«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гоголь Николай Васильевич

Николай Васильевич Гоголь 2.0M

-

(01.04.1809 - 04.03.1852)

Большая советская энциклопедия: Гоголь Николай Васильевич [20.3(1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., - 21.2(4.3).1852, Москва], русский писатель. Родился в семье небогатых помещиков В.А. и М.И. Гоголь-Яновских. Отец Г. написал несколько комедий на украинском языке. Образование Г. получил в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828), где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актерский талант. Характерным для общественных настроений Г. в этот период было его поведение в «деле о вольнодумстве», когда он выступил на стороне профессора Н.Г. Белоусова, подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Г. мечтал о высоком гражданском поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.
В 1829 Г. опубликовал под псевдонимом В. Алов идиллию «Ганц Кюхельгартен», которая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Г. как писателя. Литературную известность Г. принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32). В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В.Г. Белинский назвал Г. «...главою литературы, главою поэтов» (Полн. собр. соч., т.1, 1953, с.306). Вершиной творчества Г. - драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Это и неудовлетворенность петербургской постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Г. уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А.А. Ивановым. В Италии Г. работал над главным своим созданием - романом-поэмой «Мертвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трех томов. Г. издал только 1-й том (1842), который вызвал еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор». В массе различных толкований поэмы наиболее верной оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как «...противоречие общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом...» (Полн. собр. соч., т.6, 1955, с.431). Вскоре вышли «Сочинения» Г. в 4 томах, где появилась повесть «Шинель»; вместе с «Мертвыми душами» она стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе.
Последующее творчество Г. протекает все более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мертвых душ» реалистичное воплощение, Г. выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало Г. В ночь на 12(24) февраля 1852, находясь в болезненном состоянии, он сжег рукопись 2-го тома романа.
Значение Г. для русского общества Н.Г. Чернышевский выразил словами: «Он пробудил в нас сознание о нас самих...» (Полн. собр. соч., т.3, 1947, с.20). Объектом художественного изображения Г. избрал те стороны жизни, которые до него считались уделом «низких» жанров в искусстве. Основой действия в своих произведениях Г. сделал «выгодную женитьбу», «стремление достать выгодное место» и т.п. мотивы, воссоздавшие живую картину нравов николаевской эпохи. Одновременно Г., продолжая дело, начатое Пушкиным, обогатил литературный язык, максимально приблизив его к разговорному.
В окружающей жизни Г. остро волновали ее бездуховность, господство узкоэгоистических и меркантильных интересов. Он высмеивал внутреннюю пустоту провинциальных «существователей» («Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Коляска»). Драматические произведения Г. («Женитьба», «Ревизор», так называемые «драматические отрывки») показывают, что за «приличной» оболочкой служебных, семейных и бытовых отношений кроются полная внутренняя разобщенность людей и глубокие социальные антагонизмы. В петербургских повестях («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель») тема иерархической раздробленности общества и страшного одиночества человека приобретает трагическое звучание. Этому укладу жизни Г. противопоставил идеалы «воли», человеческого братства, высоких духовных ценностей. Как гармоничное общество, где человек свободен от условностей буржуазной цивилизации, где интересы личности слиты с интересами коллектива, показана у Г. Запорожская Сечь («Тарас Бульба»). В «Старосветских помещиках» самозабвенная преданность друг другу, доброта двух старичков противопоставлены ненатуральной жизни петербургского общества. Художник, весь отдавшийся искусству, противостоит тому, кто погубил свой талант ради денег и дешевого успеха («Портрет»).
Идеалы Г. несовместимы с нормами морали феодально-буржуазного общества. Вместе с тем коренной чертой эстетики Г. было стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь. Служение гражданским идеалам, не осуществившееся на государственном поприще, Г. делает целью своего художественного творчества. Концепцию искусства как общественно-преобразующей силы он с наибольшей полнотой выразил в «Театральном разъезде», «Портрете», 7-й главе «Мертвых душ». «...Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...», - писал Г. (Полн. собр. соч., т.8, 1952, с.298). С этих позиций создавались «Ревизор» и «Мертвые души». Отказываясь признать морально-психологический облик своих отрицательных героев подлинно человеческим достоянием, Г., говоря словами Герцена, «срывает с них человеческую личину» (Собр. соч., т.13, 1958, с.175). Уподобление персонажей животным или неодушевленным предметам - основной прием гоголевского гротеска. Его реализм определяется типичностью черт общественной психологии, положенных в основу образа. Г. запечатлел нравственный облик современного общества в образах такой колоссальной психологической емкости, что они приобрели нарицательное значение, пережив породившую их эпоху. Показав паразитический и антинародный характер николаевской бюрократии и поместного дворянства, произведения Г. возвестили историческую исчерпанность феодальных отношений в России.
