Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

ЛИТЕРАТУРА

Обществоведение: Культура, наука, просвещение (образование, педагогика)

-

74 Образование. Педагогическая наука
Педагогическая психология см. в соответствующих подразделениях 88.
* Дошкольная и школьная гигиена см. 51.2
74р Специальное педагогическое образование
Содержание и методика подготовки учителей в средних и высших учебных заведениях: методы, организационные формы и средства обучения; руководство учебным педагогическим заведением, педагогический коллектив, студенты, учебно-воспитательная работа и др.
Подготовка учителей-предметников см. в соответствующих подразделениях 74.26 под общим типовым делением р.
74.00 Общая педагогика
Общие проблемы и закономерности воспитания и обучения.
74.03 История образования и педагогической мысли
Литература ретроспективного характера, общие обзорные работы, характеризующие историю образования и педагогическую мысль в контексте развития религии, философии и психологии; перспективы развития образования, реформа общеобразовательной и профессиональной школы.
Под индексом 74.03 и его подразделениями собирается также литература по истории общеобразовательной школы.
История отдельных педагогических научно-исследовательских учреждений и организаций см. в соответствующих подразделениях 74.
Произведения педагогов по отдельным темам и проблемам образования и педагогической науки см. в соответствующих подразделениях 74.
История отдельных отраслей педагогики и образования см. в соответствующих подразделениях 74.1 - 74.9.
Реформа профессионального и специального образования см. в соответствующих подразделениях 74.5.
* Собрания сочинений и сборники трудов педагогов по общим вопросам народного образования см. 74
* Сравнительная педагогика см. 74.6
74.03(0) Всеобщая история образования и педагогической мысли
74.03(2) История образования и педагогической мысли в России и СССР

История образования и педагогической мысли в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Литература о представителях педагогической мысли и деятелях народного образования. Педагогические идеи и системы отдельных педагогов. Педагогические взгляды ученых, писателей, общественно-политических деятелей.
74.03(3) История образования и педагогической мысли в зарубежных странах
74.04 Организация образования

Общие проблемы и принципы организации системы образования в целом, организация образования в странах мира в целом, международное сотрудничество в области организации образования, образование и охрана детства: международный год ребенка и др.
74.04(2) Организация образования в России и СССР
Общие принципы организации системы образования: сочетание государственной и частной систем образования, общедоступность обучения, равное право всех народов на образование и обучение на родном языке, принцип связи школ с общественностью и семьей и др. Образование и охрана детства. Государственная политика в области образования: связь с национальными и региональными культурными традициями, светскость государственной системы образования, демократический характер управления образованием, свобода и плюрализм в образовании и др. Система образования: стационарное, вечернее и заочное образование, курсовая система, ученичество.
Литература о типах учебных заведений и отдельных учебных заведениях собирается в соответствующих отраслях образования.
74.04(3) Организация образования в зарубежных странах
74.05 Непрерывное образование

Теория, процесс, система непрерывного образования. Неформальное образование. Вариативность образования.
Отдельные элементы системы непрерывного образования см. в соответствующих подразделениях 74.1 - 74.6.
* Домашнее образование см. 74.92
74.1 Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика
История дошкольной педагогики и дошкольного воспитания. Организация дошкольного воспитания, система дошкольных учреждений: детские ясли, сады, дошкольные детские дома, комнаты-игротеки и др.
Под индексом 74.1 и его подразделениями собирается также литература о преддошкольном воспитании.
* Гигиена детей дошкольного возраста см. 51.28
* Воспитание дошкольников в семье см. 74.9
74.10 Дошкольная педагогика (теория воспитания и обучения)
74.100 Теория и методика дошкольного воспитания

