«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Шилов Валентин Федорович

Валентин Федорович Шилов 304k

-

(01.06.1934)

...родился 1 июня 1934 года в с. Сертет Кировской области в семье крестьян. В 1952 году В.Ф. Шилов поступил на физико-математический факультет Кировского государственного педагогического института, в 1956-м - начал свою трудовую жизнь учителем физики средней школы №7 г. Слободского Кировской области. Первые трудности, неудачи заставили усердно работать над повышением научно-теоретического и методического мастерства. Не раз учащиеся старших классов ставили в тупик своими вопросами, касающимися практической радиоэлектроники. Еще в то время он организовал радиокружок и руководил им почти 10 лет: учился сам и учил детей. Когда не хватало практического опыта, он, используя свой отпуск, шел работать в телеателье учеником. Под руководством учителя в кружке начались интересные и полезные дела. Кружковцы создают комплект приборов-автоматов: «Деда Мороза», автоматов для запуска световой ракеты, для включения елочной звезды, для переключения елочных гирлянд и др. В школе были проведены интересные физические вечера и конференции с богатыми выставками самодельных приборов. Начиная с 1957 года радиокружок, руководимый В.Ф. Шиловым, активно участвовал в областных выставках радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ, технического творчества школьников и неоднократно занимал призовые места.
В 1956 - 1966 годах Кировский областной комитет ДОСААФ отметил работу кружка дипломами первой степени, а Центральный радиоклуб СССР - двумя дипломами второй степени. Некоторые из конструкций кружка, как, например, модель кибернетической черепахи, счетная машина для решения квадратных уравнений, экспонировались в павильоне «Юные техники» ВДНХ СССР. Многим воспитанникам В.Ф. Шилова и ему самому присвоены радиоспортивные разряды. В то время усилия учителя были направлены на развитие творческих способностей школьников: кружковцы под руководством Валентина Федоровича снимали кинофильмы, уроки проводились творчески, с широким применением физического эксперимента и учебно-наглядных пособий, в том числе самодельных машин-экзаменаторов. «Опыт работы радиокружков в школах и внеклассных учреждениях показывает, что ребята с наибольшим успехом овладевают основами радиотехники и электроники, если на занятиях используются учебные приборы по радиотехнике», - так пишет Валентин Федорович в одной из своих публикаций в журнале «Радио».
С 1966 года по 1969 год В.Ф. Шилов учится в аспирантуре НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (г. Москва). После ее окончания до 1974 года работает старшим научным сотрудником сектора обучения физике, затем до 1979 года - заведующим сектором учебно-наглядных пособий и ТСО, а с 1979 года Валентин Федорович - заместитель директора по научной работе НИИ школ МП РСФСР. В настоящее время он старший научный сотрудник института общего среднего образования Российской академии образования (РАО).
Всю свою жизнь Валентин Федорович Шилов занимается преподаванием физики в средней школе (по совместительству). Кроме того, он соавтор таких известных книг, как «Учебное оборудование по физике в средней школе» (Москва: Издательство «Просвещение», 1973), «Комплектный кабинет естествознания в 8-летней сельской школе: Оборудование кабинета». (Москва: Издательство «Просвещение», 1979), «Комплексная мастерская по техническому труду в сельской общеобразовательной школе» (Москва: Издательство «Просвещение», 1979) и др.
Страстную увлеченность техникой и методикой физического эксперимента Валентин Федорович все эти годы не терял ни на минуту. Каждый год выходили новые и новые работы.
Отсюда идут идеи по решению проблем физического эксперимента, по конструированию приборов и установок. Учителям физики и методистам хорошо знакомы его книги и статьи (всего более двухсот). Его статьи печатаются в журналах «Советская педагогика», «Физика в школе», «Математика в школе», «Химия в школе», «Иностранный язык в школе», «Биология в школе», «Радио», «Моделист-конструктор», «Юный техник». За разработку новых приборов Валентин Федорович Шилов удостоен золотой, серебряной и бронзовой медалей ВДНХ СССР.
.
  • Шилов В.Ф. Самодельные приборы по радиоэлектронике. [Djv-12.7M] Пособие. Автор: Валентин Федорович Шилов.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1973)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2010
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Комплект демонстрационного оборудования (4).
      Комплект лабораторного оборудования для практикума (11).
      Блок лампы 6НЭП (17).
      Блок электромагнитных реле (18).
      Блок индикатора напряжения и генератора релаксационных колебаний (20).
      Блок контактного датчика (21).
      Блок тензометрического датчика (22).
      Блок полупроводникового термодатчика (24).
      Блок полупроводникового фотодатчика (25).
      Блок ионизационного датчика (26).
      Блок индуктивного датчика (27).
      Блок емкостного датчика (28).
      Блок датчика времени (29).
      Блок фотодатчика ЦГ-3 (30).
      Другой блок фотодатчика ЦГ-3 (32).
      Блок для усилителя постоянного тока (33).
      Блок для усилителя напряжения переменных сигналов (34).
      Блок для усилителя мощности (35).
      Блок усилителя на безнакальном тиратроне МТХ-90 (36).
      Блок для приемника (37).
      Первый блок для мультивибратора (39).
      Второй блок для мультивибратора (40).
      Первый блок для триггера (41).
      Второй блок для триггера (42).
      Блок для звукового генератора (43).
      Блок для блокинг-генератора (44).
      Блок для УКВ генератора (45).
      Блок для гетеродинного индикатора резонанса (46).
      Принадлежности и приспособления к комплекту (47).
      Блок электромагнитного реле типа РПН (48).