Другая сторона творческой программы Г. состояла в том, чтобы указать обществу «пути к прекрасному». Эта проблема явилась центральной при создании 2-го тома «Мертвых душ». Неразрешимость ее для Г. была обусловлена тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путем морального возрождения каждой отдельной личности, его составляющей. Сами же государственные институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Г., неприкосновенными. Непонимание экономической и политической обусловленности общественных отношений, сочувствие романтической концепции истории, согласно которой русская нация считалась свободной от внутрисословной вражды, привели Г. в начало 1840-х гг. к отвлеченному выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип человеческого братства. Он ищет в русском человеке те высокие душевные качества, которые послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие свойства национального характера Г. находит в народной среде, у представителей трудового крестьянства; они олицетворяют живой дух нации в царстве мертвых душ, нарисованных писателем. Однако, представляя нацию в духе исторических воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г. считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравственные черты и в среде господствующих классов. В этой ошибочной теории - основа творческой трагедии Г. Считая неотъемлемой особенностью нации ее религию, Г. трактовал свой общественный идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание моральных основ существующего общества (многие главы «Выбранных мест» были запрещены цензурой) совмещается у Г. с признанием монархии, церкви и крепостного права; утверждение важнейшей общественной роли крестьянства («Блаженство всей земли сеют. Пропитанье миллионов сеют» - Полн. собр. соч., т.7, 1951, с.72) - с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика «Выбранных мест из переписки с друзьями» содержится в знаменитом письме Белинского к Г. (1847). Н.Г. Чернышевский охарактеризовал Г. как «...мученика скорбной мысли и благих стремлений» (Полн. собр. соч., т.3, 1947, с.776).
Внутренняя сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссионность его оценок в критике. Различные школы в русском и зарубежном литературоведении давали многочисленные толкования его противоречивых сторон. Позиция современной науки в этой дискуссии определяется тем осмыслением наследия Г., начало которому положено в трудах русских революционных демократов. Так, вслед за Чернышевским, введшим понятие «гоголевского периода» русской литературы, советская наука раскрывает могучее влияние творчества Г. на все последующее развитие русского критического реализма. Многочисленные работы о Г., переиздания его сочинений, воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи как в СССР, так и за рубежом подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого русского писателя во всем мире.
Г. был погребен на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 прах перенесен на Новодевичье кладбище.
.
Сочинения:
* Гоголь Н.В. Арабески. (2009)
* Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. (1982) Сборник
* Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий: Повести. (1994) Сборник
* Гоголь Н.В. Мертвые души. (1968) Поэма
* Гоголь Н.В. Мертвые души. (1988) Поэма
* Гоголь Н.В. Миргород. (1969) Сборник
* Гоголь Н.В. Миргород. (1989) Сборник
* Гоголь Н.В. Миргород. (2013) Сборник
* Гоголь Н.В. Петербургские повести. (1984)
* Гоголь Н.В. Петербургские повести. (1995)
* Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 01. (2003)
* Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 03. (2009)
* Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 04. (2003)
* Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 07. Книга 1. (2012)
* Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 07. Книга 2. (2012)
* Гоголь Н.В. Пьесы. (1983) Сборник
* Гоголь Н.В. Ревизор. (1980)
* Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. (1984)
* Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. (1984)
* Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 7. (1984)
* Гоголь Н.В. Сочинения в двух томах. Том 1. (1969)
* Гоголь Н.В. Тарас Бульба. (1963)
Литература:
* Манн Ю.В. Гоголь - критик и публицист. (1984)
* Гуминский В.М. Повести, служащие продолжением... (1989)
  • Гоголь Н.В. Арабески. [Djv- 9.1M] Издание подготовил В.Д. Денисов. Ответственный редактор А.А. Карпов.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2009. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Арабески (5).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ
      Две главы из малороссийской повести «Страшный кабан» (217).
      ‹1› Учитель (217).
      ‹II› Успех посольства (222).
      ‹Мне нужно видеть полковника› (227).
      Страшная рука (230).
      ‹Фонарь умирал› (230).
      ‹Дождь был продолжительный› (232).
      ‹Рудокопов› (233).
      СТАТЬИ. ЗАМЕТКИ. НАБРОСКИ
      Женщина (234).
      «Борис Годунов», поэма Пушкина (237).
      О поэзии Козлова (241).
      ‹Отрывок детской книги по географии› (243).
      ‹На бесчисленных тысячах могил› (245).
      1834 (245).
      Об издании Истории малороссийских казаков (246).
      ‹Размышления Мазепы› (247).
