока...»). (103).
      Наполеон («Где бьет волна о брег высокой...») (103).
      Пан 105
      Жалобы турка (106).
      К N.N. *** («Не играй моей тоской...») (106).
      Черкешенка (107).
      Ответ (107).
      Два сокола (108).
      Грузинская песня (109).
      Мой демон (110).
      Жена Севера (110).
      К другу («Взлелеянный на лоне вдохновенья...») 111.
      Элегия («О! Если б дни мои текли...») (112).
      К*** («Глядися чаще в зеркала...») (112).
      К*** («Мы снова встретились с тобой...»). (112).
      Монолог (113).
      Встреча (113).
      Баллада («Над морем красавица дева сидит...») (114).
      Перчатка (115).
      Дитя в люльке (117).
      К* («Делись со мною тем, что знаешь...»). (117).
      Молитва («Не обвиняй меня, всесильный...») (117).
      1830.
      Кавказ («Хотя я судьбой на заре моих дней...») (119).
      К*** («Не говори: одним высоким...») (119).
      Опасение (120).
      Стансы («Люблю, когда, борясь с душою...») (121).
      Н.Ф. И... вой («Любил с начала жизни я...») (121).
      «Ты помнишь ли, как мы с тобою...» (122).
      Весна (123).
      Ночь. I («Я зрел во сне, что будто умер я...») (123).
      Разлука (125).
      Ночь. II («Погаснул день! - и тьма ночная своды...») (126).
      Незабудка (128).
      Совет (130).
      Одиночество (130).
      В альбом («Нет! - я не требую вниманья...») (131).
      Гроза («Ревет гроза, дымятся тучи...») (131).
      «Гроза шумит в морях с конца в конец...» (132).
      Звезда («Светись, светись, далекая звезда...»). (132).
      Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная звезда...») (133).
      Вечер после дождя (133).
      Наполеон («В неверный час, меж днем и темнотой...») (134).
      Эпитафия Наполеона (135).
      К глупой красавице («Тобой пленяться издали...») (135).
      Очи. N.N. (136).
      Кавказу (136).
      Утро на Кавказе (137).
      Крест на скале (137).
      «Прости, мой друг!.. как призрак я лечу...» (137).
      Челнок («Воет ветр и свистит пред недальной грозой...») (138).
      Отрывок («На жизнь надеяться страшась...») (139).
      «Оставленная пустынь предо мной...» (141).
      К... («Простите мне, что я решился к вам...») (143).
      Ночь. III («Темно. Все спит. Лишь только жук ночной...») (143).
      Farewell (144).
      Элегия («Дробись, дробись, волна ночная...») (144).
      Эпитафия («Простосердечный сын свободы...») (145).
      Sentenz (146).
      Гроб Оссиана (146).
      Посвящение («Прими, прими мой грустный труд...») (146).
      Кладбище (147).
      Посвящение («Тебе я некогда вверял...») (148).
      1830. Маия. 16 число (148).
      Гость («Как прошлец иноплеменный...») (149).
      К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...») (150).
      Дереву (151).
      Предсказание (151).
      «Все тихо - полная луна...» (152).
      «Никто, никто, никто не усладил...» (152).
      1830 год. Июля 15-го (152).
      Булевар (153).
      Песнь барда (156).
      10 июля. (1830) (157).
      К Су... («Вблизи тебя до этих пор...») (158).
      Благодарю!(«Благодарю!.. вчера мое признанье...») (158).
      Нищий (159).
      К... («Не говори: я трус, глупец!..») (159).
      Чума в Саратове («Чума явилась в наш предел...») (159).
      «Плачь! плачь! Израиля народ...» (160).
      30 июля. - (Париж) 1830 года (160).
      Стансы («Взгляни, как мой спокоен взор...») (161).
      Чума («Два человека в этот страшный год...») (162).
      «Нередко люди и бранили...» (164).
      Романс («В те дни, когда уж нет надежд...») (164).
      Отрывок («Приметив юной девы грудь...») (164).
      Баллада («Берегись! берегись! над бургосским путем...») (165).
      Ночь («Один я в тишине ночной...») (166).
