«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 700k

(Georg Wilhelm Friedrich Hegel)

(27.08.1770 - 14.11.1831)

Большая советская энциклопедия: Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, - 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788-93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793-1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816-18) и Берлина (с 1818).
Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Г. в форме компромисса с сословно-феодальным строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономической и политической отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив ее революционно-критический характер.
Г. начинал как последователь «критической философии» И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешел с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классического идеализма Г. выделяется обостренным вниманием к истории человеческой духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их исторический облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры, формации, в образе которой явственно проступают черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. В «Феноменологии духа» (1807) Г. развертывает основные принципы своей философской концепции. Духовная культура человечества была впервые представлена здесь в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращенно воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание», венчающее феноменологическую историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключительная глава «Феноменологии духа» - программа критического преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в «Науке логики» (1812). В этом смысле К. Маркс назвал «Феноменологию духа» - «... истинным истоком и тайной гегелевской философии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с.624).
Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Г. название абсолютной идеи, а «Наука логики» определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д. - и кончая конкретными, т.е. многообразно определенными понятиями - действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логических форм и законов, прорисовывающихся через совокупный исторический процесс. Объявляя мышление «субъектом», т.е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистического бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость.
Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т.о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего того «богатства образов», которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нем «внутренние состояния».
Центральное место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно - взаимопредполагающих друг друга противоположностей (полярных понятий). Противоречие было понято здесь как «мотор», как внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от «абстрактного к конкретному», ко все более полному, многообразно расчлененному внутри себя и поэтому - «истинному» результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т.е. в виде логически неразрешенного противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и конкретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает («снимается»).
С помощью созданного им диалектического метода Г. критически переосмысливает все сферы современной ему культуры (научной, нравственной, эстетической и т.д.). На этом пути он всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного «отрицания» каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определенность которого предполагает и определенный способ его разрешения. Остро критический анализ современного ему состояния науки и ее понятий переплетается у Г. с критическим воспроизведением и философским «оправданием» ряда догм и предрассудков современного ему сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской философской системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его «Энциклопедии философских наук» (1817). Философия духа развертывается далее в «Философии права» (1821) и в изданных после смерти Г. лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии. Так, в философии природы Г., критически анализируя механистические воззрения науки 18 в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (например, о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об «имманентной целесообразности», характерной для живого организма, и т.д.), но одновременно отказывает природе в диалектическом развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектических коллизий, которые вели к созреванию «настоящего», т.е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным изображением буржуазного правосознания, философию религии - апологией протестантизма и т.д.
Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и революционно-критического переосмысления действительности. Это переосмысление - с материалистических позиций - было осуществлено в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.
К. Маркс, подчеркивая, что его «... диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью», отмечал: «мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.23, с.21,22).
Развитое в «Философии права» учение Г. об «объективном духе» оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии (с критики именно этого сочинения Г. началась выработка К. Марксом материалистического взгляда на общество и историю - см. там же, т.1, с.219-368 и 414-29). «Объективный дух» охватывает у Г. сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, которая в своей объективной закономерности возвышается над отдельными людьми и проявляется через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развертывается в праве, морали и нравственности, причем под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Г. отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда и т.д. Большое место отводил Г. анализу труда, который считал основным фактором процесса становления человека.
Историю Г. рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», причем этот прогресс развертывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое превратное отражение в гегелевском учении о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
В эстетике наиболее важной для ее последующего развития оказалась содержательная трактовка Г. прекрасного как «чувственного явления идеи», причем акцент в понимании эстетического был сделан Г. на том, что идея берется здесь не в ее «чистой», логической форме, но в ее конкретном единстве с некоторым внешнем бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития («формах искусства»). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и ее внешним образом: в символической художественной форме внешний образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит восточное искусство), в классической - идея и ее образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (античное искусство), в романтической - над внешней формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства средневековое и новое европейское искусство).
В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-философский процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отдельную философскую систему - как определенную ступень в этом процессе.
Буржуазная философия послегегелевской поры не смогла усвоить действительные завоевания Г. в области логики. Гегельянство развивалось скорее по линии культивирования формальных и мистических тенденций гегелевской философии (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат диалектики Г. оказал сильное влияние на экзистенциализм (Ж. Ипполит, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер).