      Оглавление ‹V тома Собрания сочинений 1851 г.› (248).
      ВАРИАНТЫ (250).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      В.Д. Денисов. Гоголевские «Арабески» (271).
      Примечания (составитель В.Д. Денисов) (361).
      Источники текста (502).
      Список сокращений (503).
      Список иллюстраций (507).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      H. В. Гоголь. Портрет работы А. Венецианова. Автолитография. 1834. (Фронтиспис).
      Титульный лист первого издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 1831.
      В книжной лавке А.Ф. Смирдина. Литография С. Галактионова по рисунку А. Сапожникова. 1834.
      Обед литераторов у Смирдина. Гравюра С. Галактионова по рисунку А. Брюллова. 1833.
      В.А. Жуковский. Фрагмент портрета работы К. Брюллова. 1836.
      П.А. Плетнев. Портрет работы A. Тыранова. 1836.
      M. Н. Загоскин. Гравюра на стали неизвестного художника в сб. «Сто русских литераторов» (СПб., 1841. Том II).
      A. А. Дельвиг. Гравюра по рисунку В. Лангера. 1829.
      Казанский собор. Литография неизвестного художника. 1825.
      Собор св. Петра в Ватикане. Гравюра П. Руга. 1824.
      Граф С.С. Уваров. Автолитография В. Голике. 1833.
      Н.И. Греч. Рисунок М. Ступина. Конец 1830-х гг.
      Ф.В. Булгарин. Гравюра на стали неизвестного художника в сб. «Сто русских литераторов» (СПб., 1841. Том II).
      О.И. Сенковский. Гравюра на стали неизвестного художника в сб. «Сто русских литераторов» (СПб., 1839. Том I).
      Дом Зверкова. Фото 1970-х гг.
      Здание Патриотического института. Современная фотография.
      Двор дома Зверкова. Автолитография Э.Б. Бернштейна. 1952.
      Дворовый флигель дома Лепена, где жил Гоголь в 1833-1836 гг. Автолитография Э.Б. Бернштейна. 1952.
      Дом И.-А. Иохима. Автолитография Э.Б. Бернштейна. 1952.
      Д.В. Веневитинов. Портрет работы П. Соколова. 1827.
      В.Ф. Одоевский. Фрагмент акварели А. Покровского. 1844.
      М.А. Максимович. Портрет работы неизвестного художника. 1840-е гг.
      М.П. Погодин. Литография с дагерротипа 1840-х гг.
      Дмитрий Веневитинов. Рисунок А.С. Пушкина. 1827.
      Н.В. Гоголь. Рисунок А.С. Пушкина. 1833.
      А.С. Пушкин. Рисунок Н.В. Гоголя. 1833.
      Академия художеств. Литография П. Александрова. 1825.
      Исаакиевский мост через Неву. Литография П. Александрова. 1825.
      А.Н. Мокрицкий. Автопортрет. Начало 1830-х гг.
      A. С. Данилевский. Рисунок Т. Шевченко. Начало 1840-х гг.
      Н.Я. Прокопович. Литография с дагерротипа 1840-х гг.
      Н.В. Кукольник. Фрагмент портрета работы К. Брюллова. 1836.
      Большой Каменный театр. Литография неизвестного художника. 1825.
      Александрийский театр. Автолитография А. Дюрана. Фигуры О. Раффэ. 1839.
      Ф. Шиллер. Фрагмент портрета работы А. Графа. Ок. 1793.
      И.В. Гете. Портрет работы О. Кипренского. 1823.
      Э.Т. А. Гофман. Портрет работы В. Хензеля, гравюра И. Пассини. 1821.
      B. Скотт. Фрагмент портрета работы Г. Реберна. 1822.
      А.Л. Шлецер. Гравюра А. Флорова по эстампу Рипенгаузена. Начало XIX в.
      И.Г. Гердер.
      К. Риттер.
      А. Гумбольдт. Гравюра с портрета работы И. Штилера. Начало XIX в.
      Тюрьма «Кингз Бенч» в Лондоне. Гравюра Дж. Гарнера по рисунку Т.-Х. Шеферда. 1829.
      Вокзал в Бирмингеме. Гравюра по рисунку Г. Харриса. 1820-е гг.
      Кельнский собор. Гравюра И. Поппеля с оригинала Л. Ланге. 1820-е гг.
      Страсбургский мюнстер. Гравюра неизвестного художника. 1830-е гг.
      Вид Миланского собора. Гравюра А. Бьязиоли с оригинала Кастеллини. 1820-е гг.
      Новая церковь в Хаггерстоне. Гравюра У. Дибла по рисунку Т.-Х. Шеферда. 1829.
