«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Аристотель

Аристотель 299k

(Αριστοτελες)

(384 до н.э. - 322 до н.э.)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Аристотель (Aristotelcs) (384-322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.
Дошедшие до нас сочинения А. делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории» (рус. пер., 1859, 1939), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и вторая» (рус. пер., 1952), «Топика». Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О возникновении животных» (рус. пер., 1940), «О движении животных», а также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики» (рус. пер., 1934). Этические сочинения - т.н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну А.; рус. пер., 1900, 1908) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику А.). Социально-политические и исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911), «Афинская полития» (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью «Поэтика» (рус. пер., 1927, 1957).
А. охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») А. подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное -то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог А. - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение А. о «форме» есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях «... объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму» (Полн. собр. соч., 5 издание, т. 29, с. 255). Движение, по А., есть переход чего-либо из возможности в действительность. А. различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение - пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
По А., всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причем «форма»» - присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по А., является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т.о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».
В учении о познании и о его видах А. различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по А., последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки А. видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное А. в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трех терминов силлогизма А. понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды - категории,к которым сводятся остальные роды сущего.
Космология А. при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии А. сохранялось вплоть до Коперника. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. «Подлунный» мир, т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого - совершеннейшего элемента - эфира.
В области биологии одна из заслуг А. - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе А. видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах А., служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа, которую А. назвал «энтелехией». Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) А. различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.
В этике А. выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н.э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом А. является бог - совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой А. понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость - середина между скупостью и расточительностью.
Искусство А. рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил А. - в «Поэтике» и «Риторике» - развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
А. различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм А. считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, А. был противником больших государственных образований. Теория государства А. опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение А., которого Маркс назвал вершиной древнегреческой философии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 27), оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
На основе своей этической и психологической концепции А. развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан» (см. Греция Древняя). Трем видам души, по А., соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум - таковы, по А., движущие силы развития, на которые опирается воспитание. А. сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Свое экономическое учение А. основывал на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошел к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. А. установил 2 вида богатства: как совокупность потребит. стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства А. считал производство - земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств. деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства А. называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. А. делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой А. понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике А. относился отрицательно.
Противопоставление экономии и хрематистики привело А. к анализу внутренней природы товара и обмена. А. первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми различные товары. К. Маркс писал: «Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 23, с. 70).
Маркс отмечал также, что А. прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость (см. там же, т.13, с.100, прим. 3). Но исторической необходимости денег А. не понимал и считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. А. рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища.
:
...

* Academia (издательство)
* «Philosophy» (серия)
* «Азбука-классика» (серия изд.«Азбука»)
* «Античная классика» (серия изд. «Ладомир»)
* «Антология мысли» (серия межиздательская)
* «Владыки капиталистического мира» (серия)
* «Всемирная история» (многотомники)
* «Диалектика - теория познания» (серия)
* «Если» (журнал 2009 г.)
* «Жизнь Замечательных Идей» (серия изд. «Знание»)
* «Жизнь Замечательных Людей» (малая серия)
* «Жизнь Замечательных Людей» (серия)
* «Жизнь Замечательных Людей» (серия, библиотека Ф.Ф. Павленкова)
* «Жизнь Замечательных Людей» (серия, выпуски Л-Л)
* «Земля и Вселенная» (журнал 201x гг.)
* «Классики биологии и медицины» (серия)
* «Классики естествознания» (серия)
* «Классическая философская мысль» (серия)
* «Книга на все времена» (серия)
* «Люди. Время. Идеи» (серия)
* «Мастера живописи». Выпуски Р-С (сер. изд. «Белый город»)
* «Математика в школе» (журнал 199x гг.)
* «Мыслители прошлого» (сер. изд. «Мысль»)
* «Научно-биографическая литература» (серия АН, Д-З)
* «Научно-популярная литература: Из истории мировой культуры» (серия АН)
* «Очерки истории и теории изобразительных искусств» (серия)
* «Просто о сложном» (серия)
* «Следственная практика» (серия)
* «Твой кругозор» (серия)
* «Философское наследие» (серия)
* «Эврика». Выпуски Ж-М
* «Энциклопедия для детей» (серия)
* Аккуратов Валентин Иванович
* Аристотель
* Волошинов Александр Викторович
* Воронкова Любовь Федоровна (детская писательница)
* Гегель Георг Вильгельм Фридрих
* Голин Генрих Моисеевич (педагог-физик)
* Де Камп Лонг Спрэг
* Ельницкий Лев Андреевич
* Ивановский Михаил Петрович
* История. Отдельные издания (рус.)
* Келер Владимир Романович
* Кузнецов Борис Григорьевич
* Лебедев Сергей Павлович
* Литература. Общенаучное и междисциплинарное знание
* Медников Борис Михайлович
* Охрана памятников, музеи, архивы. Разное
* Платон
* Попов Павел Сергеевич



