«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Цаньян Джамцо

Цаньян Джамцо 51k

-

(1683 - 1706)

Википедия: Далай-лама VI (Ригцзин Чжамьянг Гьямцхо, он же Цангьян Гьямцхо 1683-1706) - тибетский поэт и шестой Далай-Лама. Вел светский образ жизни, жил в праздности и отказался принять монашество. Некоторые школы и комментаторы не считают его подлинным Далай-ламой.
Однако ряд буддийских школ и групп признают за ним особую мистическую силу, почитают и высоко ценят его как Учителя. Считается потомком Пемы Лингпа и почитается в Бутане.
Премьер-министр Сангье Гьямцо много лет скрывал смерть Далай-ламы V, и предписанное время поисков его нового «явления» миновало. Это впоследствии дало возможность утверждать, что новый Далай-лама был определен неправильно.
Поиски шестого Далай-ламы велись в строгой секретности. Ригцзин Чжамьянг Гьямцхо был найден на юго-западе Тибета, в местечке Мен, к востоку от Бутана - в настоящее время в штате Аруначал-Прадеш на территория Индии. Он родился в семье последователей Ньингма. Мальчика привезли в монастырь Цена, а позже в Намкарце. Лишь в 1697 году была раскрыта его личность. Панчен-лама самолично заехал за новым Далай-ламой и еще в стенах монастыря передал ему обеты «гэцхула» (шраманеры).
Новый первоиерарх оказался весьма способным, но мало подходящим для своего сана молодым человеком. Он оказался одаренным поэтом (пожалуй, вторым по значению после Миларепы поэтом Тибета), но монашеская жизнь ему явно претила. Он отправился в монастырь Ташилунпо в Шигацзе и отказался от монашеских обетов «Гецюл», трижды поклонившись Панчен-ламе. Он попросил прощения у своего духовного наставника за то, что ему недостает внутренней убежденности для монашеской жизни, пояснив, что лишь тот должен носить монашеские одежды, кто чувствует к этому призвание. Далай-лама VI предпочитал инкогнито покидать Поталу и веселиться в Лхасе. Он пил вино, пел песни, связывался с женщинами, при этом писал вдохновенные стихи.
В дело вмешался Китай, считавший себя сюзереном Тибета. Лама-поэт был приглашен (а фактически вызван) в Пекин. В Лхасе поднялось восстание. Во избежание кровопролития Далай-лама отдал себя в руки монголов и добровольно отправился с ними. Через несколько недель на крайнем северо-востоке Тибета, в пустынной области близ озера Коконор, Джамьянг Гьямцо умер при загадочных обстоятельствах (ходили слухи, что он был отравлен). По другой версии он стал исполнять «Танец Ламы», вызвал таким образом песчаную бурю, после чего сел в позу медитации и перестал дышать, чтобы не быть политическим заложником против своей страны.
После этого началась смута. Пекин надавил на Лхасу и добился признания лхасским духовенством ошибочности сделанного ранее выбора. Начались поиски нового, опять-таки Шестого Далай-ламы. Между тем сторонники умершего поэта начали поиски Далай-ламы VII. Однако в конечном итоге покойный поэт мог торжествовать: конец смуте был положен признанием его статуса законного Далай-ламы VI и нахождением нового Далай-ламы VII как его нового «явления».
Перед тем как покинуть Лхасу 6-й Далай-лама написал одной из своих любовниц стихотворение, в котором содержалось указание на место рождения его преемника.
.
  • Цаньян Джамцо. Песни, приятные для слуха. [Djv-11.0M] [Pdf-37.1M] Издание текста, перевод с тибетского, исследование и комментарий Л.С. Савицкого. Ответственный редактор М.И. Воробьева-Десятовская.
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1983. - Серия «Памятники письменности Востока». LXXI)
    Скан, обработка, формат: white_colonizer, предоставил: Dmitriy P, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (9).
      Введение (12).
      VI Далай-лама Цаньян Джамцо и Тибет XVII - начала XVIII в. (12).
      Тибетская поэзия VII-XVII вв. (36).
      Известные тексты стихотворений Цаньян Джамцо (58).
      Переводы стихотворений Цаньян Джамцо (68).
      Содержание стихотворений Цаньян Джамцо (70).
      Художественная форма стихотворений Цаньян Джамцо (79).
      Композиционно-художественные приемы (79).
      Изобразительные средства (91).
      Критика современной традиции истолкования лирики Цаньян Джамцо в религиозно-мистическом плане (94).
      Песни, приятные для слуха (101).
      Описание текстов стихотворений Цаньян Джамцо из Тибетского фонда ЛО ИВАН СССР (102).
      Транслитерация текстов ксилографа и рукописи ЛО ИВАН (105).
      Ксилограф (105).
      Рукопись (110).
      Сводный текст стихотворений Цаньян Джамцо (115).
      Перевод сводного текста стихотворений Цаньян Джамцо (131).
      Комментарий к переводу (143).
      Сокращения к комментарию (172).
      Библиография (173).
      Summary (178).
      Факсимиле ксилографа и рукописи ЛО ИВАН СССР (181).
Аннотация издательства: Сборник лирических стихотворений тибетского поэта Цаньям Джамцо, VI Далай-ламы (1683-1706), - единственный известный памятник светской поэзии Тибета. Впервые издается факсимиле уникального ксилографа и рукописи из Тибетского фонда Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, а также сводный текст стихотворений, созданный на основе ксилографа и рукописи с привлечением других изданий, и комментированный научный перевод.
.