«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Дюмезиль Жорж

Жорж Дюмезиль 237k

(Georges Dumezil)

(04.03.1898 - 11.10.1986)

Википедия: Жорж Дюмезиль (Georges Dumezil; 4 марта 1898 - 11 октября 1986) - французский мифолог и филолог-компаративист, который выдвинул и разработал теорию трех функций.
Учился в Высшей нормальной школе, испытал влияние Антуана Мейе. В своей диссертации пытался доказать, что греческая амброзия и индийская амрита - напитки, дарующие бессмертие, - восходят к праиндоевропейскому корню. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны академического сообщества, Дюмезиль в 1925 году стал преподавать в Стамбульском университете, где увлекся кавказскими языками - работал с последними носителями убыхского языка, переселившимися в XIX веке в Турцию. Исследовал осетинский эпос, в котором нашел поразительные соответствия с преданиями кельтов. В 1931 году поступил в штат Упсальского университета, где познакомился со Стигом Викандером. Также находился в дружеских отношениях с Мирчей Элиаде. В 1978 году избран членом Французской академии. В 1984 году был удостоен престижной премии Чино дель Дука.
Путем сопоставления языкового материала и мифов различных индоевропейских народов Дюмезиль пришел к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия - жреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс - Юпитер - Один - Перун - Пяркунас - Митра - Варуна), у воинов - бог войны (Тор - Марс - Арес - Индра), у земледельцев - бог плодородия (Фрейр - Квирин - Велес).
Теория оказала огромное влияние на дальнейшие исследования в области индоевропеистики, особенно во Франции, и на становление структурализма (Дюмезиль способствовал продвижению карьеры молодого Фуко), хотя ее схематичность неоднократно подвергалась критике).
Дюмезиль - автор около 40 книг, важнейшие из которых остаются непереведенными на русский язык.
.
жорж дюмезиль на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Дюмезиль Жорж
  • Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. (Les dieux souverains indo-europeens, 1977) [Pdf- 8.5M] Перевод с французского Т.В. Цивьян.
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. - Академия наук СССР. Институт востоковедения. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Stravada, 2010
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От редколлегии (5).
      От переводчика (7).
      Предисловие (11).
      Введение. Трехфункциональные индо-иранские боги (17).
      Первая часть. ORIENTALIA
      Глава I. Митра - Варуна (39).
      Глава II. Младшие верховные боги вединской теологии (63).
      Глава III. Реформы в Иране (85).
      Вторая часть. OCCIDENTALS
      Глава IV. Юпитер и его окружение (113).
      Глава V. Скандинавские верховные боги (137).
      Заключение (153).
      Приложения (158).
      Примечания (208).
      Список сокращений (231).
Аннотация издательства: Книга крупнейшего французского специалиста по сравнительной мифологии Ж. Дюмезиля подводит итог его многолетним исследованиям в этой области.
.
  • Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. [Pdf-11.2M] Перевод с французского А.З. Алмазовой. Под редакцией и с послесловием В.И. Абаева.
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1976. - Академия наук СССР. Институт востоковедения. Северо-Осетинский НИИ истории, экономики, языка и литературы. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Stravada, 2010
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От редколлегии (5).
      От редактора (7).
      Предисловие автора к «Кинге о героях» (8).
      Из книги «Сказания о Нартах» (16).
      Из книги «Локи» (86).
      Скифские «энареи» и беременность Нарта Хамыца (132).
      Из статьи «По поводу некоторых фольклорных представлений осетин» (138).
      Из статьи «Индоиранские мифологические имена в фольклоре осетин» (149).
      Три рода (153).
      Источники (258).
      Список сокращений (260).
      Указатель фольклорно-мифологических, литературных, легендарно-исторических имен, топонимов и терминов (261).
      В.И. Абаев. Ж. Дюмезиль - исследователь осетинского эпоса и мифологии (268).
Аннотация издательства: В книге собраны исследования и отдельные разделы работ французского ученого, специалиста в области мифологии, филологии, истории культур Жоржа Дюмезиля, посвященные осетинскому нартовскому эпосу и осетинской мифологии. Издание рассчитано на фольклористов, историков, этнографов, на специалистов в области мифологии и истории.
.
  • Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. (Romans de scythie et d'alentour, 1978) [Djv- 3.2M] Сокращенный перевод с французского А.З. Алмазовой. Под редакцией Б.А. Калоева. Научное издание.
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1990)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Витусберинг, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От переводчика (5).
      Предисловие (6).
      ПО СЛЕДАМ СКИФСКОГО АРЕСА (13).
      I. Батраз, меч и костер (14).
      II. Батраз и трифункциональные темы (39).
      III. Святой Илья и Тыхост (50).
      V. Аттила и меч Марса (58).
      VI. Батраз и Кухулин (64).
      СОЛНЕЧНЫЙ ГЕРОЙ (71).
      VII. Сослан - Созырыко и солнце (72).
      VIII. Сослан и Кухулин (95).
      ТЕПЛОТВОРЯЩАЯ И ЛУЧЕЗАРНАЯ (97).
      IX. Тапати, Табити, Ацырухс (98).
      X. Женщина с лучистой рукой в абхазских и черкесских сказаниях (117).
      ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ (131).
      XI. Легенда о происхождении и общественный строй скифов (132).
      XII. Господа Смит и Спербер и три функции (161).
      XIV. Беременность Хамыца и недуг уладов (168).
      ВОЛШЕБНЫЙ СОСУД (173).
      XV. Чаша номарха и Нартамонга (174).
      XVII. Скифские напитки (182).
      СМЕРТЬ И УМЕРШИЕ (187).
      XVIII. Похоронные обряды (188).
      XIX. Умерщвление стариков (199).
      XX Бычья шкура (205).
      XXI. Смерть благородных киммерийцев (213).
      Транскрипция (217).
      О библиографии (218).
      Сокращения (219).
      Указатель (221).
      В.И. Абаев. Жорж Дюмезиль (224).
      Литература (228).
Аннотация издательства: Труд Дюмезиля - продолжение его более чем пятидесятилетних исследований в области осетинского нартского эпоса и нартских сказаний других северокавказских народов. Исследование нартского эпоса ведется автором на фоне и в связи с индоевропейской мифологией.
.