«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Верховский Вадим Никандрович (педагог-химик)

Вадим Никандрович Верховский 288k

-

(12.11.1873 - 06.01.1947)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...советский педагог-химик, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (с 1944). В 1905-18 - преподаватель Женского педагогического института в Петрограде, в 1918-47 - профессор Педагогического института в Ленинграде. В 1906-31, одновременно, - преподаватель одной из школ Ленинграда. В. вел борьбу за введение химии в общеобразовательной школе и за то, чтобы ее изучение основывалось на эксперименте. В. - автор первой стабильной программы по химии для советской средней школы, сохранившейся в своей основе до настоящего времени. Составил руководства по методике преподавания химии и по технике и методике химического эксперимента в школе. Написал первые стабильные учебники химии для школы. В. принадлежит ряд исследований по неорганической химии: взаимодействие металлов с кислотами и солей с водородом под давлением, механизм реакций гидролиза и условия образования основных солей, растворимость фосфатов кальция, свойства сернистого азота и др.
:
AAW, bolega, Антон Степанов, ЮП...


* Верховский В.Н..._ Методика преподавания химии в средней школе.(1936).djvu
* Верховский В.Н..._ Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы.(1946).djvu
* Верховский В.Н..._ Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы.(1946).pdf
* Верховский В.Н..._ Химический анализ.(1935).pdf
* Верховский В.Н._ Неорганическая химия. Часть 1. Учебник для 7 класса семилетней и средней школы.(1946).djvu
* Верховский В.Н._ Неорганическая химия. Часть 1. Учебник для 7 класса семилетней и средней школы.(1946).pdf
* Верховский В.Н._ Неорганическая химия. Часть 2. Учебник для 8-10 классов средней школы.(1945).djvu
* Верховский В.Н._ Неорганическая химия. Часть 2. Учебник для 8-10 классов средней школы.(1945).pdf
* Верховский В.Н._ Неорганическая химия.(1940).pdf
* Верховский В.Н._ Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 1.(1959).pdf
* Верховский В.Н._ Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2.(1949).pdf
* Верховский В.Н._ Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2.(1960).pdf
* Verhovskiy_V.N...__Himicheskiy_analiz.(1935).[djv-fax].zip
* Verhovskiy_V.N.__Neorganicheskaya_himiya.(1940).[djv-fax].zip
* Verhovskiy_V.N.__Tehnika_i_metodika_himicheskogo_eksperimenta_v_shkole._T.1.(1959).[djv-fax].zip
* Verhovskiy_V.N.__Tehnika_i_metodika_himicheskogo_eksperimenta_v_shkole._T.2.(1949).[djv-fax].zip
* Verhovskiy_V.N.__Tehnika_i_metodika_himicheskogo_eksperimenta_v_shkole._T.2.(1960).[djv-fax].zip


  • Верховский В.Н. Неорганическая химия. [Djv-Fax-11.2M] Учебник для средней школы. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 8-е.
    (Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР (Учпедгиз): Ленинградское отделение, 1940)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Антон Степанов, 2020
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (2).
      I. Вещества в их превращения (3).
      II. Вода (12).
      III. Кислород я водород (22).
      IV. Элементы (31).
      V. Закон сохранения веса веществ (34).
      VI. Воздух (33).
      VII. Весовые соотношения между элементами в химических соединениях (43).
      VIII. Строение вещества (50).
      IX. Окисление. Восстановление (49).
      X. Окислы. Основания. Кислоты. Сваи (92).
      XI. Галогены (118).
      XII. Растворы (141).
      XIII. Сера (152).
      XIV. Азот (179).
      XV. Фосфор (201).
      XVI. Углерод (216).
      XVII. Кремний (235).
      XVIII. Дисперсные системы (241).
      XIX. Периодическая система элементов. Строение материи (250).
      XX. Общие свойства металлов. (270).
      XXI. Щелочные в щелочно-земельные металлы (285).
      XXII. Медь (297).
      XXIII. Алюминий (299).
      XXIV. Хром и марганец (304).
      XXV. Железо (303).
      XXVI. Электролитическая диссоциация (дополнение) (327).
      Алфавитный указатель (343).
      Приложение I. Атомные веса важнейших элементов.