      Лютеранская кирха на Невском проспекте (архитектор А. Брюллов; 1833-1835). Фрагмент обложки альманаха «Новоселье» (Ч.II. 1834).
      Образцы арабесок.
      Лист с набросками Н.В. Гоголя (РПД. Л.53).
      Начало статьи «О средних веках» и рисунки Н.В. Гоголя (РПД. Л.54).
      Предварительный план «Арабесок» (РМ. С.3).
      Вид на храм Тезея с Афинского акрополя. Гравюра Тома де Томона. Начало XIX в.
      Вид Колизея. Гравюра А. Парбони. 1824.
      Вид Московского Кремля. Художник И. Дациаро. 1840.
      Вид Пале-Рояля. Литография в «Записках русского офицера» Ф. Глинки (М., 1815-1816).
      Козак Мамай. Народная картинка. XVIII в.
      Богдан Хмельницкий. Гравюра Гондиуса. 1651.
      Вид Киево-Печерской лавры. Гравюра А. Афанасьева. 1839.
      Запорожские козаки. Гравюра XVIII в. (по изд. А. Ригельмана).
      Ян II Казимир. Парадный портрет. 1650-е гг.
      И.С. Мазепа. Гравюра А. Осипова. Начало 1700-х гг.
      Титульный лист первого издания «Арабесок».
.
.
  • Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки: Повести, изданные пасичником Рудым Паньком. [Doc- 278k] Сборник.
    (Харьков: Издательство «Прапор», 1982)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЧАСТЬ I:
      Предисловие
      Сорочинская ярмарка
      Вечер накануне Ивана Купала
      Майская ночь, или Утопленница
      Пропавшая грамота
      ЧАСТЬ II:
      Предисловие
      Ночь перед Рождеством
      Страшная месть
      Иван Федорович Шпонька и его тетушка
      Заколдованное место
.
.
  • Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий: Повести. [Djv-44.0M] Сборник. Художники Виталий и Людмила Лебедевы.
    (Хабаровск: Издательство РИОТИП, 1994)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ
      Часть первая
      Предисловие (5).
      Сорочинская ярмарка (10).
      Вечер накануне Ивана Купала (28).
      Майская ночь, или Утопленница (38).
      Пропавшая грамота (57).
      Часть вторая
      Предисловие (64).
      Ночь перед Рождеством (67).
      Страшная месть (95).
      Иван Федорович Шпонька и его тетушка (120).
      Заколдованное место (137).
      Примечания (143).
      Вий 147
      Две главы из малороссийской повести «Страшный кабан» (173).
      Гетьман (несколько глав из неоконченной повести) (181).
Аннотация издательства: В сборник классики русской литературы включены мистические произведения, пользующиеся широкой популярностью во всем мире.
.
  • Гоголь Н.В. Мертвые души. [Djv-14.2M] Поэма. Для восьмилетней и средней школы. Рисунки А. Лаптева. Оформление В. Максина.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1968. - Школьная библиотека)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      С. Машинский. О великой поэме Гоголя (3).
      ТОМ ПЕРВЫЙ
      Глава первая (25).
      Глава вторая (39).
      Глава третья (62).
      Глава четвертая (85).
      Глава пятая (115).
      Глава шестая (137).
      Глава седьмая (162).
      Глава восьмая (186).
      Глава девятая (212).
      Глава десятая (232).
      Глава одиннадцатая (253).
      ТОМ ВТОРОЙ
      Глава первая (286).
      Глава вторая (318).
      Глава третья (329).
      Глава четвертая (364).
      ‹Одна из заключительных глав› (382).
.
.
  • Гоголь Н.В. Мертвые души. (1842) [Doc- 562k] Поэма. Вступительная статья и комментарии В.А. Воропаева.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1988)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
Аннотация издательства: Настоящее издание одной из «вечных книг» русской и мировой литературы было подготовлено к 145-й годовщине со дня выхода в свет первого издания «Мертвых душ» (1842) и сопровождается специально подготовленным подробным историко-литературным и реальный комментарием, который ставит цель помочь современному читателю открыть для себя заново бессмертную поэму Гоголя, которую, по точному замечанию В.Г. Белинского, «читая... во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».
.
  • Гоголь Н.В. Миргород. [Djv- 7.1M] Вступительная статья Н. Филипповой. Иллюстрации художников А.П. Бубнова, Е.А. Кибрика, Кукрыниксы, М.О. Микешина. Гравировал Л. Быков.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1969. - Серия «Народная библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Я. Филиппова. «Миргород» (5).
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      Старосветские помещики (19).
      Тарас Бульба (43).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      Вий (155).
      Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (193).
.
.