      «Когда к тебе молвы рассказ...» (167).
      «Передо мной лежит листок...» (167).
      «Свершилось! Полно ожидать...» (167).
      «Итак, прощай! Впервые этот звук...» (168).
      Новгород (168).
      Г. лупой красавице («Амур спросил меня однажды...») (168).
      Могила бойца (169).
      Смерть («Закат горит огнистой полосою...») (170).
      Черны очи (171).
      К*** («Когда твой друг с пророческой тоскою...») (171).
      1881.
      1831-го января (172).
      «Послушай! вспомни обо мне...» (172).
      1831-го июня 11 дня (173).
      Романс к И... («Когда я унесу в чужбину...») (182).
      Завещание («Есть место: близ тропы глухой...») (182).
      «Сижу я в комнате старинной...» (183).
      К*** («Всевышний произнес свой приговор...») (183).
      Желание («Зачем я не птица, не ворон степной...») (184).
      К деве небесной (185).
      Св. Елена (186).
      К другу В.Ш. (186).
      «Блистая, пробегают облака...» (187).
      Атаман (188).
      Исповедь (190).
      Надежда (190).
      Видение (191).
      Чаша жизни (193).
      К Л. (194).
      К Н.И... («Я не достоин, может быть...») (195).
      Воля (196).
      Сентября 28 (197).
      «Зови надежду сновиденьем...» (198).
      «Прекрасны вы, поля земли родной...» (198).
      «Метель шумит, и снег валит...» (198).
      Песня («Ликуйте, друзья, ставьте чаши вверх дном...») (199).
      Небо и звезды (199).
      Счастливый миг (200).
      «Когда б в покорности незнанья...» (201).
      К кн. Л. Г-ой (202).
      «Кто видел Кремль в час утра золотой...» (202).
      «Я видел тень блаженства: но вполне...» (203).
      К*** («О, не скрывай! ты плакала об нем...») (204).
      К** («Ты слишком для невинности мила...»). (204).
      «Кто в утро зимнее, когда валит пушистый снег...» (204).
      Ангел (205).
      Стансы («Я не могу ни произнесть...») (206).
      «Ужасная судьба отца и сына...» (208).
      «Пусть я кого-нибудь люблю...» (209).
      К другу («Забудь опять...») (209).
      «Пора уснуть последним сном...» (210).
      Из Паткуля (210).
      «Я не для ангелов и рая...» (210).
      Портрет («Взгляни на этот лик; искусством он...») (211).
      «Настанет день - и миром осужденный...» (211).
      К Д. («Будь со мною, как прежде бывала...») (212).
      Песня («Желтый лист о стебель бьется...») (213).
      К Нэере. (213).
      Отрывок («Три ночи я провел без сна - в тоске...») (214).
      Баллада («В избушке позднею порою...») (215).
      Силуэт (216).
      «Как дух отчаянья и зла...» (216).
      «Я не люблю, тебя; страстей...» (217).
      Стансы («Мгновенно пробежав умом...») (217).
      1830-1831
      Звезда («Вверху одна...»). (218).
      Раскаянье (218).
      Венеция (219).
      «Я видел раз ее в веселом вихре бала...» (221).
      Подражание Байрону (221).
      К Дурнову (222).
      Арфа (222).
      «На темной скале над шумящим Днепром...» (223).
      Песня («Не знаю, обманут ли был я...») (223).
      Пир Асмодея (224).
      Сон («Я видел сон: прохладный гаснул день...») (226).
      На картину Рембрандта (227).
      К*** («О, полно извинять разврат!») (227).
      Прощанье («Прости, прости!») (228).
      К приятелю (229).
      Смерть («Оборвана цепь жизни молодой...») (230).
      Волны и люди (230).
      Звуки (231).
      11 июля (231).
      Первая любовь (232).
      Поле Бородина (232).
      Мой дом (234).
      Смерть («Ласкаемый цветущими мечтами...») (235).
      Стансы («Мне любить до могилы творцом суждено!») (238).
      Солнцу осени (238).
      Поток (239).
      К*** («Не ты, но судьба виновата была...») (239).
