«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сузюмов Евгений Матвеевич (географ)

Евгений Матвеевич Сузюмов 551k

-

(17.01.1908 - 30.04.1998)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Евгений Матвеевич Сузюмов (4(17) января 1908, Пенза - 30 апреля 1998, Москва) - кандидат географических наук, почетный полярник, почетный гражданин г. Нижний Ломов (установлена мемориальная доска на доме, где жил Е. Сузюмов), почетный иностранный член Географического общества США. Основная сфера деятельности в послевоенный период - планирование и организационное обеспечение экспедиционных исследований Мирового океана. Участник многих экспедиций Главсевморпути и АН СССР в Арктику, Антарктику, Атлантический и Тихий океаны. Писатель - автор 14-ти научно-популярных книг и брошюр и многочисленных статей. Награжден 7-ю орденами и 14-ю медалями.
Евгений Сузюмов родился в семье Матвея Григорьевича Сюзюмова (1877-1925): коллежского регистратора, служащего Пензенской нотариальной конторы, который в 1909 г. стал нотариусом в г. Нижний Ломов. Мать - Мария Ивановна (в девичестве Киселева, 1883-1970), дочь пензенского пчеловода.
Евгений Сузюмов вырос в Н. Ломове, учился в местной школе №2, но в 1923 г. семья вернулась в Пензу, поскольку нотариальную контору Матвея Сузюмова после революции закрыли. В Пензе Евгений закончил в 1925 г. школу №4. Кроме того, там же он окончил курсы стенографов и получил высокий разряд «съездовский стенограф», что очень пригодилось ему в жизни. А в 1926 г. Евгений приехал в Москву. Поступил в Зоотехнический институт, который и окончил в 1930 г. по кафедре овцеводства.
После института Евгений работал в Расширенном опорном пункте по овцеводству Центрально-Черноземной обл., подразделении Европейского научно-исследовательского института овцеводства, подчиненного Академии сельскохозяйственных наук, где дошел до заведующего генетической лабораторией. В конце 1932 г. уволился и вернулся в Москву, где его взяли на работу референтом в незадолго до этого созданный (в октябре 1932 г.) Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов СССР. Вскоре он был назначен помощником Наркома Т.А. Юркина, много ездил с ним по всей стране, инспектировал совхозы.
В 1934 г. наркома Юркина сняли. Сузюмов продолжал работу в наркомате на разных должностях, пока в конце 1939 г. не перешел на работу в «Главмясо» нового Наркомата мясной и молочной промышленности СССР, и вскоре выехал в Таллин: он сумел получить работу в Торгпредстве СССР в Эстонии. Закупал для «Главмясо» свиней, отправлял «мясные» эшелоны в Ленинград... В 1940 г. Эстония стала одной из Советских республик, торгпредство вскоре закрыли, и весной 1941 г. Евгений вернулся в Москву. И еще 20 дней (после отпуска) он проработал в секретариате того же наркомата...
За день до начала войны (21/06/1941) Сузюмов был откомандирован в Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП) - он получил предписание немедленно выехать в Архангельск и далее на о. Диксон, в штаб морских операций Западного сектора Арктики. Там он должен был поступить в распоряжение дважды Героя Советского Союза, известного полярника, начальника ГУСМП И.Д. Папанина: тому нужен был помощник-мужчина со знанием стенографии. У Сузюмова такой опыт был: ранее он работал с Наркомом совхозов. По планам Правительства предполагалось, что летом 1941 г. Папанин будет руководить морскими операциями именно Западного сектора Арктики (что он уже делал во время финской кампании 1939-1940 гг. с мандатом Уполномоченного Совнаркома по перевозкам на Белом море: этот исключительный мандат он получил накануне решительного советского наступления на финском фронте). Какими именно операциями должен был руководить Папанин в 1941-м году - история умалчивает... Но неожиданное начало войны с Германией задержало выезд Папанина, и в Архангельск он прибыл только в середине октября с мандатом Уполномоченного по перевозкам на Белом море - только теперь от Госкомитета обороны (ГКО). Сначала Сузюмов работал на о. Диксон диспетчером штаба, с окончанием навигации прибыл в Архангельск в распоряжение Папанина и 1 декабря был назначен адъютантом, позже - помощником Уполномоченного ГКО.
Штаб Папанина был создан Госкомитетом обороны для работы с караванами союзнических судов, доставлявших по ленд-лизу в порты Архангельска, а потом и Мурманска военные грузы. Необходимо было обеспечить прием караванов, их незамедлительную разгрузку и отправку на фронт военной техники: союзники поставляли в СССР в большом количестве самолеты, орудия, танки, автомобили, продовольствие.
Весь военный период Е. Сузюмов провел в непосредственном распоряжении Папанина. Тот, как начальник ГУСМП, еще и отвечал за весь Север страны, много времени проводил в поездках по северным портам и поселкам, занимаясь военными перевозками и перевозками стратегических грузов, которые по Сибирским рекам спускались в порты ГУСМП. По Северному морскому пути шли наши караваны судов в Тихий океан и обратно, в том числе перегонялись и военные корабли из Тихого океана - от бесперебойной работы Севморпути зависело снабжение армии, промышленности, населения. Сузюмов участвовал в проводке караванов, посылал на помощь застрявшим во льдах судам ледоколы. Одновременно с должностью помощника Уполномоченного ГКО, Е.М. Сузюмов временно занимал должности замначштаба морских операций Западного района Арктики ГУСМП (1942 г., 4 месяца) и Восточного района (1943 г., 7 месяцев).