  • Гоголь Н.В. Миргород. Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя. [Doc- 420k] Сборник.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1989)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.М. Гуминский. Повести, служащие продолжением...
      ЧАСТЬ I:
      Старосветские помещики. (1835) Повесть
      Тарас Бульба. (1835) Повесть
      ЧАСТЬ II:
      Вий. (1835) Повесть
      Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (1834) Повесть
.
.
  • Гоголь Н.В. Миргород. [Djv-17.8M] Издание подготовил В.Д. Денисов. Ответственный редактор В.М. Маркович. Научное издание.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2013. - Российская Академия наук. Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      Старосветские помещики (6).
      Тарас Бульба (25).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      Вий (80).
      Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (112).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана-Купала (155).
      ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ
      ‹Главы исторической повести› (169).
      Глава из исторического романа (189).
      ‹Кровавый 6андурист› (198).
      ‹«Мне нужно видеть полковника»› (205).
      СТАТЬИ. ЗАМЕТКИ. НАБРОСКИ
      Взгляд на составление Малороссии (208).
      О малороссийских песнях (217).
      Об издании Истории малороссийских казаков (224).
      ‹Размышления Мазепы› (225).
      ВАРИАНТЫ (227).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      В.Д. Денисов. Историческая проза Гоголя (251).
      Примечания (составитель В.Д. Денисов) (412).
      Источники текста (541).
      Список сокращений (543).
      Указатель имен и мифологических персонажей (550).
      Указатель географических и топографических названий (560).
      Список иллюстраций (565).
.
.
  • Гоголь Н.В. Петербургские повести. [Djv- 9.9M] Сборник. Художник С. Токарев.
    (Хабаровск: Книжное издание, 1984)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Невский проспект (7).
      Hoc 43
      Портрет (71).
      Шинель (127).
      Записки сумасшедшего (159).
      С. Бочаров. Петербургские повести Гоголя (179).
Аннотация издательства: Петербургские повести - такое название получил цикл повестей, написанных Гоголем в Петербурге. Эго «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».
.
  • Гоголь Н.В. Петербургские повести. [Djv- 5.0M] Издание подготовила О.Г. Дилакторская. Ответственный редактор С.А. Фомичев.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 1995. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Невский проспект (5).
      Нос (30).
      Портрет (49).
      Шинель (88).
      Записки сумасшедшего (110).
      ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ
      Невский проспект (126).
      Нос (152).
      Портрет (165).
      Шинель (194).
      Мелкие отрывки (204).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      О.Г. Дилакторская. Художественный мир петербургских повестей Н.В. Гоголя (207).
      Примечания (258).
.
.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 01. [Djv-11.8M] Ответственный редактор тома Е.Е. Дмитриева.
    (Москва: Издательство «Наука». ИМЛИ РАН, 2003)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (5).
      Ганц Кюхельгартен (25).
      Вечера на хуторе близ Диканьки (67).
      Приложение
      Опечатки (249).
      ‹«Я давно уже ничего не рассказывал вам...»› (250).
      Юношеские произведения (251).
      Непогода (253).
      ‹В альбом В.И. Любича-Романовича› (255).
      Классные сочинения
      О том, что требуется от критики (256).
      Изложить законные обряды апелляции... (257).
      В какое время делаются славяне известны... (257).
      Dubia
      ‹Акростих› (261).
      ‹Из поэмы «Россия под игом татар»› (261).
      Италия (261).
      Другие редакции (263).
      Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана-Купала (265).
      Черновые редакции (281).
      Варианты (523).
      Комментарий (559).
      О лингвистических принципах публикации гоголевских текстов (563).
      Способы воспроизведения рукописных и печатных текстов в разделах «Другие редакции», «Черновые редакции», «Варианты» (569).
      «Ганц Кюхельгартен» (571).
      «Вечера на хуторе близ Диканьки» (589).
      Приложение (849).
      Юношеские произведения (851).
      Условные сокращения (873).
      Именной указатель (900).
      Список иллюстраций (917).
.
.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 03. [Djv- 499k] Тексты подготовила A.B. Дерюгина. Комментарии подготовили: С.Г. Бочаров, A.B. Дерюгина. Ответственный редактор тома С.Г. Бочаров.
    (Москва: Издательство «Наука», 2009)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Арабески (5).
      Часть первая
      ‹Предисловие› (7).
      Скульптура, живопись и музыка (9).
      О Средних веках (14).
      Глава из исторического романа (24).
      О преподавании всеобщей истории (33).
      Портрет (46).
      Взгляд на составление Малороссии (81).
      Несколько слов о Пушкине (90).
      Об архитектуре нынешнего времени (97).
      Ал-Мамун (114).