Процесс воспитания: цель, задачи и содержание воспитания; взаимосвязь духовного, физического и социального развития личности; принципы воспитания: учет возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирование инициативы, единство требований и согласованность педагогических воздействий и др.; методы воспитания: метод убеждения, метод положительного примера и др.; воспитание с учетом особенностей национальной культуры и национальных традиций.
Воспитание коллектива детей детского сада. Половозрастные и индивидуальные особенности личности дошкольника и их учет в воспитании. Педагогическая характеристика возрастных групп.
74.100.5 Отдельные направления воспитания дошкольников
Формирование первоначальных представлений об окружающей действительности, воспитание любви к природе. Нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, половое воспитание. Противопожарная работа с детьми, изучение правил уличного движения и др.
74.100.58 Игра
Организация досуга, игра, праздники. Теоретические основы игр. Игрушки. Виды детских игр. Игротека.
* Музыкальные игрушки, музыкально-ритмические игры, ритмические движения см. 74.100.5
* Семейные праздники см. 74.900.6
74.102 Теория обучения в дошкольном возрасте
Умственное воспитание дошкольников. Содержание обучения в дошкольном возрасте: развитие речи, обучение языкам, развитие математических представлений, счет, ориентировка во времени и др. Компьютеризация дошкольного обучения. Формирование творческих способностей. Подготовка дошкольников к школе. Организация занятий в детском саду.
* Умственное воспитание в процессе отдельных направлений воспитания, воспитание художественных способностей см. 74.100.5
* Диагностика готовности дошкольника к школе см. 74.202.4
74.104 Организация работы дошкольного учреждения
Руководство дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, педагогический коллектив; организация воспитательной работы; методическая работа в дошкольном учреждении; здания, оборудование, участок дошкольного учреждения.
74.105 Дошкольное учреждение и семья. Дошкольное учреждение и общественность
Родительские комитеты, родительские собрания, индивидуальная работа с родителями, детский сад и школа.
74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы
* Школьная гигиена см. 51.28
* История общеобразовательной школы см. 74.03
* Воспитание школьников в семье см. 74.9
74.20 Педагогика школы (теория образования, обучения и воспитания)
74.200 Теория и методика воспитания

Целостный учебно-воспитательный процесс, диалектика взаимодействия процессов воспитания и обучения, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Процесс воспитания: цель, задачи и содержание воспитания; взаимосвязь духовного, физического и социального развития личности; принципы воспитания: учет возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирование инициативы, преемственность и последовательность воспитания, единство требований и согласованность педагогических воздействий, взаимосвязь воспитания с самовоспитанием, гуманизация и демократизация воспитания, защита прав ребенка; методы воспитания: метод убеждения, метод положительного примера и др. Воспитание коллектива школьников. Половозрастные и индивидуальные особенности личности учащихся и их учет в воспитании. Педагогическая характеристика возрастных групп.
74.200.25 Традиции и их роль в воспитании
Воспитание с учетом особенностей национальной культуры и национальных традиций; роль историко-культурного наследия в воспитании; воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей.
74.200.5 Отдельные направления воспитания школьников
Воспитание учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе, в учебное и внеучебное время, в разных типах школ и внешкольных учреждений.
74.200.50 Формирование научного гуманистического мировоззрения
Формирование диалектического мышления. Религия и антирелигиозное свободомыслие как феномен культуры и воспитания. Воспитание гражданина, воспитание патриотизма. Формирование политической культуры и правосознания. Формирование национального самосознания и культуры межнационального общения. Экологическое воспитание.
74.200.51 Нравственное воспитание
Нравственные убеждения и ценностные ориентации; формирование моральных норм и принципов: чувства дружбы , товарищеской взаимопомощи, собственного достоинства и др.; формирование духовных потребностей; ситуация морального выбора в нравственном воспитании, влияние противоречий и деформаций в нравственной жизни общества на процесс нравственного развития подрастающего поколения; самовоспитание и нравственное усовершенствование; воспитание сознательного отношения к учению; воспитание культуры поведения, обязанности учащихся.
74.200.52 Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
Труд как средство воспитания и развития личности учащихся; система трудового воспитания. Виды трудового воспитания: самообслуживание, помощь учебному заведению, населению, внеучебный общественно-полезный труд: трудовые отряды, ученические кооперативы, школьные лесничества, сбор сырья и др. Профессиональная ориентация, выбор профессии.
Под индексом 74.200.52 собирается также литература общего характера по трудовому воспитанию и обучению.
* Трудоустройство выпускников школ см. 65.240
* Учебный труд, ученические бригады и звенья см. 74.202.5
* Трудовое обучение см. 74.263
74.200.53 Экономическое воспитание
74.200.54 Эстетическое воспитание