В июле 1945 года штаб Уполномоченного ГКО был расформирован. Вскоре Сузюмов был демобилизован в звании капитана административной службы ВМФ и распоряжением Папанина 1 октября направлен на работу в аппарат Главсевморпути (самого Папанина в 1946 году Сталин отправил на пенсию). Сначала работал зам. начальника секретариата ГУСМП. Занимался вопросами организации экспедиций в Арктику. В 1947 году с новым начальником ГУСМП А.А. Афанасьевым как его помощник прошел на самолете всю трассу Севморпути с ее многочисленными базами. В 1949 году принимал участие в высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) «Север-4» с многочисленными высадками на дрейфующий лед, включая вблизи точки Северного Полюса: в Северном Ледовитом океане готовились к высадке на дрейфующий лед станции СП-2, 3 и 4. Кроме того, ВВЭ «Север-4» весной 1949 года подготовила в Арктическом бассейне 32 ледовых аэродрома - вероятно, с военными целями.
В конце 1948 года академик П.П. Ширшов, в то время не только Министр морского флота СССР, но и директор созданного им в 1945 году Института океанологии АН СССР, спутник Папанина по героическому дрейфу на СП-1 (1937-38 гг.), пригласил опального Папанина на скромную должность заместителя директора по экспедициям. Как раз в это время в строй вступало первое институтское научно-исследовательское судно «Витязь». В сентябре 1949 года Сузюмов был назначен на должность ученого секретаря института и перешел на работу из ГУСМП в Академию наук.
В 1951 году, в связи с расширением морских исследовательских работ, в Президиуме АН СССР был создан Отдел морских экспедиционных работ (ОМЭР). Папанин был назначен его начальником, а Сузюмов - заместителем. В этой должности он проработал до выхода на пенсию в 1980 году. Принимал участие в создании советского научного флота, но основной сферой его деятельности стало планирование и организационное обеспечение экспедиционных исследований Мирового океана.
Первой для Сузюмова стала Первая советская антарктическая экспедиция (1955-1956 гг.) на дизель-электроходе «Обь», одним из основных организаторов которой он выступал (штаб подготовки экспедиции располагался в ОМЭР, но потом постановлением Правительства был перенесен в ГУСМП), а затем и принял в ней участие в качестве ученого секретаря. После экспедиции он опубликовал книгу «К шестому материку» (изданную также в ГДР и в Румынии).
Впоследствии он участвовал в составе руководства в нескольких океанологических экспедициях в Атлантический и Тихий океаны на НИС «Михаил Ломоносов» (1958, 1959), «Витязь» (1961, 1966), «Дмитрий Менделеев» (1972, 1976). Написал об этих и других экспедициях несколько книг. Однако, как организатор науки он был вынужден много сил отдавать не полевой, а бюрократической работе. На его счету организационное обеспечение практически всех международных экспедиций на судах АН СССР и Академий наук союзных республик, выполненных между 1951 и 1979 гг.
Он участвовал в ряде международных научных форумов, таких как 1-й и 2-й океанографические конгрессы (соответственно, в Нью-Йорке в 1959 г. и в Москве в 1966 г.), конгрессах Тихоокеанской научной ассоциации (в 1961 г. в Гонолулу, США; в 1966 г. в Японии), сессиях Международной комиссии по морской истории. Особо стоит отметить его доклад на «Конференции Организации Объединенных Наций по вопросу о применении научных и технических знаний для удовлетворения потребностей менее развитых регионов» (Нью-Йорк, 1962), озаглавленный «Великий Северный морской путь (опыт комплексного развития)».
Большую роль сыграл Е.М. Сузюмов в создании на Кубе Института океанологии и организации советско-кубинского сотрудничества в области морских исследований. Для этого по заданию Президиума АН СССР он провел несколько месяцев на Кубе в 1963, 1964 и 1971 гг.
Е.М. Сузюмов скончался 30 апреля 1998 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (4 уч.)
:
AlVaKo...




  • Сузюмов Е.М. Тихоокеанским маршрутом. [Djv-Fax- 4.0M] Автор: Евгений Матвеевич Сузюмов. Оформление: художник В.В. Суриков.
    (Москва: Издательство «Мысль»: Редакции географической литературы, 1980)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: AlVaKo, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      Рожденные вулканами (9).
      Алоха (9).
      На острове орхидей и вулканов (26).
      В бывшей стране света (51).
      Жемчужина Полинезии (62).
      Взгляд в прошлое (62).
      Таити в настоящем (83).
      День на острове Пасхи (96).
      В национальном парке Тасмании (108).
      Острова-курорты (118).
      В море Тасмана (118).
      На стыке трех морей (124).
      На пороге Антарктики (128).
      На далеком острове Маккуори (128).
      Двадцать лет спустя (131).
      В заливе Персеверанс (133).
      Заключение (140).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом океане знакомит читателя с природой ряда островов, историей их заселения, современным состоянием их природных ресурсов, экономикой, культурой и бытом населения. Большое внимание автор уделяет деятельности человека на островах, вопросам охраны их уникальной природы.