|
(Claudius Galenus)
(129 - 201)
Большая советская энциклопедия: Гален Клавдий (Claudius Galenus) [129, Пергам, - 201 (?), Рим], римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев. Совершил путешествие в Александрию, Смирну, Коринф. Переехал в Рим (164), стал врачом императора Марка Аврелия. Оставил более 400 трактатов по медицине философии, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко пользуясь опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и т.д.). В клинических концепциях Г. продолжал разрабатывать гуморальное учение Гиппократа. Г. опровергал мнение Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал его средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал четверохолмие, блуждающий нерв, 7 пар черепномозговых нервов. В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных передних (в 19 в. описаны шотландским врачом Ч. Беллом и французским Ф. Мажанди). Г. изучил многие мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Выделил 3 слоя в стенках артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия крови в левом сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов) послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А. Везалия и У. Гарвея. Согласно этой концепции, центр кровообращения - печень, ею вырабатывается кровь из материала, всасывающегося после приема пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из которого разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания «пневмы», наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т.к. это необходимо для уравновешивания сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные в его время способы получения лекарств. Физиологические представления Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку психических явлений как порождений органической жизни, стремление раскрыть их телесную основу. Это выразилось в его учении о темпераменте. Г. полагал, что смешение 4 основных соков, входящих в состав организма, обусловливает не только здоровье или болезнь тела, но и различие в психических свойствах людей. В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность ему. В учении о пневме - своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах. Систематизировав представления античной медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени; в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего средневековья.
: ... |
|