Воспитание эстетического восприятия и переживания; формирование эстетического вкуса, ценностей, идеала; развитие художественных способностей; эстетическое воспитание средствами литературы и искусства; эстетическое воспитание в процессе общения с природой; эстетическое воспитание в процессе труда, в быту.
Методика обучения отдельным видам искусства в общеобразовательной школе см. в соответствующих подразделениях 74.268.5.
* Художественная самодеятельность школьников см. 74.200.58
74.200.55 Физическое воспитание
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, подвижные игры. Санитарно-гигиеническое воспитание: формирование медицинской грамотности; преодоление вредных привычек (курения, токсикомании, наркомании), антиалкогольная пропаганда; антиспидовая пропаганда.
Методика обучения отдельным видам спорта, описание спортивных игр и физических упражнений см. в соответствующих подразделениях 75.
* Школьный туризм см. 74.200.585.4
* Методика преподавания физической культуры см. 74.267.5
74.200.56 Половое воспитание. Подготовка к семейной жизни
* Методика преподавания этики и психологии семейной жизни см. 74.268.771
74.200.58 Внеучебная (внеклассная и внешкольная) воспитательная работа
Задачи, принципы, содержание и организация внеучебной работы; методы, формы, средства и приемы внеучебной работы. Литература комплексного содержания. Отдельные направления внеучебной работы: научно-образовательная работа (лектории, научные общества учащихся, конкурсы, олимпиады, лекционная работа учащихся и др.), художественная самодеятельность учащихся, организация отдыха и досуга, противопожарная работа с детьми, изучение правил уличного движения и др. Работа с детьми и подростками по месту жительства.
Внеклассная научно-образовательная работа по определенному предмету см. в соответствующих подразделениях 74.26.
Направления внеучебной работы, рассматриваемые в целостном процессе отдельного направления воспитания, см. в соответствующих подразделениях 74.200.5
* Внеучебный общественно-полезный труд см. 74.200.52
74.200.585.00 Внеклассное чтение
Организация и руководство внеклассным чтением. Программы внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения.
* Руководство чтением в детских библиотеках. Воспитание культуры чтения см. 78.39
* Психология детского чтения см. 88.8
74.200.585.01 Техническое творчество учащихся
Станции юных техников и др.
74.200.585.02 Сельскохозяйственное опытничество. Юннатская работа
Станции юных натуралистов и др.
74.200.585.4 Экскурсионная и краеведческая работа
74.200.587 Внешкольные учреждения