Критически переработанная с материалистических позиций философия Г. является одним из теоретических источников марксистско-ленинской философии - диалектического материализма. В этом плане сочинения Г. до сих пор остаются лучшей школой диалектической мысли, на что не раз указывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
.
георг вильгельм фридрих гегель на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Философское наследие»
* Гегель Георг Вильгельм Фридрих
  • Гегель Г.В. Ф. Политические произведения. [Djv- 3.3M] .
    (Москва: Издательство «Наука», 1978. - Серия «Памятники философской мысли»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Политическая философия Гегеля: становление и развитие (6).
      О внутренних отношениях в Вюртемберге нового времени, прежде всего о недостатках конституции, касающихся управления магистратов 1798 (49).
      Из «Конфиденциальных писем о прежнем государственно-правовом отношении земли Ваадта (ВО) к городу Берну» (54).
      Конституция Германии (65).
      О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве (185).
      Система нравственности (276).
      Вступительная речь к курсу лекций. Берлин, 22 октября 1818 г. (368).
      Английский билль о реформе 1831 г. (373).
      Примечания и комментарии (414).
      Предметный указатель (427).
      Указатель имен (436).
Аннотация издательства: Книга содержит первую публикацию на русском языке важных произведений великого философа-диалектика Гегеля, посвященных политическим и правовым вопросам («Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права», «Система нравственности», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.). Эти работы характеризуют основные этапы создания Гегелем теории государства и права. Книга включает также вступительную статью, комментарии и указатели к гегелевским работам.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 01. Энциклопедия философских наук. Часть 1. Логика. [Djv- 7.1M] Под редакцией А. Деборина и Д. Рязанова. Перевод Б. Столпнера под редакцией А. Деборина и Н. Карева. Вступительная статья А. Деборина.
    (Москва - Ленинград: Госиздат, 1929. - Институт К. Маркса и Ф. Энгельса)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      А. Деборин. Гегель и диалектический материализм (вступительная статья) (V).
      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
      Предисловие к первому изданию (1).
      Предисловие к третьему изданию (3).
      Речь Гегеля, произнесенная им при открытии чтений в Берлине 22/Х 1818 г. (12).
      Введение §1-8 (17).
      Часть первая. Наука логики
      Предварительное понятие §19-83 (39).
      Первый отдел. Учение о бытии §84-111 (144).
      Второй отдел. Учение о сущности §112-159 (191).
      Третий отдел. Учение о понятии §160-244 (264).
      Приложение: Предисловие Гегеля ко второму изданию (345).
      Предметный указатель и перевод важнейших терминов (361).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 02. Философия природы. [Djv- 9.5M] Под редакцией и с вступительной статьей А.А. Максимова.
    (Москва - Ленинград: Соцэкгиз, 1934. - Институт философии Коммунистической академии при ЦИК СССР)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие редактора (V-VI).
      А.А. Максимов: «Классическая немецкая натурфилософия и философия природы Гегеля» (VII-LXLI).
      ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
      Введение (3-37).
      Первый отдел. Механика (41).
      Второй отдел. Физика (113).
      Третий отдел. Органическая физика (344).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Предисловие Карла Людвига Михелета (553-562).
      Примечания к «Философии природы» Г.В. Гегеля (563-641).
      Библиография (642-653).
      Указатель имен (654-670).
      Предметный указатель (671-679).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 03. Энциклопедия философских наук. Часть 3. Философия духа. [Djv- 4.1M] Перевод Б.А. Фохта.
    (Москва: Госполитиздат, 1956. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      Введение (27).
      Первый отдел философии духа. Субъективный дух (52).
      A. Антропология (56).
      B. Феноменология духа (201).
      С. Психология (229).
      Второй отдел философии духа. Объективный дух (293).
      A. Право (296).
      B. Моральность (301).
      C. Нравственность (305).
      Третий отдел философии духа. Абсолютный дух (343).
      A. Искусство (344).
      B. Религия откровения (349).
      C. Философия (353).
      Предисловие издателя (367).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 04. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. [Djv-15.5M] Перевод Г. Шпета.
    (Москва: Соцэкгиз, 1959. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      «Феноменология духа» и ее место в истории философской мысли (V).
      От переводчика (L).
      Предисловие (1).