  • Аристотель. Аналитики: Первая и вторая. [Djv-Fax- 4.8M] Автор: Аристотель. Перевод с греческого.
    (Москва: Госполитиздат, 1952)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Тимофей Марченко, 2011
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От издательства (5).
      ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА
      Книга первая (9-113).
      Книга вторая (114-176).
      ВТОРАЯ АНАЛИТИКА
      Книга первая (179-248).
      Книга вторая (249-288).
      Примечания (289-429).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Логика как особая наука берет свое начало в исследованиях Аристотеля, великого философа древности.
«Аналитики» Аристотеля являются основным и лучшим из его произведений по логике, объединенных под общим названием «Органон». В «Первой аналитике» Аристотель излагает главным образом учение о силлогизме, во «Второй аналитике», важной для изучения взглядов Аристотеля на логику, содержится его теория доказательства...
  • Аристотель. История животных. [Djv-Fax- 5.5M] Автор: Аристотель. Перевод с греческого В.П. Карпова. Под редакцией и с примечаниями Б.А. Старостина.
    (Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1996)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Б. Старостин. Аристотелевская «История животных» как памятник естественно-научной и гуманитарной мысли (7-68).
      ИСТОРИЯ ЖИВОТНЫХ
      Книга первая (69).
      Книга вторая (97).
      Книга третья (125).
      Книга четвертая (157).
      Книга пятая (191).
      Книга шестая (233).
      Книга седьмая (281).
      Книга восьмая (299).
      Книга девятая (341).
      Книга десятая (397).
      Примечания (413).
      Указатель названий животных (504).
      Издания сочинений Аристотеля (522).
      Литература (523).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Трактат «История животных» - самый крупный по объему из всех трудов Аристотеля (IV в. до н.э.) - никогда не издавался на русском языке. Он дает представление о широте теоретических и практических биологических воззрений Аристотеля, о его натурфилософии, а также об уровне научных знаний в античную эпоху. В средние века, в период Возрождения и позже, в течение XVII-XVIII столетий, «История животных» была главным источником для познания мира животных, его систематики, - экологии и т.д. Этот труд имеет немалое значение и как памятник словесности, свидетельство о важном аспекте приложения философских концепций зрелой античности.
Для специалистов-гуманитариев и ученых-естественников.
  • Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. [Djv-Fax- 1.1M] Автор: Аристотель. Перевод на русский Е.В. Алымовой.
    (Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2004)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Тимофей Марченко, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие переводчика (3).
      Протрептик (19).
      Комментарий к
      Протрептику (59).
      О чувственном восприятии (99).
      О памяти (137).
      Комментарий к
      О чувственном восприятии (152).
      О памяти (163).
      Источники и критические издания (180).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге представлены переводы малоизвестных сочинений Аристотеля. «Протрептик», очевидно, относится к раннему периоду творчества Аристотеля и реконструируется по фрагментам сочинений других античных авторов. «О чувственном восприятии» и «О памяти» относятся к так называемым «Малым сочинениям о природе». Издание содержит предисловие и подробные комментарии переводчика.
Для философов и широкого круга читателей, интересующихся античной культурой и философией.