Комплексные учреждения: Дома молодежи, Дворцы и дома детского творчества, детские секторы профсоюзных клубов и Дворцов культуры, детские парки, городки, площадки и др.
* Специальные (профильные) учреждения см. в соответствующих подразделениях 74.200.58.
74.200.6 Воспитание в различных типах общеобразовательных школ и общежитиях школьников
Воспитательная работа в школах полного дня, школах, классах и группах продленного дня, в детских домах, сельских школах, школах-интернатах, учебных заведениях с многонациональным составом учащихся, в других типах учебных заведений (гимназиях, лицеях и др.).
Отдельные направления воспитания школьников в отдельных типах учебных заведений и общежитиях см. в соответствующих подразделениях 74.200.5
74.200.8 Воспитательная работа в летний и зимний периоды
Литература общего характера.
Отдельные направления воспитания школьников в летний и зимний периоды см. в соответствующих подразделениях 74.200.5
* Воспитание школьников в отдельных типах общеобразовательных школ и общежитиях школьников см. 74.200.6
* Летние и зимние лагеря пионерских и других детских организаций см. 74.27(2Рос)
74.202 Дидактика (теория и методика образования и обучения)
Сущность, цели и задачи обучения. Принципы обучения: научность, систематичность и преемственность, связь теории с практикой, гуманизация, демократизация, гуманитаризация и информатизация обучения, дифференциация и индивидуализация обучения, наглядность, доступность и др. Содержание образования: основные компоненты содержания образования (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения); категории образования; дифференциация образования, фуркация (гуманитарный, естественнонаучный и другие уклоны в образовании); учебные планы и программы, литература об учебных планах и программах в целом; межпредметные связи; уровни образования, стандарты образования. Средства обучения: методика составления, оформление, анализ и оценка, использование учебников и текстовых учебных пособий, наглядных пособий, комплексов учебных материалов; технические средства обучения (ТСО): экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО), медиатека, обучающие программы, тренажеры, автоматизированные системы обучения.
Учебные планы и программы по отдельным предметам, литература об учебных планах и программах, об учебниках по отдельным предметам см. в соответствующих подразделениях 74.26.
Учебники по отдельным предметам см. в соответствующих подразделениях классификации.
Учебные передачи по радио и телевидению см. в соответствующих подразделениях 76.03
* Трудовое воспитание в целом и профессиональная ориентация см. 74.200.52
* Экскурсии как форма внеучебной (внеклассной и внешкольной) работы см. 74.200.585.4
* Создание учебных фильмов см. 85.37
74.202.4 Процесс обучения и его закономерности
Воспитание в процессе обучения, формирование познавательных потребностей и интересов, эффективность обучения. Умственное воспитание: обучение учащихся приемам мыслительной деятельности; сенсорное воспитание; диагностика готовности дошкольника к школе. Процесс обучения в начальной школе, в коррекционных классах. Учет индивидуальных особенностей учащихся (одаренных детей, левшей, детей с замедленным развитием и др.) в процессе обучения. Технология обучения: проблемное обучение; программированное обучение, алгоритмизация обучения; новая информационная технология обучения, компьютеризация обучения; моделирующая технология обучения (деловые, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные игры, разбор конкретных ситуаций и др.); суггестопедия (гипнопедическая технология обучения) и др. Формирование творческих способностей.
Умственное воспитание в процессе отдельных направлений воспитания см. в соответствующих подразделениях 74.200.5.
Умственное воспитание в процессе преподавания отдельных предметов см. в соответствующих подразделениях 74.26.
* Отдельные методы обучения см. 74.202.5
74.202.5 Методы обучения и организация учебного процесса
Общедидактические методы воспитывающего обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый), исследовательский; соотнесение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся. Формы и приемы реализации методов обучения: словесные формы обучения; работа с учебником, книгой и др. (составление планов, конспектов, тезисов, техника и методика быстрого чтения и др.); наглядные формы обучения; практические формы обучения (письменные и устные упражнения, творческие задания, графические работы, лабораторные работы, учебные опыты, эксперименты и др.) и другие формы и приемы реализации методов обучения. Организация учебного процесса: классно-урочная система обучения, кабинетная система обучения, семинарские занятия, учебные конференции, консультации, дополнительные занятия, факультативные занятия, спецкурсы, специальные классы, домашние задания, организация трудового и производственного обучения, самостоятельная работа школьников и др. Проверка и оценка знаний, успеваемость школьников.
Под индексом 74.202.5 собирается также литература по технике и методике быстрого чтения независимо от ступени обучения и возраста обучаемых.
74.204 Школоведение
Руководство школой: директор школы, заведующий учебной частью, организатор внеклассной работы, педагогический совет. Педагогический коллектив: учитель, классный руководитель и др.; профессия педагога; эффективность педагогического труда. Учащиеся; школьное самоуправление, правовое положение и материально-бытовые условия учащихся. Организация учебно-воспитательной работы. Методическая работа в школе: методические кабинеты, методические объединения учителей, обобщение и распространение педагогического опыта и др. Учет, отчетность и делопроизводство в школе, документация. Хозяйственная работа в школе, учебно-материальная база: школьное здание и Оборудование, кинофикация, радиоузлы, подсобные хозяйства, пришкольные участки. Оформление школы.
* Архитектура школьных зданий см. 38.712
74.205 Связь школы с семьей и общественностью
Родительские комитеты, родительские собрания и др. Связи между школами. Связь школы с выпускниками.
74.24 Организация общеобразовательной школы
Руководство и управление общеобразовательной школой: организация управления, инспектирование школ, методическое руководство. Обучение на родном языке, билингвизм. Участие общественности и отдельных лиц, частная инициатива в организации общеобразовательной школы. Типы общеобразовательных школ. Детские дома. Интернаты. Национальные школы.
* Экономика школы см. 65.497
* Суворовские и нахимовские училища см. 68.49(2Рос)3
* Организация учебно-воспитательной работы в школе см. 74.204
* Специальные школы: школы глухих (глухонемых), слабослышащих (тугоухих), слепых, слабовидящих, умственно-отсталых см. 74.3
* Вечерние (сменные) общеобразовательные школы, школы рабочей молодежи см. 74.4
* Национальные воскресные школы см. 77.04
74.26 Методика преподавания учебных предметов в общеобразовательной школе
Под индексом 74.26 и его подразделениями собирается литература о воспитании в процессе преподавания учебного предмета, умственном воспитании в процессе обучения отдельным предметам, методах обучения и организации учебного процесса; методические разработки для преподавателей, учебные планы и программы, литература об учебных изданиях.
Под индексом 74.26 и его подразделениями собираются также методические материалы о преподавании общеобразовательных предметов в системе начального профессионального и среднего специального образования.
Индекс для методики преподавания конкретного предмета образуется путем присоединения к 74.26 цифровых обозначений соответствующих делений классификации.
Учебные издания для учащихся общеобразовательной школы см. в соответствующих подразделениях классификации.
Литературу о подготовке учителей-предметников см. в соответствующих подразделениях 74.26 под общим типовым делением р.
* Методика преподавания учебных предметов в специальных школах (школах глухих (глухонемых), слабослышащих (тугоухих), слепых, слабовидящих, умственно-отсталых) см. 74.3
74.261 Методика преподавания предмета 'Ознакомление с окружающим миром'
74.262 Методика преподавания естественных наук (естествознания в целом)
74.262.0 Методика преподавания природоведения
74.262.01 Методика преподавания экологии
74.262.21 Методика преподавания математики