      О научном познании. Стихия истинного есть понятие и его истинная форма - научная система; - Теперешняя точка зрения духа; - Принцип не есть завершение, против формализма; - Абсолютное есть субъект; - и что такое субъект; - Стихия знания; - Возведение в нее есть феноменология духа; - Превращение представляемого и известного в мысль; - и превращение мысли в понятие; - Насколько феноменология духа негативна или содержит ложное; - Историческая и математическая истина; - Природа философской истины и ее метод; - против схематизирующего формализма; - Что требуется при изучении философии; - Дискурсивное мышление в своем негативном отношении; - в своем положительном отношении; его субъект; - Естественное философствование как здравый человеческий смысл и как гениальность; - Заключение, отношение писателя к публике.
      I. НАУКА ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НАУКА ОБ ОПЫТЕ СОЗНАНИЯ Введение (41).
      (А) Сознание
      I. Чувственная достоверность или «это» и мнение (51).
      II. Восприятие или вещь и иллюзия 60-
      III. Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир (71).
      (В) Самосознание
      IV. Истина достоверности себя самого (93).
      V. Достоверность и истина разума (124).
      VI. Дух (233).
      VII. Религия (362).
      VIII. Абсолютное знание (422).
      Примечания (435).
      Список терминов (437).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 05. Наука логики. [Djv-27.0M] Перевод Б.Г. Столпнера. Под редакцией М.Б. Митина.
    (Москва: Соцэкгиз, 1937. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к «Науке логики» Гегеля (V).
      Ленин, К вопросу о диалектике (XIII).
      Ленин, План диалектики (логики) Гегеля (XVIII).
      Ленин, Конспект книги Гегеля «Наука логики» (XXII).
      Гегель «НАУКА ЛОГИКИ»
      Предисловие к первому изданию (1).
      Предисловие ко второму изданию (6).
      Введение (19).
      Первая книга. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (47).
      С чего следует начинать науку (49).
      Общее подразделение бытия (64).
      Первый отдел. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО) (66).
      Первая глава. Бытие (66).
      Вторая глава. Наличное бытие (100).
      Третья глава. Для-себя-бытие (161).
      Второй отдел. ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО) (197).
      Первая глава. Количество (199).
      Вторая глава. Определенное количество (219).
      Третья глава. Количественное отношение (363).
      Третий отдел. МЕРА (380).
      Первая глава. Специфическое количество (387).
      Вторая глава. Реальная мера (406).
      Третья глава. Становление сущности (439).
      Вторая книга. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ (453).
      Первый отдел. СУЩНОСТЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ В СЕБЕ САМОЙ (459).
      Первая глава. Видимость (459).
      Вторая глава. Определенные сущности или определения рефлексии (478).
      Третья глава. Основание (525).
      Второй отдел. ЯВЛЕНИЕ (571).
      Первая глава. Существование (572).
      Вторая глава. Явление (595).
      Третья глава. Существенное отношение (612).
      Третий отдел. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (636).
      Первая глава. Абсолютное (637).
      Вторая глава. Действительность (651).
      Третья глава. Абсолютное отношение (669).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Предисловие издателя (Леопольда фон Геннинга) (695).
      Примечания (697).
Аннотация: «Наука логики» - важнейшее сочинение Гегеля, где рельефно выступает его диалектический метод. Классики марксизма-ленинизма высоко ценят этот труд Гегеля.
Ленин писал, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля». Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий. Диалектика Гегеля идеалистична, поэтому Ленин писал: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа».
«Наука логики» Гегеля дается в новом переводе.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 06. Наука логики. Том 2. Субъективная логика пли Учение о понятии. [Djv- 8.7M] Перевод Б.Г. Столпнера, просмотренный В. Брушлинским. Под редакцией М.Б. Митина.
    (Москва: Соцэкгиз, 1939. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Ленин. Конспект третьей книги «Наука логики» Гегеля (V-LXXII).
      Гегель. «Наука логики». Том II. СУБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА ИЛИ УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
      Предисловие (3).
      О понятии вообще (5).
      Подразделение (27).
      Первый отдел. Субъективность (30).
      Второй отдел. Объективность (156).
      Третий отдел. Идея (214).
      Примечания к «Учению о понятии» (320).
      Перевод важнейших терминов «Науки логики» Гегеля (337).
      Предметный указатель (340).
      Указатель имен (379).
      Библиография (381).
      Перечень наиболее существенных исправлений в V томе сочинений Гегеля (384).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 07. Философия права. [Djv-13.7M] Перевод Б. Столпнера.
