Когда-то делал книгу Левшина:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/''Rasskazy_o_muzyke_dlya_shkol'nikov''_(seriya)/_RoMdSh.html#0010
Недавно встретил забавный комментарий:
Цитата:Неудачная попытка объяснить школьникам связь между музыкой и математикой. Под конец автор пытается объяснить проблему «хорошо темперированного клавира», которая на языке математики выражается в несовпадении 2/3 (квинта, следующий по «чистоте звука» после октавы, 1/2, интервал — т.е. отношение частот двух нот) и степеней вида (1/2) ^ n/12 — частоты членов «западного» лада, построенного равномерным, по лог. шкале, делением октавы на 12 частей: для n=7 получается 0.66741992708, что близко к 2/3, но тем не менее разница различима ухом и выглядит, как «грязная квинта». То же самое еще лучше, разумеется, видно если сравнивать (2/3)^12 и (1/2)^7: т.е., если строить лады не делением октав, а отталкиваясь от чистых квинт то «поплывут октавы».
Автор ни слова не говорит про логарифмическую шкалу; вместо этого он начинает складывать, а не умножать, отношения частот, и рисует какие-то сходящиеся ряды, которые никакого отношения к вопросу не имеют.
Особенно «понравилось», как автор определяет среднее гармоническое, просто через формулу, не говоря, что это такое число, что его обратное равно среднему арифметическому обратных от двух данных чисел. Бедные школьники)