      Приложение II. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
      Приложение III. Карта важнейших полезных ископаемых и химического сырья.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Данный учебник является переработанным изданием I, II и III частей учебника автора для средней школы, при составлении которого автор руководствовался постановлениями ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и стремился дать законченный круг систематизированных общеобразовательных знаний. Учебник был составлен при участии: В.А. Жегаловой (по курсу 7-го класса и по гл. XI) Я.П. Орловской (по курсу 7-го класса), Л.М. Сморгонского (глава «Кремний») и художника Ю.Д. Скалдина.
Книга предназначается для средней школы, но в нее включен также и курс 7-го класса, для того чтобы, штудируя книгу, учащиеся имели перед собой полный курс неорганической химии и легко могли навести справку или возобновить в памяти ранее пройденное.
Учебник предполагает изучение курса на основе эксперимента в классе-лаборатории под непосредственным руководством преподавателя. Книга должна служить главным образом для закрепления знаний и навыков, приобретенных в классе-лаборатории.
В учебнике даются краткие описания минимального числа лабораторных работ, доступных каждой школе с самой скромной лабораторией...
В данное, восьмое, издание внесен ряд незначительных исправлений и добавлений.
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 1. Приборы, материалы, приемы работы и описание опытов. [Djv-Fax- 8.1M] Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 6-е, переработанное и дополненное.
    (Москва: Учпедгиз, 1959)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax: bolega, 2010
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к шестому изданию.
      Предисловие к четвертому изданию.
      В.Н. Верховский. Краткая биография.
      Методические взгляды В.Н. Верховского и их современное значение.
      Введение.
      Правила по технике безопасности при химических работах.
      ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
      I. Помещения для преподавания химии и их оборудование.
      II. Вытяжные шкафы и вентиляция химической лаборатории.
      ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
      I. Различные способы нагревания, применяемые для химических опытов.
      II. Химическая посуда.
      III. Стеклянные трубки, палочки и работа со стеклом.
      IV. Каучуковые трубки.
      V. Пробки.
      VI. Приборы для получения, сушения и очистки газов.
      VII. Приборы для собирания и хранения газов.
      VIII. Весы и измерительные приборы.
      IX. Источники электрической энергии и приборы для опытов, требующих электрической энергии.
      X. Штативы, таганы, подставки.
      XI. Вещества и реактивы.
      XII. Лабораторное хозяйство.
      ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Описание опытов.
      I. Первые понятия.
      II. Закон сохранения веса веществ.
      III. Вода. Получение чистой воды и ее свойства.
      IV. Качественный состав воды. Водород.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее издание подготовлено кафедрой методики преподавания химии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.
Работая над книгой, коллектив кафедры стремился сохранить характер расположения материала, принятый в свое время автором, стиль изложения и все методические указания к постановке химического эксперимента в условиях средней школы...
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2. Описание опытов. [Djv-Fax- 4.7M] Пособие для преподавателей и студентов педвузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 4-е, переработанное и дополненное.
    (Ленинград: Учпедгиз, 1949)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: ЮП, 2009
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Часть первая.
      I. Весовой состав воды.
      1. Синтез воды в эвдиометре (3).
      2. Синтез воды по Дюма (качественный опыт) (12).
      3. Синтез воды по Дюма (количественный опыт) (14).
      4. Термическая диссоциация водяного пара (18).
      II. Перекись водорода. Закон кратных отношений. Нахождение химических формул.
      1. Получение перекиси водорода (21).
      2. Свойства перекиси водорода (22).
      3. Восстановление различных окислов меди и свинца водородом (25).
      4. Установление химической формулы соединения меди с серой (30).
      5. Сжигание серы и установление формулы полученного сернистого газа (31).
      III. Кислород.
      1. Получение кислорода (34).
      2. Сжигание различных веществ в кислороде (42).
      3. Окисление меди в струе кислорода (50).
      4. Белящее действие кислорода в момент выделения (51).
      IV. Окислы, кислоты, соли.
      1. Основные окислы (52).
      2. Реакции между кислотными окислами и водой (54).
      3. Реакции между окислами металлов и кислотами (54).
      4. Реакции между гидратами окислов металлов и кислотами (55).
      5. Взаимодействие ангидридов кислот с гидратами окислов металлов (56).
      6. Вытеснение металлов друг другом (58).
      7. Реакции обмена (62).
      8. Соединение двух безводных окислов (65).