Методика преподавания арифметики, алгебры, геометрии.
74.262.22 Методика преподавания физики
Методика преподавания механики, физики и основ молекулярной физики.
74.262.26 Методика преподавания астрономии
74.262.4 Методика преподавания химии
74.262.6 Методика преподавания географии

Методика преподавания основ геодезии, геофизики, геологии и физической географии.
74.262.8 Методика преподавания биологии
74.262.85 Методика преподавания ботаники
74.262.86 Методика преподавания зоологии
74.262.88 Методика преподавания биологии человека, антропологии
74.263 Методика преподавания труда, общетехнических предметов

Подразделяется по алфавиту наименований отдельных технических дисциплин.
74.263.01 Методика преподавания черчения
74.263.2 Методика преподавания информатики и вычислительной техники
74.263.9 Методика обучения вождению и др.
74.264 Методика преподавания основ сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
74.266 Методика преподавания общественных наук
74.266.0 Методика преподавания обществоведения

Под индексом 74.266.0 собирается также литература по методике преподавания предмета 'Человек и общество'.
74.266.3 Методика преподавания истории
74.266.31 Методика преподавания отечественной истории
74.266.5 Методика преподавания экономических знаний
74.266.504 Методика преподавания экономической географии

* Литература по методике преподавания физической и экономической географии вместе собирается под индексом 74.262.6
74.266.6 Методика преподавания социально-политических знаний
74.266.7 Методика преподавания основ государства и права

Методика преподавания конституции, государства и права, законоведения.
74.266.8 Методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности
74.267.5 Методика преподавания физической культуры
74.267.8 Методика преподавания библиотечно-библиографических знаний
74.268.0 Методика преподавания языков и литературы
74.268.1 Методика преподавания языков

Подразделяется с помощью буквенных обозначений языков аналогично 81.2.
74.268.1Рус Методика преподавания русского языка
74.268.3 Методика преподавания литературы

Подразделяется с помощью буквенных обозначений литератур аналогично 83.3.
74.268.4 Методика преподавания риторики
74.268.5 Методика преподавания искусства
74.268.51 Методика преподавания изобразительного искусства
74.268.53 Методика преподавания музыки и пения
74.268.7 Методика преподавания философии
74.268.77 Методика преподавания этики
74.268.771 Методика преподавания этики и психологии семейной жизни
74.268.78 Методика преподавания эстетики
74.268.8 Методика преподавания психологии
74.27 Детские движения и организации

