«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Евгеньев-Максимов Владислав Евгеньевич

Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов 188k

-

(18.09.1883 - 01.01.1955)

Литературовед, доктор филологических наук (1937). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). С 1906 работал учителем, читал лекции в просветительных учреждениях. В 1919-20 зав. детской колонией в Любани. В 1922-33 директор средней школы в Петрограде - Ленинграде. Одновременно с 1920 преподавал в ЛГУ, с 1934 профессор. Печатался с 1908. Труды о жизни и творчестве Некрасова, по истории русской литературы и журналистики, в т.ч. книги «Некрасов как человек, журналист и поэт» (1928), «Из прошлого русской журналистики» (1930), «Современник» при Чернышевском и Добролюбове» (1936), «Некрасов в кругу современников» (1938), «Некрасов и Петербург» (1947), «Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова» (1947-52), «Творческий путь Н.А. Некрасова» (1953).
.
владислав евгеньевич евгеньев максимов на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Евгеньев-Максимов Владислав Евгеньевич
  • Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова. Том 2. [Djv- 4.5M]
    (Москва-Ленинград: Государственное издательство Художественной литературы, 1950)
    Скан, обработка, формат Djv: Николай Савченко, 2015
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От автора (3).
      I. Роль Некрасова в объединении сил передовой литературы 40-х гг. («натуральной школы»). Издание четырех альманахов в период с 1843 г. по 1846 г. Первый альманах Некрасова - «Статейки в стихах без картинок». Его состав: «Встреча старого 1842 года с новым 1843-м» Н.И. Куликова, «Жизнь и люди» В.Р. Зотова, «Говорун» Некрасова. Борьба с цензурой. Сатирическое разоблачение «петербургского жителя» (чиновника) А.Ф. Белопяткина в «Говоруне». Элементы «физиологического очерка» в этом стихотворном фельетоне (5).
      II. Второй альманах Некрасова - «Физиология Петербурга». Состав альманаха. Белинский и Некрасов об его целях и характере. Рецензии Белинского на I и II части «Физиологии». Некрасов как сотрудник I части альманаха - очерк «Петербургские углы». Некрасов как сотрудник II части альманаха - стихотворение «Чиновник». Социальная острота этих произведений. Полемика вокруг альманаха (15).
      III. Третий альманах Некрасова - «Петербургский сборник». История его издания. Состав «Петербургского сборника». Цензурные купюры. Особенности «Петербургского сборника», отличающие его от «Физиологии». Статьи с политической тенденцией (Герцена, Белинского). Ноты политического протеста в литературно-художественном отделе альманаха. Некрасов как сотрудник «Петербургского сборника». Анализ его стихотворений «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть», «Пьяница». Необычайная резкость их общественного смысла. Эстетическая позиция Некрасова в конце 40-х гг. - стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом (32).
      IV. Четвертый альманах Некрасова - «Первое Апреля». Его история. Состав. Некрасов - основной сотрудник альманаха. Рецензия Белинского на «Первое Апреля». Борьба с реакционной литературой как одна из основных черт содержания альманаха (59).
      V. Обличение чиновников и помещиков в альманахе «Первое Апреля». «Штука полотна» Григоровича. «Перед дождем» Некрасова. «Денщик» или «жандарм»? Пародии Некрасова в «Первом Апреля». Некрасов - фельетонист (68).
      VI. Недовольство Белинским своим положением в «Отечественных записках» Краевского и уход его из сотрудников этого журнала. Решение Некрасова и Панаева издавать журнал. Переход в их руки плетневского «Современника». Договор с Плетневым. Приглашение Белинского. Полемика Белинского, Некрасова и Панаева с Краевским (82).
      VII. Состав «Современника» в первый год его издания. Направление журнала. «Программная» статья Белинского. Трения между Белинским и редакторами-издателями «Современника». Преодоление их. Опровержение обвинений Некрасова в эксплоатации Белинского. Руководящая роль Белинского в редакции «Современника». Некрасов как главный организатор журнала. (93).
      VIII. «Современник» в годы «мрачного семилетия». Смерть Белинского. Реакция 1848 и последующих лет. Некрасов обвинен в сочинении «пашквиля» против Николая I. Доносы Булгарина. Цензурный террор. Гибель «Иллюстрированного альманаха» как одно из наиболее ярких его проявлений. Вызов Некрасова и Панаева в III отделение. Общественная деморализация как результат реакции и правительственных репрессий. Чрезвычайные усилия Некрасова не только спасти «Современник» но и не допустить, по возможности, его снижения. Некрасов этих лет - подлинный «герой труда». Содержание «Современника» в 1848-1854 гг. Отношение Некрасова к переводам (107).