      9. Реакция нейтрализации (65).
      10. Кислые, двойные и основные соли (75).
      V. Горение и окисление.
      1. Воспламенение различных веществ (80).
      2. Зависимость воспламеняемости вещества от степени его раздробления (81).
      3. Огнеопасность бензина (82).
      4. Температура воспламенения (83).
      5. Лампа Дэви (86).
      6. Самовоспламенение фосфора (91).
      VI. Диффузия. Растворы.
      1. Диффузия и осмос (95).
      2. Растворимость твердых веществ в воде (107).
      3. Растворимость жидкостей в жидкостях (113).
      4. Растворимость газов в жидкостях (115).
      5. Понижение и повышение температуры при растворении различных веществ (119).
      6. Кристаллизационная вода (122).
      7. Пересыщенные растворы (125).
      VII. Кристаллы.
      1. Образование кристаллов (130).
      2. Спайность кристаллов (137).
      VIII. Коллоидные растворы.
      1. Получение коллоидных растворов (138).
      2. Свойства коллоидных растворов (142).
      IX. Озон, молекулярный вес, эквивалент, атомный вес.
      1. Получение и свойства озона (146).
      2. Образование озона при химических реакциях (151).
      3. Объемный состав хлористого водорода (152).
      4. Определение молекулярного веса углекислого газа (154).
      5. Определение химических эквивалентов цинка и магния (155).
      6. Определение химического эквивалента олова по кислороду (164).
      7. Определение химического эквивалента свинца по цинку (165).
      8. Определение химического эквивалента меди по кислороду (166).
      9. Закон Дюлонга и Пти. Определение атомного веса олова или свинца (166).
      Часть вторая.
      X. Хлор.
      1 Обращение с хлором (170).
      2. Способы получения хлора и наполнение им сосудов (171).
      3. Демонстрация различных опытов с хлором (180).
      4. Лабораторные опыты с хлором (189).
      5. Взрыв смеси хлора с водородом (194).
      6. Разложение воды хлором под влиянием света (197).
      7. Получение хлора электролизом раствора поваренной соли (198).
      8. Получение и свойства хлористого водорода (204).
      9. Получение соляной кислоты (214).
      10. Реакции соляной кислоты (218).
      11. Получение белильных солей (220).
      12. Получение хлорной (белильной) извести (221).
      13. Окисляющее действие хлорной извести (221).
      14. Получение бертолетовой соли (222).
      15. Свойства бертолетовой соли (223).
      XI. Бром, йод, фтор.
      1. Бром, его получение и свойства (226).
      2. Бромистый водород и его свойства (230).
      3. Йод и его свойства (233).
      4. Йодистый водород (233).
      5. Фтористый водород и плавиковая кислота (240).
      XII. Сера.
      1. Кристаллы серы (244).
      2. Плавление серы и получение пластической серы (246).
      3. Перегонка серы (248).
      4. Образование сероводорода при соединении серы с водородом (250).
      5. Получение сероводорода. Опыты с сероводородом (251).
      6. Восстановление сернистой меди водородом в момент выделения (258).
      7. Получение сернистого газа, растворение его в поде и сжижение (259).
      8. Свойства сернистого газа и сернистой кислоты (266).
      9. Обжигание пирита (269).
      10. Получение серного ангидрида контактным способом. Свойства серного ангидрида (269).
      11. Получение серной кислоты камерным способом (282).
      12. Получение серной кислоты прокаливанием железного купороса (304).
      13. Свойства серной кислоты (305).
      14. Опыт, демонстрирующий действие аппарата Коттреля (311).
      15. Флотация (312).
      XIII. Азот.
      1. Содержание азота в воздухе (316).
      2. Получение азота (323).
      3. Получение аммиака и растворение его в воде (325).
      4. Горение аммиака в кислороде (328).
      5. Образование аммиака при гниении белковых веществ (329).
      6. Соли аммония (329).
      7. Возгонка и термическая диссоциация нашатыря (331).
      8. Амальгама аммония (332).
      9. Получение окислов азота из воздуха (332).
      10. Получение азотной кислоты (334).
      11. Свойства азотной кислоты (341).
      12. Соли азотной кислоты (348).
      13. Получение окиси азота (351).
      14. Получение и свойства двуокиси азота (352).