Международное детское движение, международные детские организации, Международный комитет детских и юношеских движений (CIMTA).
Под индексом 74.27 собирается также литература о детях в целом.
Теория, методика, основные направления воспитательной и образовательной работы детских движений и организации см. в соответствующих подразделениях 74.200 - 74.202.
74.27(2Рос) Дети в России (1992- ). Детские движения и организации
Ассоциация возрождения российского скаутинга (АВРОС), аэрокосмическое объединение 'Союз', Молодежная лига, Сибирское рождество, Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций) и др. Летние и зимние лагеря детских организаций. История детских движений и организаций.
Подразделяется по алфавиту детских движений и организаций.
* Летние и зимние детские оздоровительные лагеря см. 74.200.8
74.3 Специальные школы. Дефектология (коррекционная педагогика)
Сурдопедагогика. Тифлопедагогика. Воспитание и обучение слепоглухонемых. Олигофренопедагогика. Логопедия. Изучение, воспитание и обучение детей с другими аномалиями (нервных детей, детей с нарушениями поведения, эмоциональными расстройствами, страдающих эпилепсией, аутизмом).
74.4 Образование взрослых. Педагогика взрослых
Педагогика образования и самообразования взрослых. Дидактика самообразования: содержание, методы, организационные формы, консультации, кружки самообразования, средства и приемы самообразования, методика самостоятельной работы. История, организация, управление образованием взрослых. Система образования взрослых, типы школ взрослых, отдельные школы. Геронтогогика (теория, методика, история и организация образования лиц пожилого возраста).
Работа клубов, библиотек, радио, телевидения в помощь самообразованию см. в соответствующих подразделениях 76-78.
* Коррекционная педагогика взрослых см. 74.3
* Социальная педагогика см. 74.6
* Культура чтения. Методы работы с книгой см. 78.303
* Психология чтения см. 88.4
74.5 Профессиональное и специальное образование
Теория, история и организация профессионального и специального образования в целом.
Отдельные отрасли профессионального и специального образования, методика преподавания отдельных дисциплин в профессиональных и специальных учебных заведениях см. в соответствующих подразделениях классификации.
Методика преподавания общеобразовательных предметов в системе начального профессионального и среднего специального образования см. под индексом 74.26 и его подразделениями.
74.56 Начальное профессиональное образование. Профессионально-техническое образование
История, организация, управление профессионально-техническим образованием. Система профессионально-технического образования, типы учебных заведений, отдельные учебные заведения: технические училища (ТУ), профессионально-технические училища (ПТУ), колледжи и др. Вечернее профессионально-техническое образование. Курсовая система, ученичество, а также общие работы о производственно-техническом (рабочем) образовании. Система повышения квалификации.
74.560 Педагогика профессиональной школы
Теория образования, обучения и воспитания в профессиональной школе. Процесс воспитания. Воспитание коллектива. Половозрастные и индивидуальные особенности личности учащихся и их учет в воспитании. Виды воспитания. Воспитание в различных типах учебных заведений и общежитиях. Воспитательная работа в летний и зимний периоды. Процесс обучения. Организация учебного процесса.
74.57 Среднее специальное образование. Педагогика среднего специального образования
74.58 Высшее образование. Педагогика высшей Школы
74.6 Специализированные отрасли педагогики

Профессиональная педагогика (литература общего характера). Сравнительная педагогика. Этнопедагогика (литература общего характера). Социальная педагогика (педагогическая работа с социумом, педагогическая работа по социализации личности).
Отдельные профессиональные педагогики см. в соответствующих подразделениях классификации.
Народная педагогика отдельных национальностей см. в соответствующих подразделениях 74.03.
* Коррекционная педагогика см. 74.3
74.9 Семейное воспитание и образование
74.9р Педагогическое просвещение родителей