      Часть вторая
      Жизнь (119).
      Шлецер, Миллер и Гердер (122).
      Невский проспект (126).
      О малороссийских песнях (156).
      Мысли о географии (163).
      Последний день Помпеи (171).
      Пленник (178).
      О движении народов в конце V века (183).
      Клочки из записок сумасшедшего (205).
      Произведения 1830-1834 гг. (223).
      Учитель (225).
      Успех посольства (231).
      Женщина (236).
      Борис Годунов. Поэма Пушкина (240).
      О поэзии Козлова (244).
      1834 (246).
      Кровавый бандурист (248).
      Отрывки и наброски (255).
      ‹Несколько глав из неоконченной повести› (257).
      ‹Мне нужно видеть полковника› (277).
      Страшная рука (280).
      ‹Фонарь умирал› (281).
      ‹Дождь был продолжительный› (283).
      ‹Рудокопов› (285).
      ‹На бесчисленных тысячах могил› (286).
      ‹Отрывок детской книги по географии› (287).
      Варианты (289).
      Комментарий (461).
      Условные сокращения (985).
      Список иллюстраций (997).
      Указатель имен (998).
.
.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 04. [Djv-11.5M] Ответственный редактор тома Ю.В. Манн.
    (Москва: Издательство «Наука». ИМЛИ РАН, 2003)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ревизор (5).
      Приложения к комедии «Ревизор» (87).
      Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору (89).
      Две сцены, выключенные как замедлявшие течение пиесы (94).
      Позднейшие приложения к «Ревизору» (99).
      Предуведомление (101).
      Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (104).
      (1. Начало второй редакции) (104).
      (2. Первая редакция) (105).
      Развязка Ревизора (112).
      (Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора») (124).
      Черновые редакции (131).
      Ревизор
      Первая черновая редакция (133).
      Черновые наброски ко второй редакции (221).
      Вторая редакция (240).
      (Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору) (343).
      (Предуведомление) (350).
      Первая черновая редакция (350).
      Вторая черновая редакция (353).
      Другие редакции (357).
      Редакция первого издания «Ревизора» (359).
      Из редакции второго издания «Ревизора» (433).
      Варианты (445).
      Комментарий (537).
      Условные сокращения (889).
      Список иллюстраций (896).
      Именной указатель (898).
.
.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 07. Книга 1. [Djv-11.3M] Ответственный редактор тома Ю.В. Манн.
    (Москва: Издательство «Наука». ИМЛИ РАН, 2012)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      МЕРТВЫЕ ДУШИ (5).
      Том первый (7).
      К ЧИТАТЕЛЮ ОТ СОЧИНИТЕЛЯ (Предисловие ко второму изданию «Мертвых душ») (233).
      ЧЕРНОВЫЕ РЕДАКЦИИ, НАБРОСКИ, ЗАМЕТКИ (237).
      Первая черновая редакция (239).
      Черновые автографы и наброски, относящиеся ко второй редакции (335).
      Черновые автографы и наброски, предшествующие нижнему слою первой авторизованной копии (335).
      Черновые наброски к верхнему слою первой авторизованной копии (424).
      Вторая редакция (441).
      Черновые наброски, относящиеся к третьей редакции (719).
      Черновые наброски к нижнему слою второй авторизованной копии (719).
      Черновые наброски к верхнему слою второй авторизованной копии (722).
      Черновые наброски к нижнему слою третьей авторизованной копии (729).
      Черновые наброски к верхнему слою третьей авторизованной копии (748).
      Черновые наброски к верхнему слою четвертой авторизованной копии (753).
      К 1-й части (757).
      Черновые наброски, написанные после издания первого тома «Мертвых душ» (760).
      (Размышления о героях «Мертвых душ») (793).
      ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ (797).
      Повесть о капитане Копейкине (цензурная редакция) (799).
.
.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 07. Книга 2. [Djv-12.4M] Ответственный редактор тома Ю.В. Манн.
    (Москва: Издательство «Наука». ИМЛИ РАН, 2012)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Мертвые души (5).
      ТОМ ПЕРВЫЙ (7).
      К ЧИТАТЕЛЮ ОТ СОЧИНИТЕЛЯ (Предисловие ко второму изданию «Мертвых душ») (233).
      ЧЕРНОВЫЕ РЕДАКЦИИ, НАБРОСКИ, ЗАМЕТКИ (237).
      Первая черновая редакция (239).
      Черновые автографы и наброски, относящиеся ко второй редакции (335).
      Черновые автографы и наброски, предшествующие нижнему слою первой авторизованной копии (335).
      Черновые наброски к верхнему слою первой авторизованной копии (424).
      Вторая редакция (441).