      15. Получение закиси азота (355).
      XIV. Фосфор, мышьяк, сурьма.
      1. Хранение фосфора и обращение с ним (357).
      2. Получение небольших количеств белого фосфора для опытов (361).
      3. Физические свойства белого фосфора (364).
      4. Переход белого фосфора в красный и красного в белый (367).
      5. Температура воспламенения белого и красного фосфора (369).
      6. Самовоспламенение фосфористого водорода (370).
      7. Получение фосфористого кальция (370).
      8. Фосфорный ангидрид и фосфорные кислоты (371).
      9. Возгонка и горение мышьяка (374).
      10. Получение и разложение мышьяковистого водорода (374).
      11. Свойства сурьмы (376).
      12. Восстановление сурьмы и ее соединений водородом в момент выделения (377).
      Часть третья.
      XV. Углерод.
      1. Сухая перегонка дерева (378).
      2. Свойства древесного угля (381).
      3. Сухая перегонка каменного угля (387).
      4. Сухая перегонка горючих сланцев (390).
      5. Получение карбида кальция (392).
      6. Получение ацетилена действием воды на продажный карбид кальция и опыты с ацетиленом (396).
      7. Получение болотного газа (398).
      8. Получение углекислого газа действием кислот на соли угольной кислоты (400).
      9. Свойства углекислого газа (401).
      10. Соли угольной кислоты (407).
      11. Получение окиси углерода (409).
      12. Окись углерода как восстановитель (415).
      13. Строение пламени газовой горелки (417).
      14. Обращенное пламя светильного газа (419).
      15. Строение пламени свечи (420).
      16. Строение пламени спиртовой лампы (421).
      17. Светимость и температура пламени (422).
      18. Сжигание жидкого и распыленного твердого топлива (426).
      XVI. Кремний.
      1. Получение аморфного кремния и водородистого кремния (428).
      2. Метакремниевая кислота и ее соли (430).
      XVII. Металлы.
      1. Некоторые физические свойства металлов (435).
      2. Сплавы (441).
      3. Электролиз (445).
      4. Восстановление окислов металлов алюминием (451).
      5. Химические свойства металлов (453).
      6. Щелочные и щелочно-земельные металлы (457).
      7. Медь (459).
      8. Алюминий (461).
      9. Хром (463).
      10. Марганец (465).
      11. Железо (468).
      Алфавитный указатель (471).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее четвертое, посмертное издание книги проф. В.Н. Верховского - «Техника и методика химического эксперимента в школе» исправил, дополнил и подготовил к печати А.Н. Коковин.
Для четвертого издания книги написана новая глава XVII - «Металлы», а также добавлены новые параграфы и описания опытов в следующие главы: I - «Весовой состав воды», III - «Кислород», XII - «Сера», XIII - «Азот», XIV - «Фосфор, мышьяк, сурьма» и XV - «Углерод».
  • Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 2. [Djv-Fax- 5.7M] Пособие для преподавателей и студентов педвузов. Автор: Вадим Никандрович Верховский. Издание 5-е, переработанное и дополненное.
    (Москва: Учпедгиз, 1960)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax: bolega, 2010
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие ко второму тому.
      I. Количественные соотношения при химических реакциях.
      II. Перекись водорода. Закон кратных отношений. Нахождение химических формул.
      III. Объемные соотношения газов при химических реакциях.
      IV. Атомный и молекулярный вес. Эквиваленты.
      V. Кислород. Озон. Горение.
      VI. Окислы, основания, кислоты и соли.
      VII. Скорость химических реакций и химическое равновесие.
      VIII. Дисперсные системы.
      IX. Кристаллы.
      X. Электролитическая диссоциация и процесс электролиза.
      XI. Галогены.
      XII. Бром, йод, фтор.
      XIII. Сера и ее соединения.
      XIV. Азот и его соединения.
      XV. Фосфор, мышьяк, сурьма.
      XVI. Углерод.
      XVII. Кремний.
      XVIII. Металлы.
ИЗ ИЗДАНИЯ: 5-е издание второго тома «Техники и методики химического эксперимента» В.Н. Верховского подготовлено к печати кафедрой методики преподавания химии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена при участии кафедры общей химии...
Настоящее пятое издание второго тома является продолжением первого, выпущенного под нашей редакцией шестым изданием Учебно-педагогическим издательством в 1959 г.