Лектории, университеты для родителей, Дома педагогического просвещения и др.
74.90 Педагогика семейного воспитания
Теория и методика семейного воспитания: воспитательные функции семьи, содержание семейного воспитания. Методы семейного воспитания: метод убеждения, положительного примера, приучения, стимулирования, требования и контроля, оценки и др. Роль традиций в семейном воспитании. Семья как воспитательный коллектив. Отдельные направления воспитания детей в семье: формирование первоначальных представлений об окружающей действительности, научного гуманистического мировоззрения; экологическое воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание; помощь в выборе профессии; экономическое воспитание; физическое воспитание; эстетическое воспитание, развитие художественных способностей; половое воспитание, подготовка к семейной жизни.
74.900.6 Организация жизни детей в семье
Режим; организация досуга детей в семье: знаменательные даты, семейные праздники, дни рождения, новогодние праздники, детские спектакли, детские игры, игрушки и развлечения, организация летнего и зимнего отдыха детей; уголок ребенка и др.
74.902 Умственное воспитание. Помощь семьи в обучении детей
Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Помощь ученикам в учении. Руководство чтением детей.
74.905 Семья и общественность
Помощь общественных организаций в семейном воспитании.
* Семья и школа см. 74.205
74.92 Домашнее образование
Русскоязычные авторы: Переводные авторы:
Абдуллин Эдуард Борисович
Азимов Эльхан Гейдарович
Андреев Олег Андреевич
Андрианов Николай Константинович
Андрианов Павел Николаевич
Артоболевская Анна Даниловна
Афиногенов Юрий Григорьевич
Балыхина Татьяна Михайловна
Баряева Людмила Борисовна
Батышев Сергей Яковлевич
Беляев Константин Иванович
Беляков Н.Д.
Блинов Григорий Иванович
Блонский Павел Петрович
Богданова Галина Александровна
Бодрова Надежда Алексеевна
Брагина Алла Алексеевна
Буланова-Топоркова М.В.
Бушля А.К.
Былеева Людмила Васильевна
Вагнер Иван Иосифович
Васильева-Гангнус Людмила Петровна
Вахтеров Василий Порфирьевич
Верховский Вадим Николаевич
Водовозов Василий Иванович
Волов Ю.А.
Гаврилова Нина Федоровна
Галагузова Минненур Ахметхановна
Гара Н.Н., Дик Ю.И.
Гершунский Борис Семенович
Гольдин Валентин Евсеевич
Гордон Давид Ильич
Горячкин Евгений Николаевич
Государственный музей народного образования РСФСР
Границкая Антонина Степановна
Грицевский Идель Матвеевич
Гришин Владимир Григорьевич
Гульянц Эвелина Карповна
Давыдова Наталья Владимировна
Деборин Григорий Абрамович
Димиев Айрат
Дорский И.Е.
Жилкина Антонина Дмитриевна
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна
Игошев Борис Михайлович
Каптерев Петр Федорович
Качинский Анатолий Михайлович
Комарова Тамара Семеновна
Красный Юрий Ешуанович
Крупская Надежда Константиновна
Ксенофонтов Валентин Васильевич
Купалова Александра Юльевна
Куприянов Н.Д.
Листова Галина Савельевна
Лопатина Александра Александровна
Лордкипанидзе Давид Онисимович
Лукашевич Вера Н.
Маркова Аэлита Капитоновна
Марцинкевич Г.Ф.
Матюгин Игорь Юрьевич
Минскин Ефим Маркович
Митрофанов Н.М.
Москатов Евгений Петрович
Мохов Игорь Павлович
Мудрик Анатолий Викторович
Мульги Акселла Яновна
Немцов Владимир Иванович
Никитин Борис Павлович
Окунев Анатолий Арсеньевич
Орг Александр Оскарович
Орлов Павел Павлович
Осокина Татьяна Ивановна
Острогорский Алексей Николаевич
Павлович Сергей Андроникович
Петрусинский Вячеслав Вячеславович
Пинт А.О.
Пономарьков Сергей Иванович
Резниченко Александр Герасимович
Родионов Александр Андреевич
Рыжик Валерий Идельевич
Сакулина Нина Павловна
Сальникова Татьяна Петровна
Саплина Елена Витальевна
Седельников Вадим Павлович
Сергеев Александр Васильевич
Сидоренков Владимир Алексеевич
Сластенин Виталий Александрович
Смелкова Зинаида Сергеевна
Сметанин Борис Михайлович
Смирнов Сергей Дмитриевич
Соколов Дмитрий Ю.
Соловейчик Симон Львович
Сталькова Ирина
Столяр Абрам Аронович
Стоюнин Владимир Яковлевич
Тарасов Андрей Александрович
Тесленок Алла Владимировна
Толстой Сергей Сергеевич
Трайтак Дмитрий Илларионович
Ушинский Константин Дмитриевич
Фокин Юрий Георгиевич
Химик Ирина Александровна
Хрипкова Антонина Георгиевна
Чудаков Серафим Сергеевич
Шапошникова В.В.
Шаталов Виктор Федорович
Шахмаев Николай Михайлович
Шацкий Станислав Теофилович
Щенников Евгений Петрович
Борман Ральф, Шилле Ганс-Иохим
Древс Урсула
Коменский Ян Амос
Макензен Манфред фон
Песталоцци Иоганн Генрих
Шпорер Златко
Шпрокхоф Георг
Педагогика. Отдельные издания
Педагогика. Сборники