      Черновые наброски, относящиеся к третьей редакции (719).
      Черновые наброски к нижнему слою второй авторизованной копии (719).
      Черновые наброски к верхнему слою второй авторизованной копии (722).
      Черновые наброски к нижнему слою третьей авторизованной копии (729).
      Черновые наброски к верхнему слою третьей авторизованной копии (748).
      Черновые наброски к верхнему слою четвертой авторизованной копии (753).
      К 1-й части (757).
      Черновые наброски, написанные после издания первого тома «Мертвых душ» (760).
      (Размышления о героях «Мертвых душ») (793).
      ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ (797).
      Повесть о капитане Копейкине {цензурная редакция) (799).
      ВАРИАНТЫ (9).
      КОММЕНТАРИЙ (297).
      Условные сокращения (853).
      Список иллюстраций (861).
      Именной указатель (863).
.
.
  • Гоголь Н.В. Пьесы. [Djv- 5.3M] Сборник. Примечания Ю.В. Манна. Иллюстрации С.А. Алимова. Оформление художника С.В. Кузякова.
    (Москва: Издательство «Правда», 1983)
    Скан, обработка, формат Div: pohorsky, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ревизор (5).
      Женитьба (95).
      ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ И ОТДЕЛЬНЫЕ СЦЕНЫ
      Игроки (153).
      Утро делового человека (191).
      Тяжба (199).
      Лакейская (206).
      Отрывок (213).
      Театральный разъезд после представления новой комедии (226).
      Примечания Ю.В. Манна (261).
Аннотация издательства: В данное издание вошли пьесы Н.В. Гоголя (1809-1852): «Ревизор»,. «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены, в которых писатель представил длинную вереницу «современных характеров», раскрывающихся «не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме». Гоголевские персонажи неисчерпаемо глубоки, а некоторые из них - Хлестаков, Подколесин, Кочкарев - представляют собою великие художественные открытия.
.
  • Гоголь Н.В. Ревизор: Комедия в пяти действиях. [Djv- 8.5M] Издание десятое. Для средней школы. Вступительная статья, подбор материалов, историческая справка о постановках «Ревизора» и примечания Вл. Филиппова. Оформление Л. Селизарова.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1980. - Серия «Школьная библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Вл. Филиппов. «Ревизор» Н.В. Гоголя (5).
      РЕВИЗОР. Комедия в пяти действиях (25).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Н.В. Гоголь. Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору (111).
      Н.В. Гоголь. Предуведомление для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть «Ревизора» (117).
      ИЗ ПИСЕМ П.В. ГОГОЛЯ
      К М.С. Щепкину (125).
      К М.Н. Погодину (127).
      Вл. Филиппов. «Ревизор» на сцене (историческая справка) (129).
      И. Ильинский. Моя работа над ролью Хлестакова и городничего (136).
      ПРИМЕЧАНИЯ (150).
      ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ К РЕВИЗОРУ (159).
Аннотация издательства: Комедия «Ревизор» - непревзойденное произведение мировой драматургии, подлинный ее шедевр. Гоголь в этой комедии вывел на сцену русские характеры и вскрыл общественные пороки в социальные язвы, порожденные самодержавно-крепостническим строем: взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников.
.
  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. [Doc- 127k] Выборочно.
    (Москва: Издательство «Правда», 1984)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Вечера на хуторе близ Диканьки
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах. (1829) Поэма
      Гетьман. (1830-32) Роман (неокончен)
      Две главы из малороссийской повести «Страшный кабан». (1831)
.
.
  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. [Doc- 499k]
    (Москва: Издательство «Правда», 1984)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ПОВЕСТИ:
      Невский проспект. (1835)
      Нос. (1836)
      Портрет. (1835)
      Шинель. (1842)
      Коляска. (1836)
      Записки сумасшедшего. (1835)
      Рим (отрывок). (1842)
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Портрет ‹Редакция «Арабесок»›
      Ночи на вилле
      МЕЛКИЕ ОТРЫВКИ:
      Страшная рука
      ‹Фонарь умирал›
      ‹Дождь был продолжительный›
      ‹Рудокопов›
      ‹Семен Семенович Батюшек›
      ‹Девицы Чабловы›
      В.Г. Белинский. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)
.
.