      IX. Роман Некрасова и Н. Станицкого «Три страны света». Вопрос о доле участия в его создании каждого из соавторов. Предположительной перечень глав, написанных Некрасовым, написанных Панаевой, написанных совместно. «Три страны света» - в критике 70-х гг. (П.Н. Ткачев, А.М. Скабичевский). Н.Г. Чернышевский о «Трех странах света». Отношение цензуры к роману и вытекающая из него необходимость «вуалировать» его идейный смысл. Разоблачение в романе аристократии (тема Бранчевских), усадебных помещиков («Деревенская скука»), либеральных дворян (образы Тульчинова и Данкова), чиновников, буржуа-капиталистов (образы Кирпичова и Добротина) и мелкобуржуазных хищников (123).
      X. Сочувственное изображение мира городской и деревенской бедноты в «Трех странах света». Тема эксплоатации бедняков богатыми. Демократические тенденции романа. Образ великого, героического в труде и борьбе с опасностями русского народа - один из основных образов романа. Тема Антипа и Никиты Хребтовых. «Записки Каютина» и постановка в них вопроса о служении интеллигенции родине и народу. Гоголевское влияние в «Трех странах света». Авантюрный характер романа. Рассказы Некрасова 1849-1850 гг.: «Психологическая задача» и «Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и Кº» (140).
      XI. Роман Некрасова и Н. Станицкого - «Мертвое озеро». Участие Некрасова в составлении «общего плана» и сочинении некоторых (немногих) глав. В чем «ведущее начало» в «Мертвом озере»? Образы главных героинь - Ани Любской и Любы Куратовой. Роковая роль аристократа Тавровского в их жизни. Разоблачение социальных верхов - аристократии, богатых помещиков. Сочувственное изображение гувернанток и воспитанниц. Образы мелкопоместного помещика и его управляющего (Кирсанов» Понизовкин). Что хотели сказать авторы «Мертвого озера» описанием фабрики Штукенберга? Противоречивые попытки ответить на этот вопрос (А. Зимина, А.Н. Лурье). Тема провинциального театра и провинциальных актеров в романе. Сочетание авантюрных и социальных элементов в «Мертвом озере» (155).
      XII. Последний роман Некрасова - «Тонкий человек». Почему он остался незаконченным? Тема «дворянского либерализма» - одна из основных тем «Тонкого человека». Образ Грачова, он же «тонкий человек». Автобиографичность образа Тросникова. Критическое отношение к Грачеву как Тросникова, так и автора. Спор Грачова с Тросниковым о том, способен ли мужик любить родную природу. Единомышленники Грачова - Ильменев (то есть Тургенев), Гарновский (то есть Грановский), Лодкин (то есть Боткин) - уже не являются непререкаемыми авторитетами для Тросникова (171).
      XIII. Тема народа - также основная тема «Тонкого человека». Образы ямщиков - воплощение удали и физической мощи. Образ Потанина - воплощение нравственной высоты и административных талантов. Потанин и Ермил Гирин («Кому на Руси жить хорошо»). Попытка автора «Тонкого человека» воссоздать коллективный образ великого русского народа. Образ «рыцаря первоначального накопления» в сцена «За стеной». Гоголевские традиции в «Тонком человеке». Ошибочность мнения, что Некрасов в прозе «всегда подражатель» (182).
      XIV. Сатирическая повесть Некрасова «Как я велик!» Почему называть ее «Каменным сердцем» неправильно? Время ее создания. Причины непоявления ее в печати. Резко отрицательное отношение автора повести к Глажиевскому - Достоевскому и его причины (198).
      XV. Разоблачение в повести бывших членов кружка Белинского, изменивших заветам «учителя» и усвоивших умеренно-либеральное мировоззрение. Образы «литературных сочувствователей». Образы «литераторов», прототипами которых, в известной мере, являются Анненков, Боткин, Григорович, Панаев и др. Единственный подчеркнуто-положительный образ повести - образ Мерцалова - Белинского. Смысл противопоставления этого образа образам «литературных сочувствователей» и «литераторов» (205).
      XVI. Сборник 1856 г. «Стихотворения Н. Некрасова» как итог его поэтической работы в 1845-1856 гг. История издания этого сборника. Его исключительный успех. Какими соображениями руководствовался Некрасов при выборе стихотворений для сборника? Решительное преобладание в сборнике лирических жанров. Стихотворение «Поэт и гражданин» как «введение» к сборнику и декларация литературно-общественных установок автора в эти годы (216).
      XVII. Тематическое распределение материала по разделам. Образы представителей народа в первом разделе сборника. Их нравственная высота - «Влас». Тенденциозная критика «Власа» Достоевским. Физическая мощь и внешнее обаяние представителей народа («В деревне», «Огородник», «Тройка»). Общественно-психологические причины самоубийства Ванюхи («Извозчик»). Народ в борьбе с иноземными врагами («Так, служба...»). Народ в борьбе с социальной несправедливостью («Вино»). Широта захвата в изображении угнетенного народа («Забытая деревня»). Вера в народ («Школьник») (228).