      Ночь («В чугун печальный сторож бьет...»)... (240).
      К себе (241).
      «Душа моя должна прожить в земной неволе...» (242).
      Песня («Колокол стонет...») (242).
      «Пускай поэта обвиняет...» (243).
      Слава (243).
      Вечер (244).
      «Унылый колокола звон...» (244).
      «Хоть давно изменила мне радость...» (245).
      Русская песня («Клоками белый снег валится...») (246).
      Звуки и взор (247).
      Земля и небо (247).
      К*** («Дай руку мне, склонись к груди поэта...») (248).
      Из Андрея Шенье (248).
      К*** («Не медли в дальной стороне...»). (249).
      Сосед («Погаснул день на вышинах небесных...») (249).
      Стансы («Не могу на родине томиться...»). (250).
      Мой демон («Собранье зол его стихия...»). (251).
      Романс («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья...») (252).
      Гость («Кларису юноша любил...») (253).
      1882.
      «Люблю я цепи синих гор...» (256).
      Солнце (257).
      «Я счастлив! - тайный яд течет в моей крови...» (257).
      Прощанье («Не уезжай, лезгинец молодой...»). (258).
      «Она была прекрасна, как мечта...» (259).
      «Время сердцу быть в покое...» (259).
      «Склонись ко мне, красавец молодой!» (260).
      «Девятый час; уж темно; близ заставы...» (261).
      «Как в ночь звезды паду чей. пламень...» (263).
      К*** («Я не унижусь пред тобою...») (264).
      (В альбом Н.Ф. Ивановой) («Что может краткое свиданье...») (265).
      (В альбом Д.Ф. Ивановой) («Когда судьба тебя захочет обмануть...») (265).
      «Как луч зари, как розы Леля...» (265).
      «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» (266).
      Романс («Стояла серая скала на берегу морском...») (267).
      Прелестнице (267).
      «Ты молод. Цвет твоих кудрей...» (268).
      Had we never loved so kindly (269).
      Эпитафия («Прости! увидимся ль мы снова?») (269).
      «Измученный тоскою и недугом...» (269).
      «Когда последнее мгновенье...» (270).
      «Нет, я не Байрон, я другой...» (270).
      Романс («Ты идешь на поле битвы...») (271).
      Сонет («Я памятью живу с увядшими мечтами...») (272).
      «Болезнь в груди моей, и нет мне исцеленья...» (272).
      К* («Мы случайно сведены судьбою...»). (273).
      «Поцелуями прежде считал...» (273).
      «Послушай, быть может, когда мы покинем...» (274).
      К* («Оставь напрасные заботы...») (274).
      Баллада («Из ворот выезжают три витязя в ряд...») (275).
      Бой (275).
      «Я жить хочу! хочу печали...» (275).
      «Смело верь тому, что вечно...» (276).
      «Приветствую тебя, воинственных славян...» (276).
      Желанье («Отворите мне темницу...») (277).
      К* («Мой друг, напрасное старанье!») (278).
      К* («Печаль в моих песнях, но что за нужда?») (278).
      Два великана (279).
      К* («Прости! - мы не встретимся боле...») (279).
      «Слова разлуки повторяя...» (280).
      «Безумец я! вы правы, правы!» (281).
      «Она не гордой красотою...» (281).
      «Примите дивное посланье...» (282).
      Челнок («По произволу дивной власти...»). (283).
      «Для чего я не родился...» (283).
      «Что толку жить!.. Без приключений...» (284).
      Парус. (285).
      Баллада («Куда так проворно, жидовка младая?») (285).
      Тростник (287).
      «Он был рожден для счастья, для надежд...» (288).
      Русалка (288).
      Гусар (290).
      1883.
      Юнкерская, молитва (291).
      1833-1834.
      «На серебряные шпоры...» (292).
      «В рядах стояли безмолвной толпой...» (292).
      1834-1835.
      «Опять, народные витии...» (294).
      «Когда, надежде недоступный...» (295).
      1836.
      Умирающий гладиатор (297).
      Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!») (298).
      В альбом («Как одинокая гробница...») (299).
