Татьяна Ильинична Прилуцкая
|
ИЗ ИЗДАНИЯ: Общественная жизнь Франции первой половины XIX века развивалась под знаком трех революций и сменявших их периодов политической реакции. Падение абсолютизма в результате Великой французской революции 1789-1794 годов не принесло окончательной победы идеалам буржуазной демократии, подавленным в годы Директории и власти Наполеона как в период Консульства (1799-1804), так и Империи (1804-1814), завершившихся катастрофой 1814 года и Реставрацией Бурбонов. Июльская революция 1830 года привела к власти «короля-буржуа» Луи Филиппа. Хотя во Франции победила форма парламентской монархии, стабилизация буржуазного строя шла на фоне бурно разраставшихся республиканских настроений. Новым историческим потрясением, приведшим к сложению Второй республики, были революционные события 1848 года, которые в конечном итоге также не решили как внутренних, так и внешнеполитических проблем страны, и снова им на смену приходит диктатура, теперь уже Второй империи Луи Бонапарта (1852-1870). Только Парижская коммуна 1871 года окончательно закрепила победу буржуазно-республиканского устройства - Третью республику, провозглашенную 4 сентября 1870 года. В этой непрекращавшейся политической борьбе происходила необычайная по своей напряженности поляризация духовных сил общества. Прошлое и будущее, революционные и реакционные тенденции сталкивались друг с другом, постоянно меняя обличия. Франция стала сценой, на которой проигрывались все возможные варианты дальнейшего существования Европы, от Империи до Коммуны. Стихия истории еще никогда так неразрывно не переплеталась с личной судьбой человека, на жизнь которого приходились взлеты и падения, головокружительные победы и безмерные разочарования, героическая борьба и уход от активной деятельности в мир пассивного созерцания. Культура XIX века искала ответы на вставшие перед историей вопросы в идеалах античвости, европейского средневековья и Востока, принимая и отвергая опыт предшествующих поколений. Герметичность академического идеала ниспровергалась новаторскими поисками романтиков и реалистов. Холодной отвлеченности классини стической доктрины они противопоставляли исторический и повседневный жизненный опыт, культу разума - величие человеческих страстей, жичнь природы и глубину человеческой души. В этот краткий исторический период - немногим более полустолетия - в живописи Франции сменяли друг друга и существовали параллельно такие противоположные художественные тенденции, как классицизм, романтизм, реализм, подспудно назревала радикальная реформа импрессионистов. |