Александр Осипович Гербстман
|
ИЗ ИЗДАНИЯ: Это книга об этюдном направлении в шахматной композиции. Автор делится своими мыслями о том, как составлять этюды, какие критерии должны лежать в основе оценки качества последних и приводит лучшие, по его мнению, примеры. Автор рассказывает о своем творческом пути становления, как шахматного композитора, параллельно с основными течениями в этой области шахмат. Он рассматривает как ведущий творческий метод в этюдной композиции - реализм. Основой для композиции должна служить практическая партия с ее неисчерпаемой сокровищницей идей. Композиция же отражает в художественной - чистой и экономичной форме принципиальные и яркие моменты, свойственные шахматам в целом. Автор не ставит цель создать учебник по композиции. По его выражению, он хотел всего лишь приоткрыть дверь в творческую лабораторию этюдиста, поделится с читателем своим собственным опытом. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга «Современный шахматный этюд» является продолжением другой моей работы - «Шахматный этюд в СССР». Она содержит 200 избранных произведений советских и зарубежных этюдистов, в подавляющем большинстве опубликованных за последние несколько лет. Книга ставит своей задачей дать ряд творческих эскизов наиболее видных этюдных композиторов современности и познакомить широкие шахматные круги нашего Союза с основными идейными линиями шахматного этюда наших дней. Для удобства изложения материал в книге расположен не в хронологическом порядке: сперва речь идет об основоположниках современного этюдного творчества: к ним я отношу, наряду с Горвицем и Клингом, Бергером и др., А.А. Троицкого, А. Ринка, В. и М. Платовых и Л.И. Куббеля; затем освещается шахматный этюд советской эпохи; наконец, затрагиваются самые существенные явления этюдной жизни за границей. Комментарии к этюдам я старался дать самые популярные, подчеркивая, наряду со специфическими этюдными моментами, и моменты, связанные с практической игрой. В работе над книгой я учел все критические замечания, сделанные по поводу книги «Шахматный этюд в СССР». То, что советской композиции уделено значительно больше места, чем зарубежной, обусловлено твердой уверенностью автора: этюдное творчество нашей великой родины и по своему удельному весу, и по массовости распространения стоит на первом месте в мире. |