      «Великий муж! здесь нет награды...» (299).
      Стихотворения неизвестных годов
      «Ах! ныне я не тот совсем...» (300).
      «Никто моим словам не внемлет... я один...» (301).
      «Мое грядущее в тумане...» (301).
      «Из-под таинственной холодной полумаски...» (302).
      «Тебе, Кавказ, суровый царь земли...» (302).
      «Не плачь, не плачь, мое дитя...» (303).
      ЭПИГРАММЫ, ЭКСПРОМТЫ, ШУТОЧНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
      Эпиграмма («Дурак и старая кокетка - все равно...») - 1829 (307).
      Мадригал («Душа телесна!» - ты всех уверяешь смело...») - 1829 (307).
      Эпиграммы. 1-6 - 1829 (307).
      К Грузинову - 1829 (308).
      В день рождения N.N. - 1829 (309).
      Моя мольба - 1839 (309).
      Эпитафия («Кто яму для других копать трудился...») - 1830 (309).
      А.Д. З... - 1831 (309).
      ‹Новогодние мадригалы и эпиграммы› - 1831
      Н.Ф. И. (310).
      Бухариной (310).
      Трубецкому (310).
      Г‹-ну› Павлову (310).
      Алябьевой (311).
      Л. Нарышкиной (311).
      Толстой (311).
      Бартеньевой (311).
      Мартыновой (312).
      Додо (312).
      Башилову (312).
      Кропоткиной (313).
      Щербатовой (313).
      Булгакову (313).
      Сабуровой (314).
      Уваровой (314).
      «Вы не знавали князь Петра...» (314).
      ‹Н.Н. Арсеньеву› (314).
      ‹Эпиграмма на Н. Кукольника› - 1837 (?) (315).
      ‹Эпиграмма на Ф. Булгарина. I› - 1837 (315).
      ‹Эпиграмма на Ф. Булгарина. II› - 1837 (315).
      «Се Маккавей-водопийца кудрявые речи раскинул как сети...» - 1837 (315).
      «Остаться без носу - наш Маккавей боялся...» - 1837 (316).
      ‹А. Петрову› («Ну что скажу тебе я спросту?») - 1837 (316).
      ‹К М.И. Цейдлеру› («Русский немец белокурый...») - 1838 (316).
      ‹К портрету старого гусара› («Смотрите, как летит, отвагою пылая...») - 1838 (316).
      ‹А.А. Олениной› («Ах! Анна Алексевна...») - 1839 (317).
      ‹Э.К. Мусиной-Пушкиной› («Графиня Эмилия...») - 1839 (317).
      «Посреди небесных тел...» (317).
      ‹Эпиграмма› («Под фирмой иностранной иноземец...») - 1841 (317).
      И.П. Мятлеву («На наших дам морозных...») - 1841 (318).
      ‹А.А. Углицкой› («Ma chere Alexandrine...») - 1841 (318).
      «Надежда Петровна... - 1841 (318).
      «Расписку просишь ты, гусар...» - неизв. годы (319).
      «Он был в краю святом...» - неизв. годы (319).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Коллективное
      Югельский барон - 1837 (323).
      «О, как прохладно и весело нам...» - 1839 (324).
      Стихотворения на французском языке
      «Non, si j’en crois mon esperance...» - 1832 (325).
      «Quand je te vois sourire...» - неизв. годы (325).
      L’attente - 1841 (326).
      Наброски и отрывки
      «Забывши волнения жизни мятежной...» - 1829 (327).
      «В старинны годы жили-были...» - 1830 (327).
      «Лилейной рукой поправляя...» - 1841 (327).
      «На бурке под тенью чинары...» - 1841 (328).
      «Это случилось в последние годы могучего Рима...» - неизв. годы (328).
      Примечания (333).
      Список иллюстраций. (400).
      Алфавитный указатель (401).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 02. Поэмы и повести в стихах. [Djv-Fax-13.6M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д.Д. Благого, Ю.Г. Оксмана. Подготовка текста и примечания Э.Э. Найдича, А.Н. Михайловой, Л.Н. Назаровой. Переплет художника И. Жихарева.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1958)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ПОЭМЫ И ПОВЕСТИ В СТИХАХ 1837-1841:
      Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (7).
