Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Константин Васильевич Фролов 176k

-

(22.07.1932)

...родился 22 июля 1932 г. в г. Кирове Калужской области. В 1951 г. поступил в Брянский институт транспортного машиностроения. После окончания института (1956 г.) работал на Ленинградском металлическом заводе, где занимался испытаниями гидротурбин. В 1958 г. поступил в аспирантуру Института машиноведения АН СССР, где под руководством крупнейшего специалиста в области теории колебаний академика АН Украины Виктора Олимпановича Кононенко им была подготовлена и в 1962 г. защищена кандидатская диссертация на тему «Влияние свойств источника энергии на колебания автономных систем».
В октябре 1964 г. по инициативе К.В. Фролова в Институте машиноведения была создана лаборатория вибрационной техники. Результаты многочисленных исследований тех лет нашли свое отражение в его докторской диссертации «Колебания в машинах с переменными параметрами в приложении к динамке силового гидропривода», утвержденной в 1970 г.
Параллельно с работой над темой докторской диссертации К.В. Фролов начал развивать новой научное направление, связанное с совершенствованием пассивных и активных систем виброзащиты оборудования и человека, а также с изучением воздействия вибрации на организм человека-оператора. В середине 70-х годов на базе лаборатории вибротехники он создает отдел биомеханики, в котором, наряду с классическими задачами динамики механических систем, изучается поведение человека-оператора как живого звена единой биотехнологической системы, находящейся в вибрационном поле (система «человек-машина-среда»). Исследования в этой области, лежащие на стыке механики, биологии, физики, эргономики, принесли К.В. Фролову заслуженную мировую известность. Выполненные под его руководством исследования и разработанные методики позволили решить ряд актуальных проблем, связанных с деятельностью человека-оператора в условиях вибрации машин и оборудования, заложить новые принципы профилактики и лечения больных от длительной гиподинамии, основанные на использовании вибрационной стимуляции.
Начиная с 1972 года, по инициативе К.В. Фролова поводятся Всесоюзные симпозиумы по влиянию вибрации на человека и проблемы виброзащиты.
В октябре 1975 г., после смерти директора ИМАШ СССР академика А.А. Благонравова, К.В. Фролов был назначен директором Института машиноведения АН СССР. Вплоть до настоящего времени К.В. Фролов является бессменным руководителем Института. За этот период времени была существенно обновлена научная тематика института, были сформированы новые научные направления, такие как, например, виброакустики машин и оборудования, прочности объектов энергетического машиностроения, робототехники, биомеханики и другие, укрепился научный авторитет института и его научных школ, выросло международной сотрудничество и участие ученых института в международных научных организациях.
С начала 70-х годов по инициативе К.В. Фролова в институте было построено три многоэтажных корпуса, в которых были размещены новые установки и стенды для проведения самых различных экспериментальных исследований. Институт оснащен современными вычислительными системами и средствами телекоммуникаций.
По инициативе К.В. Фролова для развития связи фундаментальной науки с прикладными проблемами современного машиностроения во второй половине 80-х годов была создана сеть филиалов ИМАШ СССР в ряде промышленно развитых регионах страны. В дальнейшем, по мере становления, эти филиалы были преобразованы в самостоятельные институты РАН. В настоящее время эти институты, а также ряд других ведущих научных организаций страны объединены в Ассоциацию «Объединенный институт машиноведения» РАН, генеральным директором которой является К.В. Фролов.
Особое внимание К.В. Фролов уделяет проблеме снижения риска и обеспечения безопасности сложных технических систем, людей и окружающей среды при возникновении техногенных и природных катастроф. По его инициативе сформирована общегосударственная программа «Безопасность», направленная на разработку научных основ и средств обеспечения техногенной безопасности. С целью интеграция усилий и научно-технического потенциала других стран под его руководством создан Международный институт безопасности.
