«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сухомлинский Василий Александрович (педагог)

Василий Александрович Сухомлинский 265k

(Василь Олександрович Сухомлинський)

(28.09.1918 - 02.09.1970)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Василий Александрович Сухомлинский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський; 28 сентября 1918, Василевка, Херсонская губерния - 2 сентября 1970, Павлыш, Кировоградская область) - советский и украинский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Наиболее известная педагогическая книга Сухомлинского - «Сердце отдаю детям», переведена на многие языки мира.
Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Василевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича - Александр Сухомлинский - до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Сухомлинский поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и успешно окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт.
В январе 1942 года Сухомлинский, младший политрук, был тяжело ранен осколками снаряда, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Сухомлинский провел четыре месяца в госпитале: его руку удалось спасти от ампутации. Но извлечь металлические осколки из груди не удалось. А поскольку они были расположены близко к сердцу, то, как предупредили хирурги, любое напряжение могло вызвать их движение и внезапную смерть. После лечения в госпитале на Урале Сухомлинский хотел вернуться на фронт, однако комиссия не могла его признать даже ограниченно годным. В результате его демобилизовали.
В начале 1944 года в ходе Кировоградской наступательной операции Украинская ССР была освобождена от нацистов и Сухомлинский узнал, что его жену Веру (выпускницу Кременчугского учительского института и преподавателя английского языка, наполовину украинку, наполовину цыганку) и маленького сына замучили в гестапо. Эту утрату он переживал до конца жизни.
В сентябре 1942 - марте 1944 годах Сухомлинский работал директором и учителем литературы в Увинской средней школе Удмуртской АССР. В Уве он познакомился с педагогом Анной Девятовой, приехавшей с инспекцией, которой директор показался «необыкновенно теплым, симпатичным человеком». Между Сухомлинским и Девятовой началась переписка. В конце войны, в 1945 году, Сухомлинский сделал Анне предложение, они поженились и вместе вернулись на Украину. Сухомлинский получил назначение заведующим районным отделом образования Онуфриевского района Кировоградской области, Анна стала работать учителем в школе. Согласно ее воспоминаниям, жила семья тогда впроголодь. Родились дети - сын Сергей (1945) и дочь Ольга (1946).
В 1948 году Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни в 1970 году. Дочь Сухомлинского - доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская. Пошла по стопам отца, работала в Национальной академии педагогических наук Украины.
Сухомлинский - автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу - на украинском. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на различных языках.
Василий Сухомлинский скончался внезапно на 52-м году жизни 2 сентября 1970 в самом начале нового учебного года. На похороны пришли все педагоги и ученики Павлышской средней школы.
:
AlVaKo...




  • Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. [Djv-Fax- 2.3M] [Pdf-Fax- 3.1M] Автор: Василий Александрович Сухомлинский. Редактор: Н.И. Болдырев. Переплет: Л.И. Конвиссер.
    (Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - Академия педагогических наук РСФСР)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv-Fax: AlVaKo, 2024
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (5).
      Глава I. Роль убеждений в формировании духовного облика личности (11).
      1. Убеждения - определяющий фактор нравственного облика личности (11).
      2. Прогрессивные идеи - источник революционных нравственных убеждений (18).
      3. Коммунистические убеждения - источник волевых сил личности (39).
      Глава II. Формирование коммунистических убеждений - объективная необходимость социального и нравственного прогресса (54).
      1. Соответствие духовного облика человека развивающимся производственным отношениям - условие социального прогресса (54).
      2. Роль объективных и субъективных факторов в формировании убеждений нового человека (70).
      Глава III. Процесс формирования коммунистических убеждений (112).
      1. Единство мировоззрения, нравственного сознания и нравственного поведения (112).
      2. Роль интеллектуального развития в формировании и укреплении коммунистических убеждений (116).
      3. Единство учебных и воспитательных целей (125).
      4. Раскрытие идей - важное условие формирования нравственных убеждений в процессе обучения (134).
      5. Активная деятельность учащихся в процессе обучения - необходимое условие формирования убеждений (138).
      6. Направленность нравственных идей на формирование норм и правил коммунистического поведения (152).
      7. Коммунистическая принципиальность - это единство коммунистических убеждений и высоконравственного поведения (169).
      Заключение (174).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Автор - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, директор школы. Его перу принадлежит ряд книг, в которых глубоко анализируются формы и методы работы по коммунистическому воспитанию молодежи. В предлагаемой читателям книге автор рассматривает многие теоретические вопросы, связанные с задачами школы по формированию коммунистических убеждений у подрастающего поколения. Свои взгляды на те или другие педагогические проблемы автор иллюстрирует примерами из практики учебно-воспитательной работы возглавляемой им Павлышской средней школы.
Издание рассчитано на учителей школ, руководителей школьных учреждений.