«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Напалков Анатолий Викторович

Анатолий Викторович Напалков 211k

-

(09.04.1922 - 18.12.1989)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...доктор биологических наук, заведующий лабораторией алгоритмического анализа работы мозга кафедры ВНД Биологического факультета МГУ, автор более 200 печатных работ, а так же большого числа научно-популярных книг и статей в области кибернетических методов изучения работы мозга.
:
Вадим Ершов...
звездочет, Николай Савченко, ОлегГ...
СПИСОК НЕКОТОРЫХ ИЗДАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
...



  • Напалков А.В... Информационные процессы в живых организмах. [Djv- 8.2M] [Pdf- 7.1M] Учебное пособие для студентов университетов. Автор: Анатолий Викторович Напалков, Нина Васильевна Целкова. Художник: А.В. Алексеев.
    (Москва: Издательство «Высшая школа», 1974)
    Скан: ОлегГ, OCR, обработка, формат Pdf: звездочет, 2025
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Список сокращений (6).
      Глава I. Принципы построения теории информационных процессов, средства формального описания.
      Общие принципы создания и использования абстрактных и формальных методов описания в биологии (7).
      Значение исследования информационных процессов в различных областях биологии (7).
      Принципы построения абстрактных систем и формального аппарата (10).
      Дальнейшие этапы развития абстрактной теории (13).
      Пути применения абстрактных и формальных систем в биологии (16).
      Формирование подсистем абстрактных описаний (16).
      Использование абстрактной теории (17).
      Основные понятия теории информационных процессов биологических систем. Средства формального описания (20).
      Основные положения теории информационных процессов, определение понятий (21).
      Элементы информационной структуры (25).
      Соотношение совокупностей элементов (28).
      Элементы теории информационных структур биологических систем (30).
      Элементарные информационные структуры (32).
      Сложные информационные структуры (43).
      Элементы теории комплексных информационных структур (47).
      Основные операции над структурами (47).
      Многоуровневые информационные структуры (51).
      Подсистемы информационных структур (56).
      Принципы выделения классов информационных структур (57).
      Типы организации взаимодействия информационных подсистем (60).
      Примеры абстрактных подсистем (65).
      Абстрактные подсистемы типа ассоциативных структур (66).
      Подсистемы древовидных структур (70).
      Пути реализации абстрактных подсистем (76).
      Методики создания динамических моделей информационных структур (78).
      Глава II. Методы постановки информационных задач. Элементы абстрактной теории общего типа.
      Формальное описание информационных сред и информационных задач (81).
      Методы абстрактного описания информационной среды и поведения (82).
      Абстрактное описание информационных задач (83).
      Алгоритмы в биологических системах (88).
      Основные свойства алгоритмов (88).
      Примеры алгоритмов (90).
      Основные свойства систем, приобретаемые ими в результате функционирования алгоритмов (94).
      Методы абстрактного описания биологических алгоритмов (95).
      Определение свойств алгоритмов в понятиях теории информационных структур биологических систем (96).
      Способы представления структуры алгоритма (98).
      Оптимизация структуры сложных алгоритмов (103).
      Классификация информационных задач. Концепция СОИЗ (106).
      Описание системы СОИС и системы СОИЗ (198).
      Закономерности структуры множества СО (112).
      Общая схема построения теории информационных процессов биологических систем (115).
      Механизмы простейших форм аналитической деятельности (119).
      Элементы теории (i + 4) уровня (119).
      Таблица соответствия как элемент теории (121).
      Более сложные процедуры анализа (123).
      Изучение механизмов аналитической деятельности живых организмов (128).
      Общие принципы, используемые при изучении механизмов биологических явлений (129).
      Глава III. Анализ механизмов биологических явлений на уровне общей теории (теории (i + 4) уровня)
      Механизмы аналитико-синтетической деятельности живых организмов (131).
      Механизмы анализа комплексных задач (131).
      Механизмы создания системы стандартных подалгоритмов (133).
      Механизмы композиции алгоритмов (134).
      Механизмы работы системы АДК (136).
      Механизмы соотношения наследственно фиксированных и благоприобретаемых в процессе жизни информационных структур (137).
      Механизмы построения высказываний и логической переработки информации (142).
      Информационные структуры типа высказываний (143).
      Механизмы осуществления логических операций переработки информации (147).
      Взаимоотношение процессов, ответственных за логическую переработку
      информации, с другими типами информационной деятельности (153).
      Соотношение информационных структур с физическими и химическими процессами, реализующими эти структуры (156).
      Некоторые понятия теории синтеза релейно-конкретных схем (157).
      Роль методов синтеза в изучении биологических проблем (162).