    (Москва - Ленинград: Соцэкгиз, 1934. - Институт философии Коммунистической академии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От Института философии Комакадемии (V-XV).
      Предисловие (5-21).
      Введение. Понятие философии права, воли, свободы и права §1-32 (23-57).
      Деление §33 (57-60).
      Часть первая. Абстрактное право §34-104
      Отдел первый. Собственность §41-71 (69-96).
      Отдел второй. Договор §72-81. (98-106).
      Отдел третий. Неправда §82-104 (107-123).
      Часть вторая. Мораль §105-141
      Отдел первый. Умысел и вина §115-118 (136-138).
      Отдел второй. Намерение и благо §119-128 (139-147).
      Отдел третий Добро и совеешь §129-141 (149-175).
      Часть третья. Нравственность §142-360
      Отдел первый. Семья §158-181 (191-210).
      Отдел второй. Гражданское общество §182-256 (189-262).
      Отдзл третий. Государство §257-360 (263-362).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 08. Философия истории. [Djv-14.6M] Перевод А.М. Водена.
    (Москва - Ленинград: Соцэкгиз, 1935. - Коммунистическая академия при ЦИК СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (V).
      ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
      Введение (3).
      Часть первая. ВОСТОЧНЫЙ МИР
      Отдел первый. Китай (111).
      Отдел второй. Индия (132).
      Отдел третий. Персия (163).
      Глава первая. Зендский народ (166).
      Глава вторая. Ассирийцы, Вавилоняне, Мидяне и Персы (171).
      Глава третья. Персидское государство и его составные части (176).
      Часть вторая. ГРЕЧЕСКИЙ МИР
      Отдел первый. Элементы греческого духа (213).
      Отдел второй. Формы проявления прекрасной индивидуальности (227).
      Глава первая. Субъективное художественное произведение -
      Глава вторая. Объективное художественное произведение (229).
      Глава третья. Политическое художественное произведение (235).
      Отдел третий. Упадок греческого духа (258).
      Часть третья. РИМСКИЙ МИР
      Отдел первый. Рим до Второй пунической войны (267).
      Глава первая. Элементы римского духа (267).
      Глава вторая. История Рима до Второй пунической войны (279).
      Отдел второй. Рим от Второй пунической войны до империи (289).
      Отдел третий.
      Глава первая. Рим в императорский период (297).
      Глава вторая. Христианство (301).
      Глава третья. Византийская империя (316).
      Часть четвертая. ГЕРМАНСКИЙ МИР
      Отдел первый. Элементы христианско-германского мира (328).
      Глава первая. Переселение народов (328).
      Глава вторая. Магометанство (335).
      Глава третья. Государство Карла Великого (339).
      Отдел второй. Средние века (345).
      Глава первая. Феодализм и иерархия (345).
      Глава вторая. Крестовые походы (366).
      Глава третья. Переход от феодальной системы к монархии (373).
      Отдел третий. Повое время (385).
      Глава первая. Реформация (385).
      Глава вторая. Влияние реформации и формирование государств (397).
      Глава третья. Просвещение и революция (406).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Предисловие к первому немецкому изданию Эдуарда Ганса (425).
      Предисловие ко второму немецкому изданию Карла Гегеля (434).
      Именной указатель (437).
      Предметный указатель (451).
Аннотация: «Философия истории» Гегеля представляет собой курс лекций. В чрезвычайно яркой форме выражено здесь отмеченное Марксом и Энгельсом у Гегеля противоречие между диалектическим методом и его реакционной идеалистической системой. «Важнее всего введение, где много прекрасного в постановке вопроса», - отмечает Ленин. Реакционную сторону учения Гегеля, его идеализм, мистику» оправдание прусского полуфеодального государства начала XIX столетия пытаются использовать и оживить идеологи фашизма, сознательно искажая и отвергая рациональное в его философии - диалектику и историческое понимание действительности. А именно этим рациональным содержанием Гегель и создал себе живое имя и великое место в истории науки и философии.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 09. Лекции по истории философии. Книга 1. [Djv-11.5M] .
    (Москва: Партиздат, 1932. - Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б))
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (V).
      В.И. ЛЕНИН. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ГЕГЕЛЯ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
      ГЕГЕЛЬ. Лекции по истории философии (IX).
      * Введение (IX).
      Том I. История философии Гегеля (XI).
      Философия ионийцев (XI).
      * Пифагорейская философия (XI).
      * Элеатская школа (XIII).