      Блок телефонного (тип 100) спаренного электромагнитного реле (49).
      Два блока малогабаритных электромагнитных реле (50).
      Блок поляризованного электромагнитного реле (51).
      Блок шагового искателя (52).
      Блок цепочки RC (53).
      Два блока переменных резисторов (54).
      Блок фоторезистора (56).
      Блок транзистора (шесть блоков) (57).
      Блок моста с термистором (58).
      Первый блок лампового усилителя (59).
      Второй блок лампового усилителя (60).
      Третий блок лампового усилителя (61).
      Блок генератора релаксационных колебаний (62).
      Блок звукового генератора (64).
      Первый блок КВ генератора (66).
      Второй блок КВ генератора (68).
      Третий блок ,КВ генератора (70).
      Первый блок УКВ генератора (72).
      Второй блок УКВ генератора (74).
      Третий блок УКВ генератора (76).
      Первый блок для транзисторного приемника (78).
      Второй блок для транзисторного приемника (79).
      Третий блок для транзисторного приемника (80).
      Четвертый блок для транзисторного приемника (81).
      Пятый блок для транзисторного приемника (82).
      Шестой блок для транзисторного приемника (83).
      Первый блок для приемника прямого усиления (84).
      Второй блок для приемника прямого усиления (85).
      Третий блок для приемника прямого усиления (86).
      Четвертый блок для приемника прямого усиления (87).
Предисловие: В пособии «Самодельные приборы по радиоэлектронике» приведены фотографии, схемы, чертежи и описания блоков комплектов демонстрационного и лабораторного оборудования, используемого при изучении факультативного курса по радиоэлектронике.
Сочетание блоков комплекта между собой и с типовым оборудованием школьного физического кабинета позволяет получать необходимые установки для демонстрации более 70 опытов и выполнения 17 лабораторных работ практикума по следующим разделам: «Преобразователи» (датчики), «Усилители», «Электронные реле», «Электронные генераторы», «Радиоприемники», «Элементы телевидения», «Радиоизмерения и измерительные приборы». Содержание, методика и техника постановки многих демонстрационных опытов и лабораторных работ практикума описаны автором в журнале «Физика в школе» №3, 1967 и №3, 1968.
Данное пособие может быть полезным как для учителей, так и для руководителей радиотехнических кружков. Используя чертежи и схемы, помещенные ниже, учитель вместе с учащимися сможет изготовить оба комплекта блоков и тем самым создать экспериментальную базу для изучения факультативного курса по радиоэлектронике или просто по электронике.
Изготовление приборов по материалам пособия и постановка опытов с ними экспериментально проверены московскими учителями - участниками семинара при Московском городском институте усовершенствования учителей.
  • Шилов В.Ф. Технические средства обучения на уроках физики. [Djv- 4.6M] Пособие для учителя. Автор: Валентин Федорович Шилов.
    (Москва: Издательство НИИ школ МП РСФСР, 1978. - Министерство просвещения РСФСР. Научно-исследовательский институт школ)
    Скан: zsa777, обработка, формат Djv: anton ro, 2017
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (4).
      Глава I. Дидактические функции технических средств обучения (8).
      Глава II. Аппаратура ТСО (26).
      Глава III. Планирование использования аудиовизуальных средств обучения (56).
Предисловие: Методическое пособие для учителя «Технические средства на уроках физике» состоит из трех глав.
В первой главе «Дидактические функции технических средств обучения» освещены вопросы роди и места аудиовизуальных пособий в процессе преподавания физики, влияния этих пособий на методы обучения, показаны логические связи традиционных к технических средств обучения.
Вторая глава «Аппаратура ТСО» содержит описание настройки и эксплуатации проекционной, телевизионной и звуковоспроизводящей аппаратуры с учетом техники безопасности, эргономических и санитарно-гигиенических норм и требований. Здесь же освещены вопросы применения технических средств контроля, дистанционного и радиоуправления аппаратурой.
В третьей главе «Планирование использования аудиовизуальных средств обучения» обозначены номера и темы уроков, изучаемые параграфы, комплексы аудиовизуальных средств на каждый урок, в которых приведены названия киноматериалов и диапозитивов с указанием номеров кадров.
На наш взгляд, данное пособие позволит использовать аппаратуру ТСО с максимальной эффективностью, повысит качество труда учителя и учащихся, будет способствовать овладению методикой и техникой применения ТСО, ознакомит учителя с комплексами аудиовизуальных средств применительно к каждому уроку в VI-X классах. Более того, пособие побудит учителя к творческим поискам в деле создания, определения и использования оптимальных комплексов технических средств обучения.
  • Шилов В.Ф... Оборудование комплексной мастерской по техническому труду, изо и черчению в восьмилетней сельской школе. [Djv- 3.8M] Пособие для учителя. Авторы: Валентин Федорович Шилов, , Анатолий Филиппович Мукин.
    (Москва: Издательство НИИ школ, 1984. - Министерство просвещения РСФСР. Научно-исследовательский институт школ)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (5).
      Глава I. Организация и оборудование мастерской (9).
      Глава II. Технические средства обучения (64).
Аннотация: В пособии впервые раскрываются вопросы организации и оборудования мастерской, в которой проводятся классные и внеклассные занятия по техническому и сельскохозяйственному труду, изо, черчению в восьмилетней сельской школе. С целью экономного расходования материальных средств, повышения качества обучения и воспитания сельских школьников по указанным предметам в пособии раскрыты вопросы оптимального оснащения мастерской станочным оборудованием, универсальными столами-верстаками, измерительным инструментом и другими средствами наглядности.