«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Блауберг Игорь Викторович

Игорь Викторович Блауберг 161k

-

(16.12.1929 - 23.05.1990)

Википедия: Игорь Викторович Блауберг (16 декабря 1929, Винница - 23 мая 1990, Москва) - видный советский философ и методолог науки, один из создателей и лидеров системного движения в СССР, крупный специалист по философии и методологии системных исследований.
Опираясь на сочинения Аристотеля, Шеллинга, Гегеля и других классиков философии, И.В. Блауберг сформулировал следующие главные антиномии целостности:
1) Положение: целое есть сумма частей. Противоположение: целое больше суммы частей.
2) Части предшествуют целому. Целое предшествует частям.
3) Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его.
4) Целое познается через знание частей. Части, как продукт расчленения целого, могут познаваться лишь на основе знания о целом.
Заслуга И.В. Блауберга состоит не только в том, что он четко сформулировал эти антиномии и в ряде своих работ провел их детальный анализ - он аргументированно показал, как возможно преодолеть эти антиномии.
Основные положения системного подхода И.В. Блауберга, уточняются через данные им конкретные определения понятий целого, целостности, системы и установление взаимоотношений между ними.
Целое (whole, das Ganze, le tout) - конкретный объект, обладающий интегративными («эмерджентными») свойствами. С гносеологической точки зрения интегративность выступает как результирующая обобщающей функции понятия целостности, связанной с уже познанными особенностями сложноорганизованных объектов.
Целостность (wholeness, die Ganzeit, la integrite) - представления о полноте хвата явления и вместе с тем о сущности интеграции, процессах новообразования, структурных уровнях, иерархической организации процессов и явления и т.п., существующие в каждый данный момент в философском и научном познании. Это - фон, на котором развертывается познание целостных объектов, ориентир познавательной деятельности. Эту функцию понятие целостности выполняет в силу того, что оно имеет своеобразную двуслойную структуру, включая в себя не только актуальное, но и потенциальное знание.
Система (system, das System, systeme) - понятие, которое служит для воспроизведения в знании целостного объекта с помощью специфических принципов, определенных понятийных и формальных средств; как правило, это воспроизведение осуществляется с определенной практической направленностью (например, в связи с задачами управления). Следует иметь в виду, что изображение целостного объекта (целого) в виде системы не является единственно возможной формой его отображения в знании, поскольку могут существовать, скажем, структурное, функциональное, структурно-функциональное, поэлементное и другие его изображения.
Используя эти определения, утверждает И.В. Блауберг, легко установить взаимоотношения целого к целостности и системы к целостности. Целое - это конкретный объект (класс объектов), в котором на основе применения соответствующих исследовательских процедур обнаружено наличие интегративных свойств. Таким образом, понятие целого формулируется как результат применения понятия целостности и связано с осуществлением познавательной деятельности, а не является изначальной характеристикой объекта самого по себе. Поэтому столь важным этапом в развитии любой науки становится выработка в ней адекватных представлений об изучаемом объекте как целом.
Что же касается взаимоотношения системы и целостности, то, по мнению И.В. Блауберга, понятие системы всегда описывает целое и неразрывно с ним связано и тем самым связано и с понятием целостности. Целостность же не исчерпывается системным описанием в силу неформализуемости этого понятия.
Важно положение о том, что понятия целого, целостности и системы в реальном процессе научного познания не стоят рядом друг с другом, а образуют определенную иерархию, включающую в себя, помимо названных, и ряд других связанных с ними понятий. Эта целостная, иерархически организованная понятийная система представляет собой подсистему научного знания в целом, взятого в определенном срезе - под углом зрения интеграции, синтеза знаний. При этом понятие целостности выступает как интегральная характеристика синтетических тенденций научного познания.
Приведенные определения понятий целого, целостности и системы по праву были признаны классическими в системной литературе, и они лежат в основе многих последующих разработок этой проблематики.
.
игорь викторович блауберг на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Новое в жизни, науке, технике: Философия»
* Блауберг Игорь Викторович
  • Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. [Djv- 9.6M] Составление, подготовка текста, библиография Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, Г.А. Смирнов.
    (Москва: Эдиториал УРСС, 1997. - Философы России XX века)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Игорь Викторович Блауберг. Жизнь и научное творчество (Э.М. Мирский, В.Н. Садовский) (5).
      Раздел первый. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (53).
      Проблема целостности в физической географии (55).
      Часть и целое (75).
      Понятие целостности и его роль в научном познании (83).
      Целостность и системность (134).
      Раздел второй. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (163).
      Место системных идей в современной науке (165).
      Современное состояние системных исследований (172).
      Философские аспекты исследования систем (186).
      Проблемы логики и методологии системного исследования (224).
      Системный подход и биология (267).
      Системный подход в социальном познании (277).
      Перспективы развития системных исследований (282).
      Раздел третий. ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (305).
      Философский принцип системности и системный подход (307).
      Системный подход и системный анализ (329).
      Раздел четвертый. СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (347).
      Изучение научной дисциплины как один из способов комплексного исследования науки (349).
      Научное знание в системе инновационного процесса (367).
      О целостности восприятия глобальных проблем (380).
      Раздел пятый. ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (389).
      Системный подход как предмет историко-научной рефлексии (391).
      Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа (407).
      Список научных трудов Игоря Викторовича Блауберга (429).
      Именной указатель (440).
Аннотация издательства: В монографии видного российского философа и методолога науки Игоря Викторовича Блауберга (1929-1990) публикуются его основные работы по философии, методологии и истории системных исследований. Издаваемая в серии «Философы России XX века», эта монография содержит важный материал по истории развития системных исследований в Советском Союзе в 60-90 годы и в ней излагаются теоретико-методологические системные концепции и идеи, не потерявшие своего значения в настоящее время. Монография рассчитана на философов, методологов науки и научных работников, интересующихся проблемами философско-методологического инструментария научных исследований.
.
  • Блауберг И.В... Становление и сущность системного подхода. [Djv- 3.7M] Авторы: И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. Ответственный редактор А.Ф. Зотов.
    (Москва: Издательство «Наука», 1973. - Академия наук СССР. Институт истории естествознания и техники)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: Alexx, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение. Место системных идей в современной науке (5).
      Глава I. Становление системного подхода (13).
      Глава II. Системный подход как методологическое направление современной науки (65).
      Глава III. Современное состояние системных исследований (102).
      Глава IV. Философские аспекты исследования систем (116).
      Глава V. Некоторые проблемы логики и методологии системного исследования (156).
      Глава VI. Системный подход и современное научное познание (201).
      Глава VII. Системный подход и биология (205).
      Глава VIII. Системные идеи в психологии (215).
      Глава IX. Принципы исследования рефлексивных систем (226).
      Глава X. Системный анализ и системный подход (232).
      Глава XI. Системный подход в социальном познании (241).
      Заключение (247).
      Литература (257).
Аннотация издательства: В книге рассматривается история возникновения системных идей и принципов и их роль в современном научном познании. Освещаются философские аспекты исследования систем, в том числе теоретико-познавательные проблемы системного подхода и его методологическая функция по отношению к конкретно-научному знанию. Очерчивая проблематику логико-методологического анализа как особой сферы системного подхода, авторы характеризуют понятийный аппарат современного системного исследования, успехи и пробелы в его разработке. Специальное внимание уделяется показу того, как используются системные принципы в отдельных областях современной науки - в биологии, психологии, социальном познании, а также ь сфере управления.
.