«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Швейцер Альберт

Альберт Швейцер 186k

(Albert Schweitzer)

(14.01.1875 - 04.09.1965)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Швейцер (Schweitzer) Альберт [14.1.1875, Кайзерсберг, Эльзас, - 4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация «Философия религии Канта», 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины.
В начале 20 в. завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Ш. как музыковеда связано с его работой о И.С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.
В 1913 вместе с женой - медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Ш. главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена Франкфуртская пр. Гете, в 1952 - Нобелевская премия мира, на средства от которой Ш. построил лепрозорий в Ламбарене.
Исходный принцип мировоззрения Ш. - факт жизни (противопоставляемый у Ш. факту мысли как производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Ш. предлагает формулу: «я - жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Ш. выводил основной этический принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Ш., - не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Ш., стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.
Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Ш. выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека - знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Ш., «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации». Ш. противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс». Согласно Ш., этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Ш. ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить ее творческую активность. С этой гуманистические позиции Ш. критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Ш. сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.
:
...




  • Швейцер А. Жизнь и мысли. [Doc-Ocr- 420k] Сборник (выборочно). Автор: Альберт Швейцер (Albert Schweitzer).
    (Москва: Республика, 1996. - Мыслители XX века)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc-Ocr: Виталий Адаменко, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Жизнь и мысли. (1931) Пер. с немецкого А.Л. Чернявского
      Религия в современной культуре. (1934) Статья. Пер. с немецкого А.Л. Чернявского
      Христианство и мировые религии. (1923) Пер. с немецкого А.Л. Чернявского
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...