|
(Francois Rabelais)
(1493 - 1553)
Большая советская энциклопедия: Рабле (Rabelais) Франсуа (около 1494, близ г. Шинон, Турень, - 9.4. 1553, Париж), французский писатель. Родился в имении отца - юриста и землевладельца. В молодости монах; с 1527, покинув монастырь, изучал право, топографию, археологию, медицину. Доктор медицины с 1537. Вел жизнь странствующего гуманиста, лектора и врача. В 1532 в качестве продолжения популярного лубочного романа о великанах Р. издал «Пантагрюэля», а затем, на протяжении двадцати лет, еще три книги романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», встреченного современниками с восторгом. Каждая из частей романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору не раз приходилось скрываться от преследований за границей. Посмертно изданная под именем Р. «Пятая книга Пантагрюэля» (1564) написана неизвестным автором - вероятно, с использованием оставшихся после Р. материалов. Великий роман Р. - подлинная художественная энциклопедия французской культуры эпохи Возрождения: ее религиозной и политической жизни, философской, педагогической и научной мысли, общественного быта и духовных устремлений. Всесторонний и беспощадный смех над отживающим миром сочетается у Р. с безграничной верой в обновление жизни, в научный и социальный прогресс, принимая форму предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или форму утопии свободного общества (описание Телемского аббатства). За необузданной фантастикой и с виду хаотичным построением книги, «...наиболее причудливой в мировой литературе» (France А., CEuvres completes, v.17, P., 1928, p.45), ощущается замечательная трезвость и стройность универсального гуманистического мировоззрения. Сам Р. определяет свой «пантагрюэлизм» (т.е. гуманизм) как «...глубокую и несокрушимую жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно...» («Гаргантюа и Пантагрюэль», М., 1966, с.437). Исторически его питает Возрождение, по словам Ф. Энгельса, - «...величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.20, с.346). Художественно «пантагрюэлизм» представлен в двух главных образах романа - в короле-великане Пантагрюэле («Всежаждущем» знаний), вечно невозмутимом перед любыми превратностями фортуны, перед «всем преходящим» (олицетворение идеального будущего человечества), и в его закадычном друге и спутнике, вечно сомневающемся, неугомонном бродяге Панурге (олицетворение реального народа переломной эпохи). На этом как бы символическом союзе ищущей передовой мысли гуманизма с беспокойным и на свой лад тоже ищущим народом, материальной силой прогресса, основан и сюжет последних трех книг романа (после описания воспитания и молодости отца Пантагрюэля, великана Гаргантюа, в первой книге - знаменитые в истории педагогики главы романа - и детства самого Пантагрюэля во второй); аллегорическое, но прозрачное по своему смыслу путешествие пантагрюэльцев к Оракулу Божественной Бутылки (к Истине) за ответом на комически тревожащий Панурга вопрос - «жениться или не жениться», за ответом на все «больные вопросы». В богатом приключениями морском путешествии они терпят всякого рода невзгоды, посещают разные «острова» со смехотворными обитателями - олицетворениями косности, фанатизма, неразумия, - эти пережитки старого мира служат для «жаждущих» и «ищущих» пантагрюэльцев доказательствами от противного на пути к истине. В мировой литературе Р. - один из величайших гениев комического. Подобно сюжету его романа, продолжению народной книги, смех Р. по своим источникам и приемам, как и по своему духу в целом, коренится в народном творчестве. Жанры фольклора - сказки, фаблио, шутки, поговорки, приемы гротеска в языке и образотворчестве - все это вошло в роман. Главный источник смеха у Р. - материализация духовного во вкусе народной поэзии, игра на двузначном характере «жажды» у его героев - жажды вина и жажды знаний: отрицание средневекового идеала аскетизма и самоограничения, прославление всестороннего, телесного и духовного, удовлетворения потребностей и безграничного развития личности, «...ибо между телом и духом существует согласие нерушимое» («Гаргантюа и Пантагрюэль», с.321). Любимый прием комического искусства Р. - утрировка, доведение пороков («порождений Антифизиса» - Противоприроды) до фантастически одностороннего, чудовищного и вместе с тем чувственно наглядного, а потому сугубо смехотворного гротеска. В целом глубоко жизнерадостный и многообразный смех Р. - не сатира, к которой он часто близок лишь по материалу (пороки), а не по тону, веселому и веселящему, глумящемуся над злом, но лишенному страха перед ним, как и тревоги за ход жизни и исход комического конфликта. Это многозначный по оттенкам, но всегда бодрый, радостный, «чисто комический» (без свойственных юмору грусти или умиления перед слабостью человеческой) праздничный смех, как на карнавале; в его основе извечное народное чувство смеха как симптома счастья, довольства, беспечности, здоровья. Но смех, согласно доктору медицины Р., обладает и обратной силой, исцеляющей и возрождающей, рассеивая скорбь, чувство разлада с жизнью, болезненное состояние духа. Смех свидетельствует о здоровом, ясном духовном зрении - и дарует его. «Освобождая от всяких эффектов» (слова Р.), замутняющих наше сознание, смех играет для познания жизни «терапевтическую» роль. Влияние комического у Р. на последующее развитие французской литературы - от Лафонтена и Мольера до Р. Роллана («Кола Брюньон»)- огромно.
: ... |
|