«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Чихольд Ян

Ян Чихольд 328k

(Jan Tschichold)

(02.04.1902 - 11.08.1974)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Ян Чихольд (нем. Jan Tschichold, 2 апреля 1902, Лейпциг, Германия - 11 августа 1974, Локарно, Швейцария) - известный типограф, дизайнер, преподаватель и писатель.
Ян Чихольд родился в Лейпциге, в семье художника, рисовальщика вывесок. У отца Чихольд получил первые навыки каллиграфии. Ремесленническое прошлое и занятия каллиграфией отличали Чихольда от всех других известных типографов его времени, которые, как правило, учились архитектуре или изящным искусствам. Возможно, по тем же причинам Чихольд никогда не работал с ручной бумагой и шрифтами, сделанными на заказ, предпочитая выбирать из коммерческого ассортимента.
В 1919 году Чихольд поступил в лейпцигскую Академию книжного дела и графики. В 1922-1925 там же преподавал каллиграфию в вечерних классах. В 1925 году выходит в свет его брошюра «Основы типографики» («Elementare Typographie»), которая вместе с книгой «Новая типографика» («Die Neue Typographie») совершила переворот в способах набора.
С 1926 года он преподает каллиграфию и стилистику набора в Мюнхене, в Школе мастеров немецкого книгопечатания, куда его пригласил другой типограф, Пауль Реннер. Их обоих, Чихольда и Реннера, объявили впоследствии «культурными большевиками». Через десять дней после того, как нацисты в марте 1933 года пришли к власти, Чихольд и его жена были арестованы. В их квартире были обнаружены советские плакаты, что дало повод подозревать семью Чихольдов в сотрудничестве с коммунистами. Все экземпляры книг Чихольда были изъяты гестапо «в целях защиты немецкого народа». Только спустя шесть недель полицейский каким-то образом достал для Чихольдов билеты в Швейцарию. В августе 1933 года Ян Чихольд покинул нацистскую Германию. Всю оставшуюся жизнь провел он в Швейцарии, совершая лишь краткие поездки в Англию: в 1937-1938 гг. по приглашению ежегодника «Пенроуз» (Penrose Annual), в 1947-1949 гг. по приглашению Руари Маклина, британского типографа, вместе с которым Чихольд разрабатывал оформление книг в издательстве «Penguin Books».
Ян Чихольд умер в больнице города Локарно в 1974 году.
Он написал более пятидесяти книг, посвященных шрифту и его истории, типографскому искусству и китайской графике. В 1965 году Ян Чихольд был возведен в ранг Почетного королевского дизайнера...
:
...




  • Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. [Pdf-Fax-ZIP] Перевод с немецкого В.В. Лазурского, В.П. Милютина, П.Ф. Чекрыжова.
    (Москва: Издательство «Книга», 1980)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf-Fax: ???, предоставил: Raidar, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ян Чихольд (8).
      Как глина в руках гончара... (11).
      Графика и книжное искусство (17).
      О типографском оформлении (22).
      Значение традиции в типографском искусстве (37).
      Симметричный или асимметричный набор? (49).
      Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы (53).
      Традиционный титульный лист и его оформление (88).
      Издательские требования к набору текста (123).
      Какими должны быть пробные полосы (127).
      Набор на шпации в 1/3 кегля (132).
      Почему в начале абзаца необходим отступ? (135).
      Курсив, капительные буквы и кавычки в текстовом наборе книг и научных журналов (141).
      Междустрочный пробел (158).
      Набор надстрочных цифр и сносок (163).
      Многоточие (170).
      Тире (173).
      «Висячие» строки и начальные строки в конце полосы (177).
      Разметка набора изданий с иллюстрациями (180).
      Сигнатура и корешковая метка (202).
      Каптальная лента, окраска обрезов, форзацная бумага, ленточка - закладка (207).
      У книг и журналов должны быть титулы на корешках (216).
      Суперобложка и рекламный поясок (219).
      О широких, слишком больших и квадратных книгах (225).
      Какая бумага лучше для печатания книг - белая или тонированная? (229).
      Десять основных ошибок, часто встречающихся при изготовлении книг (237).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Очень немногие мастера художественного оформления книги пишут на темы типографского искусства и эстетики книжной продукции. К их числу относился и Ян Чихольд, выделявшийся ясностью и определенностью суждений. Свыше сорока лет он, начавший с ниспровержения устаревших концепций, посвятил служению книге. Инициатор многих начинаний, автор проектов большого числа изданий, бескомпромиссный критик отрицательных явлений в оформлении книги в наши дни - вот кто такой Ян Чихольд. Чихольд написал и опубликовал в специальных журналах ряда европейских стран множество статей по проблемам типографского искусства. Однако их теперь нелегко разыскать. Это побудило нас собрать важнейшие сочинения художника и предложить их читателю в виде сборника, к которому можно обращаться по мере надобности. Познакомившись с новой книгой Чихольда, читатель легче поймет причины собственной неприязни ко многим изданиям, еще глубже оценит достоинства немногих действительно хорошо изданных книг.
Сборник предназначен для наборщиков, оформителей книги и художников - иллюстраторов, но встретит интерес и всех друзей красивой книги.
  • Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. [Djv-Fax- 9.7M] 4-е издание. Перевод с немецкого Е. Шкловской-Корди. С комментариями В. Ефимова.
    (Москва: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: mor, 2014
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Ян Чихольд (7).
      Как глина в руках гончара (9).
      Графика и искусство книги (14).
      О типографике (18).
      Значение традиции в типографике (31).
      Симметричная или асимметричная типографика? (41).
      Продуманные пропорции страницы и полосы набора (45).
      Типографика традиционного титульного листа (75).
      Издательские правила набора текста (106).
      Как должны выглядеть пробные полосы (109).
      Последствия набора на треть круглой (113).
      Для чего нужны абзацные отступы (116).
      Курсив, капитель и кавычки в наборе книг и научных журналов (122).
      Об интерлиньяже (134).
      Набор надстрочных цифр и примечаний (139).
      Многоточие (145).
      Тире (148).
      Висячие строки в конце и в начале полосы набора (151).
      Верстка полосных иллюстраций (154).
      Сигнатура и корешковая метка (174).
      Каптальная лента, цвет книжного обреза, бумага для форзацев, ляссе (179).
      Книги и журналы должны иметь название на корешке (186).
      Суперобложка и «рекламный поясок» (189).
      О широких, слишком больших и квадратных книгах (195).
      Белая или тонированная бумага для книжной печати? (198).
      Десять главных и самых частых ошибок при издании книги (205).
      Литература к статье «Продуманные пропорции страницы и полосы набора» (207).
      Комментарии (210).
      Предметно-именной указатель (220).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Издание объединяет важнейшие статьи Яна Чихольда о типографике и эстетике книги, публиковавшиеся в разное время в специализированных европейских журналах. Сборник помогает понять, почему столь многие книги выглядят уродливо, и по-настоящему оценить редкие, поистине прекрасно выполненные издания. Поэтому он будет интересен типографам, издателям и дизайнерам, а также всем читателям, любящим книгу.