К.В. Фролов ведет активную преподавательскую работу: с 1961 г. по 1976 г. он преподает и заведует (с 1973 г.) кафедрой теоретической механики и теории машин и механизмов Московского технологического института легкой промышленности, с 1976 г. по настоящее время является заведующим кафедрой теории машин и механизмов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.
Огромная роль принадлежит К.В. Фролову в деле издания научной литературы. С 1977 г. он бессменный главный редактор журнала «Машиноведение» (с 1990 г. - «Проблемы машиностроения и надежность машин»), а также международного журнала «Проблемы машиностроения и автоматизации». Он является инициатором издания и главным редактором крупных многотомных энциклопедических справочников: справочник «Вибрация в технике» (1978-1981 гг.), энциклопедический справочник «Машиностроение». Он возглавляет редакционные Советы серии книг «Научно-технический прогресс в машиностроении», научной серии «Основы проектирования машин».
За большие заслуги в научной и научно-организационной работе Константин Васильевич Фролов в 1976 г. был избран членом-корреспондентом, а в 1984 г. - действительным членом Академии наук СССР. Избран действительным членом ВАСХНИЛ.
С 1985 г. по 1992 г. он возглавляет Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР, одновременно являясь вице-президентом АН СССР. С 1985 г. и по настоящее время К.В. Фролов - член Президиума РАН. В мае 2002 г. - избран заместителем академика секретаря Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.
Основные научные результаты, полученные К.В. и его школой, опубликованы в фундаментальных монографиях и многочисленных публикациях. В числе первых была издана монография «Прикладная теория виброзащитных систем» (1980). Значительный интерес представляет монография «Методы совершенствования машин и современные проблемы машиностроения» (1984).
.
. «константин васильевич фролов» на страницах библиотеки упоминается 3 раза: .
. .
. .
  • Фролов К.В... Теория механизмов и машин. [Djv- 5.7M] Учебник для втузов. Авторы: К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов, Д.М. Лукичев, Н.А. Скворцова, В.А. Никоноров, А.А. Савелова, Г.Н. Петров, Н.Е. Ремезова, В.М. Акопян.
    (Москва: Издательство «Высшая школа», 1987)
    Скан, обработка, формат Djv: Леонид Станкевич, 2007
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие.
      (4) Введение.
      (9) Глава 1. Проблемы теории механизмов и машин.
      (18) Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕХАНИЗМОВ, МАШИН И СИСТЕМ МАШИН.
      (18) Глава 2. Строение механизмов.
      (59) Глава 3. Кинематические характеристики механизмов.
      (139) Глава 4. Исследование движения машинного агрегата с жесткими звеньями.
      (180) Глава 5. Силовой расчет механизмов.
      (201) Глава 6. Уравновешивание механизмов.
      (225) Глава 7. Трение в механизмах и машинах.
      (243) Глава 8. Расчет износа элементов кинематических пар.
      (252) Глава 9. Исследование движения машинного агрегата с учетом упругости звеньев.
      (267) Глава 10. Виброактивность и виброзащита машин.
      (307) Раздел II. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СХЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕХАНИЗМОВ.
      (307) Глава 11. Синтез кинематических схем механизмов с низшими парами. Механизмы роботов-манипуляторов.
      (340) Глава 12. Методы синтеза механизмов с высшими парами.
      (358) Глава 13. Цилиндрические зубчатые передачи.
      (383) Глава 14. Пространственные зубчатые передачи.
      (402) Глава 15. Многозвенные зубчатые механизмы.
      (434) Глава 16. Механизмы с прерывистым движением выходного звена.
      (444) Глава 17. Кулачковые механизмы.
      (474) Глава 18. Управление движением системы механизмов.
Аннотация издательства: Учебник состоит из двух разделов, которым предшествует гл. 1, посвященная проблемам, стоящим перед данной наукой; в I разделе (гл. 2-10) изложены общие методы определения кинематических и динамических характеристик механизмов, машин и систем машин, расчет механизмов с учетом упругости звеньев, трения и изнашивания кинематических пар, виброактивность и виброзащита; во II разделе (гл. 11-18) - методы проектирования схем основных видов механизмов, управление движением системы механизмов. Изложение дано на основе графических и графоаналитических методов определения параметров механизмов, а также аналитических с использованием ЭВМ.
.