      Тамбовская казначейша (22).
      Беглец (45).
      Мцыри (50).
      Сказка для детей (71).
      Демон (81).
      ПОЭМЫ И ПОВЕСТИ В СТИХАХ 1828-1836:
      Черкесы (115).
      Кавказский пленник (123).
      Корсар (142).
      Преступник (154).
      Две невольницы (160).
      Джюлио (163).
      Последний сын вольности (178).
      Каллы (202).
      (Азраил) (207).
      Ангел смерти (215).
      Исповедь (230).
      Моряк (237).
      Измаил-Бей (241).
      Литвинка (307).
      Аул Бастунджи (322).
      Хаджи Абрек (344).
      Боярин Орша (357).
      Сашка (386).
      (Начало поэмы) (438).
      Монго (442).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Олег (453).
      Два брата (457).
      Демон (редакция 1838 года) (460).
      Примечания (489).
      Список иллюстраций (526).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 03. Драмы. [Djv-Fax- 9.2M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д.Д. Благого, Ю.Г. Оксмана. Подготовка текста и примечания Г.М. Фридлендера и Н.А. Любович. Переплет художника И. Жихарева.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1958)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      МАСКАРАД (1835) (7).
      ДРАМЫ 1830-1836 гг.
      Испанцы (119).
      Menschen und Leidenschaften (236).
      Странный человек (299).
      Два брата (368).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Цыганы (407).
      Арбенин (409).
      Примечания (471).
      Список иллюстраций (503).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 04. Проза, письма. [Djv-Fax-21.0M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д.Д. Благого, Ю.Г. Оксмана. Подготовка текста и примечания В.А. Мануйлова. Переплет художника И. Жихарева.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1958)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Герой нашего времени (7).
      Кавказец (159).
      ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1833-1841 гг.
      ‹Вадим› (165).
      Панорама Москвы (281).
      Княгиня Лиговская (286).
      Ашик-Кериб (355).
      ‹Отрывок: «Я хочу рассказать вам»› (364).
      ‹Отрывок: «У графа В... был музыкальный вечер»› (369).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Заметки. Планы. Сюжеты (387).
      Переводы (404).
      ПИСЬМА (413).
      Примечания (475).
      Основные даты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова (557).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 01. [Djv-Fax- 8.1M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2000. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Долгожданная встреча. И. Лаптев, Председатель Оргкомитета по изданию полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова (3).
      От издательства (6).
      Стихотворения 1828-1831
      Приложения (389).
      I. Отрывки и наброски М.Ю. Лермонтова (391).
      II. Стихотворение, приписываемое М.Ю. Лермонтову (393).
      III. Переводы (Из Байрона) (394).
      Примечания к стихотворениям (401).
      Примечания к приложениям (492).
      Список иллюстраций (494).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В первый том собрания сочинений гениального русского поэта вошли стихотворения 1828-1831 годов.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 02. [Djv-Fax- 6.7M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2000. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан: AAW, OCR, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Стихотворения 1832-1841 (5).
      Приложения (209).
      I. Юнкерские стихотворения М.Ю. Лермонтова (211).
      II. Отрывки и наброски М.Ю. Лермонтова (214).
      III. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, публикуемое впервые (220).
      IV. Стихотворения, приписываемые М.Ю. Лермонтову (223).
      Стихотворения на иностранных языках, приписываемые М.Ю. Лермонтову (247).
      Примечания к стихотворениям (255).
      Примечания к приложениям (360).
      Список иллюстраций (374).
      Алфавитный указатель стихотворений (375).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Во второй том собрания сочинений М.Ю. Лермонтова вошли стихотворения 1832-1841 годов.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 03. [Djv-Fax- 7.8M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2000. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Поэмы 1828-1834 (5).
      Приложение (329).
      Юнкерские поэмы М.Ю. Лермонтова (331).
      Примечания к поэмам (349).
      Примечания к приложению (385).