Общая редакция тома принадлежит А.Д. Смирнову.
  • Верховский В.Н... Химический анализ. [Djv-Fax- 5.2M] Учебник для 10-го класса средней школы. Авторы: Вадим Никандрович Верховский, Лев Михайлович Сморгонский, В.В. Терновский. Общая редакция: Вадим Никандрович Верховский.
    (Москва - Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство (Учпедгиз), 1935)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: Антон Степанов, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      I. Реакции в растворах.
      1. Концентрация растворов (5).
      2. Нормальные растворы (7).
      3. Особенности растворов кислот, щелочей и солей (8).
      4. Теория электролитической диссоциации (10).
      5. Объяснение свойств электролитов с точки зрения теории электролитической диссоциации (11).
      6. Свойства ионов (12).
      7. Процесс электролитической диссоциации с точки зрения учения о строении атомов (15).
      8. Механизм электролиза (17).
      9. Вторичные явления при электролизе (18).
      10. Степень диссоциации (19).
      11. Степень диссоциации и активность электролитов (22).
      12. Ионные равновесия (23).
      13. Условия, при которых химические реакции между электролитами идут до конца (24).
      14. Гидролиз солей (20).
      II. Примеры качественного анализа.
      А. Анионы.
      1. Реакции анионов (30).
      2. Реакции карбонат-иона (31).
      3. Реакции сульфит-иона (33).
      4. Реакции сульфат-иона (35).
      5. Реакции хлор-иона (35).
      6. Открытие анионов (35).
      Б. Катионы первой аналитической группы.
      1. Принципы деления ионов на аналитические группы (38).
      2. Катионы натрия, калия и аммония (38).
      3. Реакции ионов натрия (39).
      4. Реакции ионов калия (41).
      5. Реакции ионов аммония (42).
      6. Ход анализа смеси, содержащей ионы натрия, калия и аммония (44).
      В. Катионы второй аналитической группы.
      1. Групповой реактив на катионы кальция, стронция и бария (45).
      2. Реакции ионов бария (47).
      3. Реакции ионов стронция (49).
      4. Реакции ионов кальция (50).
      5. Ход анализа смеси катионов II группы (50).
      6. Анализ смеси, содержащей катионы I и II групп (53).
      Г. Катионы третьей аналитической группы.
      1. Реакции ионов алюминия (54).
      2. Реакции трехвалентных ионов железа (56).
      3. Реакции двухвалентных ионов железа (58).
      4. Ход анализа смеси катионов алюминия, двухвалентного железа и трехвалентного железа (61).
      5. Ход анализа смеси, содержащей все три группы катионов (63).
      III. Примеры количественного анализа.
      1. Примеры расчетов (64).
      2. Измерительная посуда (66).
      3. Пользование приборами (66).
      4. Растворы, применяемые при объемном анализе (68).
      5. Ацидиметрия и алкалиметрия (69).
      6. Оксидиметрия (74).
      7. Метод осаждения (75).
      Задачи для расчетов (78).
      Таблицы (79).
      Ответы и решения задач (87).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге даны примеры качественных и количественных определений, на которых учащийся может ознакомиться с принципами анализа и характером применяемых для этой цели методов.
На материале качественных и количественных определений закрепляются знания и навыки, приобретенные в курсе неорганической химии. Это имеет не меньшее методическое значение, чем ознакомление с принципами химического анализа, и потому постоянное возвращение к курсу неорганической химии является необходимым условием работы по анализу.
Примерам анализа предпосылается первое представление о теории электролитической диссоциации (по Аррениусу, без углубления в новейшие теории) и об условиях течения реакций между электролитами, а также объяснение с электронно-ионной точки зрения реакций обмена и гидролиза. Усвоение этого материала сделает изучение аналитических реакций более сознательным.
Учащимся дается первое представление о сдвиге химических равновесий, но, в то же время, авторы не сочли возможным вводить понятие о законе действующих масс и произведении растворимости, так как эти вопросы, по мнению авторов, недоступны учащимся средней школы...
...Первая глава этой книги составлена В.Н. Верховским, вторая - Л.М. Сморгонским при участии Я.Л. Гольдфарба и третья - В.В. Терновским. Общая редакция принадлежит В.Н. Верховскому.