      * Философия Гераклита (XX).
      * Философия Лейкиппа (XXIV).
      * Философия Демокрита (XXV).
      * Философия Анаксагора (XXVI).
      ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Книга первая
      Вступительная речь, произнесенная в Гейдельберге 28 октября 1816 г. (3).
      Предварительные замечания об истории философии (6).
      Введение в историю философии (9).
      A. Понятие истории философии (15).
      B. Отношение философии к другим областям (51).
      С. Деление на периоды, источники, способ рассмотрения истории философии (94).
      Восточная философия (108).
      A. Китайская философия (110).
      B. Индусская философия (115).
      ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Часть первая
      Введение в греческую философию (135).
      Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля (149).
      Глава I. Первый отдел первого периода: от Фалеса до Анаксагора (150).
      A. Философия ионийцев (154).
      B. Пифагор и пифагорейцы (173).
      C. Элеатская школа (211).
      D. Гераклит (245).
      E. Эмпедокл, Левкипп и Демокрит (262).
      F. Анаксагор (280).
      Именной указатель (307).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 10. Лекции по истории философии. Книга 2. [Djv- 9.0M] .
    (Москва: Партиздат, 1932. - Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б))
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В.И. ЛЕНИН. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ГЕГЕЛЯ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
      XIV том. 2-ой том истории философии (VII).
      Философия софистов (VII).
      Философия Сократа (X).
      Сократики (XII).
      Философия Платона (XIV).
      Философия Аристотеля (XVII).
      Философия стоиков (XXIV).
      Философия Эпикура (XXV).
      Философия скептиков (XXX).
      ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Книга вторая.
      ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Часть первая (продолжение)
      Глава II. Второй отдел первого периода: от софистов до сократиков (3).
      A. Софисты (4).
      B. Сократ (33).
      C. Сократики (88).
      Глава III. Третий отдел первого периода: Платон и Аристотель (123).
      A. Платон (123).
      B. Аристотель (224).
      Раздел второй. Второй период: догматизм и скептицизм (323).
      A. Стоическая философия (327).
      B. Эпикур (361).
      C. Новая академия (390).
      D. Скептицизм (406).
      Именной указатель (449).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 11. Лекции по истории философии. Книга 3. [Djv-13.8M] Перевод В. Столпнера. Со вступительной статьей М.Б. Митина «История философии» Гегеля.
    (Москва - Ленинград: Соцэкгиз, 1935. - Институт философии коммунистической академий при ЦИК СССР)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      М.Б. Митин. «История философии» Гегеля (V).
      Часть первая (Окончание)
      Глава III. Третий период: Неоплатоники (11).
      A. Филон (22).
      B. Каббала и гностицизм (27).
      C. Александрийская философия (31).
      Часть вторая. Средневековая философия
      Предварительные замечания (79).
      Глава I. Арабская философия (99).
      A. Философия Медаберим (102).
      B. Комментаторы Аристотеля (105).
      C. Еврейские философы (106).
      Глава II. Схоластическая философия (107).
      A. Отношение схоластической философии к христианству (114).
      B. Общие исторические точки зрения (126).
      С. Общая точка зрения схоластиков (154).
      Глава III. Возрождение наук (165).
      A. Изучение древних авторов (166).
      B. Своеобразные философские устремления (170).
      C. Реформация (195).
      Часть третья. Новая философия
      Предварительные замечания (205).
      Глава I. Возвещение новой философии (215).
      A. Франциск Бэкон (215).
      B. Яков Беме (229).
      Глава II. Период мыслительного рассудка (252).
      Раздел первый. Рассудочная метафизика (254).
      А. Первый отдел (254).
      B. Второй отдел (315).
      C. Третий отдел (339).
      Глава III. Переходный период (368).
      A. Идеализм и скептицизм (369).
      B. Шотландская школа (378).
      C. Французская философия (381).
      Глава IV. Новейшая немецкая философия (404).
      А. Якоби (405).
      В. Кант (416).
      С. Фихте (460).
      D. Шеллинг (485).
      E. Результат (512).
      Указатель имен (521).
.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 12. Лекции по эстетике. Книга 1. [Djv-28.5M] Перевод Б.Г. Столпнера.
    (Москва: Соцэкгиз, 1938. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (V).
      Введение (1).
      Деление (74).
      Первая часть. ИДЕЯ ПРЕКРАСНОГО В ИСКУССТВЕ, ИЛИ ИДЕАЛ (95).