      Список иллюстраций (389).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В третий том собрания сочинений М.Ю. Лермонтова вошли поэмы 1828-1834 гг., в том числе чрезвычайно редко печатавшиеся ранее произведения поэта, созданные в период его учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 04. [Djv-Fax- 8.4M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2000. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Поэмы 1835-1841 (5).
      Приложение (267).
      Другие редакции «Демона» (268).
      Монго (368).
      Примечания к поэмам (381).
      Примечания к приложению (458).
      Алфавитный указатель поэм (483).
      Список иллюстраций (484).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В четвертый том собрания сочинений М.Ю. Лермонтова пошли поэмы 1835-1841 гг., наиболее известные из которых - «Боярин Орша», «Песня про царя Ивана Васильевича...», «Мцыри», «Сашка», «Демон» и др. В комментариях отражена новая версия происхождения названия поэмы «Монго».
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 05. [Djv-Fax-12.5M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2000. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ДРАМЫ:
      1829.
      Цыганы (5).
      1830.
      Испанцы (7).
      Menschen und Leidenschaften (153).
      1831.
      Странный человек (228).
      1834-1836.
      Маскарад (310).
      Два брата (451).
      Приложения (497).
      Маскарад ‹Ранняя редакция› (499).
      Арбенин (598).
      Приписываемое М.Ю. Лермонтову (675).
      Примечания к драмам (689).
      Примечания и приложениям (720).
      Список иллюстраций (726).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В пятый том собрания сочинений М.Ю. Лермонтова включены драмы - «Маскарад», «Испанцы», «Люди и страсти» и др. В приложениях публикуется ранее не известное юношеское произведение поэта.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 06. [Djv-Fax-12.4M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2002. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ‹Вадим› (5).
      Княгиня Литовская (126).
      ‹«Я хочу рассказать вам...»› (198).
      Ашик-Кериб (203).
      Герой нашего времени (212).
      ‹Предисловие› (212).
      Бэла (213).
      Максим Максимыч (251).
      Журнал Печорина. Предисловие (261).
      Тамань (262).
      Княжна Мери (274).
      Фаталист (356).
      Кавказец (367).
      ‹Штосс› (371).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В шестой том собрания сочинений М.Ю. Лермонтова вошли все завершенные и незавершенные прозаические произведения: «Вадим», «Княгиня Литовская», «Ашик-Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказец» и др.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 07. [Djv-Fax-17.7M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2002. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителей и издателей (3).
      Письма 1817-1841 (13).
      Письма, приписываемые Лермонтову (273).
      Комментарии (277).
      Приложение (467).
      Утраченные письма Лермонтова. Обзор В. Мануйлова (470).
      Указатель писем (497).
      Условные сокращения (506).
      Список иллюстраций (513).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В седьмой том Полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова впервые включены все разысканные письма М.Ю. Лермонтова к современникам, а также письма современников к нему и о нем. Том содержит подробные комментарии к письмам. В качестве приложения печатается обновленная редакция статьи В.А. Мануйлова «Утраченные письма Лермонтова».
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 08. [Djv-Fax-62.2M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2001. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      А.А. Сахаров, Е.Н. Фадичева. Новая объемность взгляда (3).
      Н.П. Пахомов. Лермонтов - художник (17).
      Картины (63).
      Акварели и рисунки (79).
      Комментарии (254).
      Использованная литература (328).
      Условные сокращения (334).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В настоящем томе впервые в истории публикации собраний сочинений М.Ю. Лермонтова систематизировано, обобщено и представлено изобразительное наследие поэта: более 300 картин, акварелей, рисунков. Часть работ публикуется впервые.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 09. [Djv-Fax-21.8M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2001. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      I. Отрывки из произведений других авторов, переводы (13).