      XVIII. Образы врагов народа в сатирических стихотворениях второго раздела сборника. Назначение сатиры («Отрывки из записок графа Гаранского», «Блажен незлобивый поэт»). Сатирическое изображение социальных верхов - светских франтов («Прекрасная партия». «Гадающей невесте»), офранцуженных аристократов, помещиков («Отрывки из записок графа Гаранского»), сиятельных филантропов («Филантроп»), чиновников («Колыбельная песня»), буржуа-капиталистов («Современная ода», «Секрет»). Разоблачение лицемерия и лицемеров («Нравственный человек») ,241
      XIX. «Поиски героя» как основная тема третьего раздела сборника. Поэма «Саша». История ее создания. Развенчание, в лице Агарина, героя фразы, неспособного на дело. Образ Саши как представительницы молодого поколения, пригодного к делу и борьбе. Саша и Татьяна Ларина. Каким рисуется образ автора в поэме? Несправедливость утверждения, что «Саша» обозначает отход автора на более умеренные позиции. Поэма «Белинский» и содержащийся в ней ответ на вопрос, каким должен быть настоящий друг народа. (249).
      XX. Четвертый раздел сборника и его насыщенность лиризмом. Сочетание личного с гражданским - характернейшая особенность лирики Некрасова. Автобиографические мотивы. Любовная лирика. Отражение в ней отношений с Панаевой. Чернышевский о «поэзии сердца» Некрасова и о своих любимых стихотворениях в его сборнике (265).
      XXI. Стихотворения четвертого раздела, выясняющие литературно-общественное credo Некрасова. Образ музы в стихотворении «Муза». Муза молодого Пушкина и муза Некрасова. Возвеличение поэта-обличителя в стихотворении «Блажен незлобивый поэт». Для кого пишет поэт («Чуть-чуть не говоря»)? Противопоставление образа поэта-демократа образу поэта «баловня свободы», «друга лени» в стихотворении «Праздник жизни». Полемика Чернышевского против сказавшейся в этом стихотворении недооценки Некрасовым своей поэзии. Взгляд Чернышевского на место, занимаемое Некрасовым в русской поэзии. Стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали» как концовка сборника. Любовь и ненависть - основные настроения лирики Некрасова (280).
      XXII. О цензурных осложнениях по поводу сборника 1856 г. (293).
      XXIII. Теснейшая связь личной биографии Некрасова с его социальной биографией. Любовь Некрасова и А.Я. Панаевой. Панаева - не только жена Некрасова, но и его единомышленница, сотрудник его журнала, наконец, его соавтор. Причины, омрачавшие союз Некрасова с Панаевой и порождавшие не только постоянные ссоры между ними («проза в любви»), но и перерывы в их отношениях (301).
      XXIV. Роль дружбы в жизни Некрасова. Характер его отношений с Белинским. Длительная дружба Некрасова и Тургенева. Ее отражение в их переписке. Высокое мнение Некрасова о произведениях Тургенева и высокое мнение Тургенева о произведениях Некрасова. Первые симптомы возможного расхождения в 1854-1855 гг. Споры Некрасова с Тургеневым и Боткиным в передаче Панаевой. Филиппики Тургенева против Чернышевского (320).
      XXV. Некрасов и Боткин в первые годы их знакомства. Совместная жизнь на даче в Петровском парке, близ Москвы, летом 1855 г. кладет начало их дружбе. Ее необычайно интенсивный характер. Интимные ноты в их переписке. Кратковременность дружбы Некрасова и Боткина. Симптомы расхождения. Переписка Боткина с Дружининым и Некрасовым о «гоголевском направлении». Боткин солидаризуется с Дружининым. Его попытка добиться замены в «Современнике» Чернышевского Ап. Григорьевым и ее неудача. Наметившиеся к началу «шестидесятых годов» разногласия Некрасова с Тургеневым и Боткиным - неизбежное следствие назревавшего конфликта революционных демократов с либералами (333).
От автора: Предлагаемый вниманию читателей второй том моей монографии о Некрасове, являясь непосредственным продолжением первого тома, представляет в то же время совершенно самостоятельную по теме и материалу работу. В первом томе более или менее подробно излагался начальный период биографии Некрасова и давалась характеристика первых этапов творческой эволюции Некрасова, начиная от его литературных дебютов в стихах («Мечты и звуки»), и прозе (повести и рассказы в «Пантеоне»), продолжая его сотрудничеством в «Литературной газете» (критические статьи, повести и рассказы) и работой для Александрийского театра (водевили), кончая незавершенным романом «Жизнь и похождения Тихона Тросникова». Во втором томе предметом изложения являются биография и особенно литературная деятельность Некрасова с середины 40-х по середину 50 гг...
.