      Первая глава. Понятие прекрасного вообще (109).
      Вторая глава. Прекрасное в природе (119).
      Третья глава. Прекрасное в искусстве, или идеал (156).
      Вторая часть. РАЗВИТИЕ ИДЕАЛА В ОСОБЕННЫЕ ФОРМЫ ПРЕКРАСНОГО В ИСКУССТВЕ (308).
      Первый отдел. Символическая форма искусства (312).
      Введение (312).
      Первая глава. (333).
      Вторая глава. Символика возвышенного (370).
      Третья глава. Сознательная символика сравнивающей формы искусства (385).
      Предметный указатель (437).
      Указатель имен (455).
      Указатель литературных и мифологических персонажей (463).
Аннотация: Курс «Лекций по эстетике», читанных Гегелем в 1817 и 1819 гг. в Гейдельбергс и в 1820-1821 гг. в Берлине. Первый том «Лекций но эстетика» опубликовывается в том виде, какой им был придан первым издателем - Гото.
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 13. Лекции по эстетике. Книга 2. [Djv-10.6M] Перевод Б.Г. Столпнера.
    (Москва: Соцэкгиз, 1940. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Второй отдел. Классическая форма искусства (5).
      Третий отдел. Романтическая форма искусства (87).
      ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА ОТДЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (172).
      Первый отдел. Архитектура (189).
      Второй отдел. Скульптура (251).
      Предметный указатель (329).
      Указатель имен (340).
      Указатель имен литературных и мифологических персонажей (352).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 14. Лекции по эстетике. Книга 3. [Djv- 4.4M] Перевод П.С. Попова.
    (Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. СИСТЕМА ИСКУССТВ, ВЗЯТЫХ В ОТДЕЛЬНОСТИ (продолжение)
      Третий отдел. Романтические искусства (9).
      Предметный указатель (399).
      Указатель имен (427).
      Указатель литературных и мифологических персонажей (433).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа. [Djv- 6.3M] Ответственный редактор, переводчик примечаний и автор послесловия М.Ф. Быкова. Перевод с немецкого Г.Г. Шпета.
    (Москва: Издательство «Наука», 2000. - Российская Академия наук. Институт философии. Серия «Памятники философской мысли»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От переводчика (5).
      Предисловие (8).
      НАУКА ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА
      Часть первая. Наука об опыте сознания
      Введение (45).
      I. Чувственная достоверность или «это» и мнение (54).
      II. Восприятие или вещь и иллюзия (62).
      III. Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир (72).
      IV. Истина достоверности себя самого (92).
      V. Достоверность и истина разума (121).
      VI. Дух (223).
      VII. Религия (344).
      VIII. Абсолютное знание (399).
      Примечания (411).
      М.Ф. Быкова. «Феноменология духа» как набросок новой концепции субъективности (453).
      Указатель имен (486).
      Предметный указатель (488).
Аннотация издательства: Книга - переиздание ставшего библиографической редкостью текста «Феноменологии духа» Гегеля в переводе Г.Г. Шпета, где впервые на русском языке даны подробные примечания. В их основу положены примечания к этому историко-критическому изданию, осуществленному в издательстве Ф. Майнера в Гамбурге, дополненные и расширенные с учетом новейших материалов по философии Гегеля. Имеется заключительная статья, в которой предпринимается попытка новой интерпретации «Феноменологии духа», именной и предметный указатели.
Для философов, историков философии, студентов гуманитарных факультетов и всех интересующихся наследием Гегеля.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В четырех томах. Том 1. [Djv- 8.9M] Под редакцией и с предисловием Мих. Лифшица.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1968)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (I).
      ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ
      Введение (7).
      I. Установление границ и защита эстетики (8).
      II Способы научного изучения красоты и художественного творчества (20).
      III. Понятие прекрасного в искусстве (29).
      IV. Деление (75).
      Часть первая. Идея прекрасного в искусстве, или Идеал (97).
      Введение (99).
      Первая глава. Понятие прекрасного вообще (114).
      Вторая глава. Прекрасное в природе (125).
      Третья глава. Прекрасное в искусстве, или идеал (162).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В четырех томах. Том 2. [Djv- 7.9M] Под редакцией Мих. Лифшица.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1969)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (7).
      ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
      Введение. О символе вообще (13).
      Первая глава. Бессознательная символика (34).
      Вторая глава. Символика возвышенного (72).