      II. Записи народных песен (27).
      III. Заметки на рукописях, подписи под рисунками (31).
      IV. Планы изданий, наброски, сюжеты (49).
      VI. Надписи на книгах (83).
      VII. Ученические бумаги и конспекты (91).
      VIII. Юридические, церковные и светские документы (149).
      IX. Военно-служебные документы (181).
      X. Документы о пребывании на Кавказе (209).
      XI. Подорожные документы (269).
      XII. Финансовые и хозяйственные документы, доверенности (277).
      XIII. Документы военно-судных дел (305).
      XIV. Воспоминания и письма современников о гибели и похоронах М.Ю. Лермонтова (463).
      XV. Журналы и газеты о последней дуэли и смерти М.Ю. Лермонтова (473).
      XVI. Дело о перезахоронении праха М.Ю. Лермонтова (489).
      XVII. Дело о погребении М.Ю. Лермонтова (501).
      XVIII. Приписываемое М.Ю. Лермонтову (551).
      Приложение. Лермонтовская карта России (561).
      Москва. Тарханы. Санкт-Петербург. Великий Новгород. Пятигорск. Гехи (563).
      Список использованной литературы (577).
      Условные сокращения (584).
      Печатные издания (585).
      Список иллюстраций (586).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В настоящий том впервые в систематизированном виде вошли черновые наброски М.Ю. Лермонтова, сделанные им выписки из произведений других авторов и переводы, записи народных песен, автобиографические заметки, официальные материалы разного содержания с подробными комментариями. Читатель также познакомится с никогда прежде не публиковавшимися конспектами «Лекций из военного слова (по теории словесности)», «Лекциями из воинского устава», отдельными документами из военно-судных дел и о службе поэта на Кавказе.
  • Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 10. [Djv-Fax-12.1M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник С.В. Богачев.
    (Москва: «Воскресенье», 2002. - Русская классика. Библиотека «Воскресенья»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Kubrik, предоставил: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В.А. Мануйлов летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова (3).
      Сводные указатели произведений М.Ю. Лермонтова (286).
      ДОПОЛНЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ (339).
      Стихотворения М.Ю. Лермонтова, не вошедшие в настоящее собрание сочинений (341).
      Некоторые дополнительные исторические и юридические документы (415).
      Воспоминания разных лиц о М.Ю. Лермонтове (430).
      ПРИЛОЖЕНИЯ (549).
      Тайна встречи еще не раскрыта (Адель Оммер де Гелль и М.Ю. Лермонтов на Кавказе в 1840 году) (550).
      Лермонтов и г-жа Оммер де Гелль в 1840 году (553).
      Адель Оммер де Гелль. Путешествие по прикаспийским степям и югу России (Главы из книги) (568).
      Список иллюстраций (620).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Завершающий десятый том Полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова включает: «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова», принадлежащую перу известнейшего лермонтоведа В.А. Мануйлова и обновленную газетножурнальным объединением «Воскресенье»; сводные указатели произведений М.Ю. Лермонтова; дополнения и исправления к предыдущим томам; приложения. В томе публикуются новые и редкие документы о Лермонтове, воспоминания о нем разных лиц, не печатавшиеся ранее рисунки поэта, а также впервые в едином контексте напечатаны как подлинные записки французской путешественницы А. Оммер де Гелль, так и мистификация П. Вяземского «Лермонтов и г-жа Оммер де Гелль в 1840 году».
  • Лермонтов М.Ю. Поэмы. [Pdf-Fax- 1.4M] Издание четвертое. Для среднего и старшего возраста. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Послесловие и примечания: Т. Иванова. Гравюры: Ф. Константинов, В. Фаворский.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1982)
    Скан: Lykas, OCR, обработка, формат Pdf-Fax: звездочет, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Гравюры В.А. Фаворского (3).
      Мцыри. Гравюры Ф.Д. Константинова (20).
      Беглец. Гравюры Ф.Д. Константинова (44).
      Т. Иванова. Певец героизма (49).
      Примечания (59).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книгу великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова входят поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» и «Беглец».
  • Лермонтов М.Ю. Стихотворения. [Djv-Fax- 5.6M] Сборник. Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник Г. Дмитриева.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1984)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Алексей Бахарев, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Родина.
      Осень.
      Из Гете.
      Утес.
      «На севере диком стоит одиноко...»
      Три пальмы.
      Казачья колыбельная песня.
      Тучи.
      Парус.
      Листок.
      «Москва, Москва!., люблю тебя, как сын...»
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...