|
-
(12.02.1930 - 08.05.1999)
Ал.А. Григорьев, Д.В. Севастьянов. Памяти выдающегося географа - Евгения Владиславовича Максимова (к 85-летию со дня рождения): Евгений Владиславович Максимов (12.02.1930 - 8.05.1999) - один из самобытных, замечательных географов-исследователей конца XX в., который сочетал в себе талант ученого, педагога и путешественника, мудрого наставника молодежи. Закончив кафедру гидрологии суши на географическом факультете ЛГУ им. А.А. Жданова, свою научную карьеру Е.В. Максимов в 1953 г. начал в РГПУ им. А.И. Герцена. Там сформировались его педагогический талант и страсть к горным экспедициям, к изучению тектоники и оледенения горных стран, там он защитил свою первую диссертацию. Перейдя в 1970 г. на географический факультет в ЛГУ им. А.А. Жданова, он продолжил изучение горного оледенения, закономерностей солнечной активности, направив свои интересы на все горные страны России, читал студентам разработанный им курс «Учение о ритмах в природе». Главными объектами его полевых исследований были горы, горные ледники, гляциальные формы рельефа и горные озера. Он был активным членом Географического общества, с 1970 по 1995 г. являлся председателем высокогорной комиссии ГО, объединявшей исследователей гор и множество его молодых учеников. Е.В. Максимов посвятил свою жизнь исследованию пространственно-временной изменчивости природных процессов и поиску причин ритмической повторяемости географических явлений. Изучением ритмов и циклов в природе он занимался в течение своей 50-летней научной и педагогической деятельности. Его наставником и вдохновителем в научной деятельности, связанной с изучением ритмов в природе, был профессор А.В. Шнитников - основоположник учения о многовековой (1850-летней) ритмичности природных процессов, обусловленных изменчивостью приливообразующих сил. Вместе с ним они путешествовали по горам Тянь-Шаня, изучая динамику горных ледников и озер, обсуждая проблемы горного оледенения и формирования конечных морен, причины изменчивости стока рек и колебания уровней озер. Е.В. Максимов уделял основное внимание исследованию изменчивости наиболее динамичных частей ландшафтной структуры Земли: геоморфологических, гляциальных, климатических и гидрологических процессов в горных странах. Изучая следы древнего оледенения, он прошел пешком сотни километров по горам Евразии: от Карпат и Кавказа до Памира, Тянь-Шаня и Алтая на юге, от плато Путорана - на севере до Камчатки и Курильских островов - на Дальнем Востоке России. Во всех горных системах он искал и находил следы стадиального отступания последнего горного оледенения, засекал высотное расположение конечных морен, рассчитывал соответствующую депрессию снеговой границы, стремился раскрыть общие ритмические закономерности отступания последнего горного оледенения. Особый интерес он питал к дендроиндикации климата - изучал состояние прироста древесной растительности на верхней границе леса и северном пределе произрастания. Вместе со своим учеником и последователем - доктором географических наук Н.В. Ловелиусом анализировал динамику прироста лиственницы сибирской в самом северном в мире лесном массиве «Ары-Мас» на Таймыре и на оз. Аян в горах Путорана. Изучение колебаний горных ледников и уровней озер, форм ледникового рельефа, состояния растительности на верхней границе леса позволило нашему коллеге выявить ритмические составляющие в развитии природных процессов, подчиненные общим циклическим законам климатической системы Земли. Поиск причинно-следственных связей в изучаемых явлениях, по примеру известного гелиофизика А.Л. Чижевского, вывел исследователя на необходимость учитывать деятельность Солнца и влияние космоса на природу Земли. Эти идеи были обобщены Е.В. Максимовым в ряде статей и в его научной монографии «Проблемы оледенения Земли и ритмы в природе» (Л.: Наука, 1972. 269 с.), которая явилась основой его докторской диссертации. Е.В. Максимов был настоящим естествоиспытателем, опытным полевиком-географом, побывавшим в 25 экспедициях в разных уголках нашей страны. Кроме того, он был замечательным педагогом и наставником студенческой молодежи. Всегда окруженный своими учениками, он заражал их своим интересом к наукам о Земле и космосе, передавал им свои знания и экспедиционный опыт, вкладывал душу в их образование и формирование научного интереса. Его научное наследие в виде многочисленных статей и книг, раскрывающих закономерности развития природных процессов в прошлом, содержит огромный фактический материал и новые идеи, развивающие представления заинтересованных читателей о сложной ритмической структуре природных процессов на Земле и в космосе.
: ... |
|