      Третья глава. Сознательная символика сравнивающей формы искусства (88).
      ВТОРОЙ ОТДЕЛ. КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
      Введение. О классическом вообще (139).
      Первая глава. Процесс образования классической формы искусства (155).
      Вторая глава. Идеал классической формы искусства (187).
      Третья глава. Разложение классической формы искусства (213).
      ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. РОМАНТИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
      Введение. О романтическом вообще (231).
      Первая глава. Религиозный круг романтического искусства (244).
      Вторая глава. Рыцарство (265).
      Третья глава. Формальная самостоятельность индивидуальных особенностей (285).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В четырех томах. Том 3. [Djv-15.5M] Под редакцией Мих. Лифшица.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1971)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (7).
      ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. АРХИТЕКТУРА
      Первая глава. Самостоятельная, символическая архитектура (30).
      Вторая глава. Классическая архитектура (54).
      Третья глава. Романтическая архитектура (76).
      ВТОРОЙ ОТДЕЛ. СКУЛЬПТУРА
      Первая глава. Принцип собственно скульптуры (104).
      Вторая глава. Идеал скульптуры (115).
      Третья глава. Различные виды изображения и материала и исторические ступени развития скульптуры (158).
      ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. РОМАНТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
      Первая глава. Живопись (190).
      Вторая глава. Музыка (276).
      Третья глава. Поэзия (342).
.
.
  • Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В четырех томах. Том 4. [Djv-17.0M] Под редакцией Мих. Лифшица.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1973)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Дмитрий Звягинцев, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      ФРАГМЕНТЫ ИЗ ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СТАТЬИ, ПИСЬМА
      Отдел первый. ИЗ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 1788-1801
      О некоторых характерных отличиях древних поэтов (9).
      О некоторых преимуществах, извлекаемых нами из чтения древних греческих и римских писателей (12).
      Отрывки из рукописей. 1792-1795
      Народная религия и христианство (15).
      Позитивность христианской религии (18).
      Из рукописей бернского периода (29).
      Из дневника путешествия через Верхние Бернские Альпы (33).
      Из рукописи «Дух христианства и его судьба» (34).
      Исторические заметки (47).
      Отдел второй. ИЕНСКИЙ ПЕРИОД. 1801-1807
      Из книги «Различие философских систем Фихт? и Шеллинга» (51).
      Из статей для «Критического журнала философии»
      О сущности философской критики (56).
      Вера и знание (57).
      О научных способах рассмотрения естественного права (67).
      Из рукописей
      Система нравственности (72).
      Фрагмент к философии духа (73).
      Иенская реальная философия (75).
      Из иенских лекций (78).
      Отдел третий. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА. 1806
      Из раздела шестого. Дух (83).
      Из раздела седьмого. Религия (110).
      Отдел четвертый. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕГЕЛЯ В НЮРНБЕРГСКОЙ ГИМНАЗИИ И ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. 1808-1817
      Из «Философской пропедевтики» (153).
      Из речей, произнесенных в гимназии г. Нюрнберга
      29 сентября 1809 (163).
      30 августа 1815 (164).
      Из «Энциклопедии философских паук в кратком очерке» (165).
      Отдел пятый. ГЕГЕЛЬ В БЕРЛИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. 1818-1831
      Из книги «Основы философии права» (173).
      Из лекций по истории философии (175).
      Из лекций по философии религии (214).
      Из лекций по философии всемирной истории (284).
      Отдел шестой. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК. 1827, 1830
      Из «Логики» (385).
      Из «Философии природы» (395).
      Из «Философии духа» (399).
      Отдел седьмой. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
      По поводу «Обращенных» (Антикритика) (444).
      О «Посмертных сочинениях и переписке Зольгера» (452).
      О переписке Лессинга с его женой (501).
      О Валлепштейне (504).
      Отдел восьмой. ПИСЬМА
      Нанетте Эндель. 1797 (509).
      Фридриху Шеллингу (510).
      Марии Гегель. 1821-1824 (511).
      Карлу Фридриху Цельтеру (536).
      Иоганну Сульпицу Буассере. 1827 (537).
      Марии Гегель. 1827 (538).
      Примечания (547).
      УКАЗАТЕЛИ
      Предметный указатель (571).
      Указатель имен (648).
      Указатель литературных и мифологических персонажей (659).
      Указатель произведений искусства, литературы и научных сочинений (668).
.
.