      Анализ сложных случаев соотношения поведения и физико-химических структур (165).
      Изучение «системности» при функционировании информационных структур (170).
      Методические приемы исследования информационных процессов биологических систем (171).
      Формальная постановка задачи (173).
      Изучение информационных процессов биологических систем с целью разработки абстрактной теории (175).
      Выяснение структуры алгоритма (181).
      Методики исследования в случае функционирования многоуровневых структур (182).
      Методики исследования физических и химических процессов, лежащих в основе переработки информации (184).
      Глава IV. Механизмы самообучения и построения планов.
      Исследование механизмов самообучения на уровне информационных процессов (192).
      Основные тенденции в изучении механизмов самообучения (193).
      Формальное описание задачи самообучения (196).
      Выявление алгоритмов, лежащих в основе самообучения (197).
      Изучение правил переработки информации (197).
      Соотношение уровней теории в процессе исследования механизмов самообучения (202).
      Алгоритмический анализ механизмов самообучения и адаптации (208).
      Механизмы самообучения в условиях последовательного усложнения среды (209).
      Описание комплексного алгоритма самообучения (216).
      Исследование физических и химических систем, ответственных за реализацию процесса обучения живых организмов (226).
      Использование теории обучающихся систем (237).
      Механизмы построения планов (244).
      Основные проблемы, возникающие при разработке теории (244).
      Постановка задачи (249).
      Примеры работы подалгоритмов (253).
      Переработка информации по жестким программам (261).
      Автоматическое регулирование (261).
      Управление на основе жестких программ (263).
      Глава V. Механизмы комплексных биологических явлений, формирование и использование систем понятий и концепций.
      Механизмы формирования понятий, систем понятий и концепций (266).
      Формирование элементарных понятий (267).
      Формирование систем понятий (270).
      Механизмы построения гипотез и определения правдоподобия версий. Прогнозирование (278).
      Механизмы работы мозга при прогнозировании (288).
      Исследование комплексных информационных систем (290).
      Элементы абстрактной постановки проблемы (293).
      Формальное описание объектов исследования (294).
      Основные этапы исследования (297).
      Изучение механизмов эмоциональной деятельности (304).
      Исследование механизмов возникновения и развития патологических процессов в информационных системах (313).
      Основные предпосылки создания абстрактной теории (314).
      Литература (317).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге излагаются методы и результаты исследования сложных информационных процессов в живых организмах, анализ которых невозможен без разработки специального формального аппарата. Приводятся основные положения теории информационных структур, обеспечивающей возможность комплексного исследования биологических систем. Дается анализ механизмов построения планов, понятий и концепций, обучения, а также анализ осмысленного восприятия информации, включающий как раскрытие систем алгоритмов, так и роль физико-химических структур. Приводятся примеры раскрытия механизмов развития патологических состояний и эмоциональной деятельности человека.
Книга может быть использована также научными работниками различных специальностей при организации исследований, сочетающих разработку и использование формального аппарата с планированием экспериментов.
  • Напалков А.В... Мозг человека и искусственный интеллект. [Djv- 1.1M] [Pdf- 1.3M] Авторы: Анатолий Викторович Напалков, Луиза Леонидовна Прагина. Обложка художника Б.А. Валита.
    (Москва: Издательство Московского университета, 1984)
    Скан, обработка, формат Djv: Николай Савченко, 2017
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Условный рефлекс и алгоритм (5).
      Учение И.П. Павлова и кибернетика (7).
      Алгоритмы и работа мозга (17).
      Алгоритмы и пути развития учения И.П. Павлова (31).
      Мозг человека, мышление и кибернетика (43).
      Пути выявления алгоритмов при изучении работы мозга (44).
      Теория автоматов в системе исследований высшей нервной деятельности (60).
      Эвристическое программирование и исследование информационной деятельности (68).
      Система знаний. Семиотическое моделирование (80).
      Информационные механизмы работы мозга (89).
      Блоки информационных систем (90).
      Организация информационных механизмов (98).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Раскрытие физиологических механизмов, лежащих в основе интеллекта человека, в течение многих столетий привлекало внимание исследователей. В наши дни успехи в этой области достигли такого уровня, что оказалось возможным создание кибернетических моделей искусственного интеллекта. Удалось «научить» машину играть в шахматы, доказывать математические теоремы.
Как соотносятся изучение работы мозга и построение искусственного интеллекта, какие препятствия возникали на этом пути и как удалось преодолеть их? На эти и многие другие вопросы можно получить ответ в предлагаемой книге.