  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Том 7. [Doc- 733k]
    (Москва: Издательство «Правда», 1984)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      РАННИЕ СТАТЬИ. (1831-1833):
      Женщина. ‹1831›
      Борис Годунов. Поэма Пушкина. ‹1831›
      О поэзии Козлова. ‹1831-1833›
      1834. ‹1833›
      СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА «АРАБЕСКИ». (1835):
      ‹Предисловие›. ‹1834-1835›
      Скульптура, живопись и музыка. (1831)
      О средних веках. ‹1834›
      О преподавании всеобщей истории. (1832)
      Взгляд на составление Малороссии. (1832)
      Несколько слов о Пушкине. (1832)
      Об архитектуре нынешнего времени. (1831)
      Ал-Мамун. ‹1834›
      Жизнь. (1831)
      Шлецер, Миллер и Гердер. (1832)
      О малороссийских песнях. (1833)
      Мысли о географии. (1829)
      Последний день Помпеи. (1834)
      О движении народов в конце V века. ‹1834›
      СТАТЬИ, НАПЕЧАТАННЫЕ В «СОВРЕМЕННИКЕ». (1836-1837):
      О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году. ‹1836›
      Петербургские записки 1836 года. ‹1836-1837›
      ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ. (1847):
      Предисловие. (1846)
      I. Завещание. (1845)
      II. Женщина в свете. (1846)
      III. Значение болезней. (1846)
      IV. О том, что такое слово
      V. Чтения русских поэтов перед публикою. (1843)
      VI. О помощи бедным. (1844)
      VII. Об Одиссее, переводимой Жуковским
      VIII. Несколько слов о нашей церкви и духовенстве
      IX. О том же
      X. О лиризме наших поэтов. (1846)
      XI. Споры. (1844)
      XII. Христианин идет вперед. (1846)
      XIII. Карамзин. (1846)
      XIV. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности. (1845)
      XV. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. (1844)
      XVI. Советы. (1846)
      XVII. Просвещение. (1846)
      XVIII. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». (1843-46)
      XIX. Нужно любить Россию. (1844)
      XX. Нужно проездиться по России. (1845)
      XXI. Что такое губернаторша. (1846)
      XXII. Русской помещик. (1846)
      XXIII. Исторический живописец Иванов. (1846)
      XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России. (1846)
      XXV. Сельский суд и расправа. (1845)
      XXVI. Страхи и ужасы России. (1846)
      XXVII. Близорукому приятелю. (1844)
      XXVIII. Занимающему важное место. (1845)
      XXIX. Чей удел на земле выше. (1845)
      XXX. Напутствие. (1846)
      XXXI. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность
      XXXII. Светлое воскресенье
      НЕ НАПЕЧАТАННОЕ ПРИ ЖИЗНИ ГОГОЛЯ. НЕЗАВЕРШЕННОЕ. (1840-е годы):
      ‹Заметка о Мериме›
      Учебная книга словесности для русского юношества
      О «Современнике». ‹1846›
      О сословиях в государстве
      ‹Авторская исповедь›. ‹1847›
      ПРИЛОЖЕНИЕ:
      Петербургская сцена в 1835-36 г. (1836)
      Ю. Манн. Гоголь - критик и публицист
.
.
  • Гоголь Н.В. Сочинения в двух томах. Том 1. Повести. [Djv-23.1M] Художник С. Бочаров.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1969)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ
      Часть первая
      Предисловие (5).
      Сорочинская ярмарка (11).
      Вечер накануне Ивана Купала (88).
      Майская ночь, или Утопленница (53).
      Пропавшая грамота (80).
      Часть вторая
      Предисловие (91).
      Ночь перед рождеством (96).
      Страшная месть (138).
      Иван Федорович Шпонька и его тетушка (175).
      Заколдованное место (199).
      МИРГОРОД
      Часть первая
      Старосветские помещики (209).
      Тарас Бульба (231).
      Часть вторая
      Вий (342).
      Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (379).
      ПОВЕСТИ
      Невский проспект (427).
      Нос (460).
      Портрет (485).
      Шинель (536).
      Коляска (566).
      Записки сумасшедшего (578).
      Рим (598).
.
.
  • Гоголь Н.В. Тарас Бульба. [Djv- 5.8M] Издание подготовили Е.И. Прохоров, Н.Л. Степанов. Ответственный редактор Я.Л. Степанов.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Тарас Бульба. Текст подготовлен Е.И. Прохоровым (3).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Тарас Бульба (редакция 1835 г.). Текст подготовлен Е.И. Прохоровым (97).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Н.Л. Степанов (153).
      «Тарас Бульба» в русской критике. Е.И. Прохоров (182).
      Исторические и фольклорные источники «Тараса Бульбы». (К творческой истории повести). Е.И. Прохоров (199).
      Библиография переводов «Тараса Бульбы» на иностранные языки. Б.Л. Кандель (218).
      Текстологические комментарии. Е.И. Прохоров (233).
      Примечания (252).
      Список иллюстраций (255).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ (вклейки):
      Н.В. Гоголь. Дагерротип (фрагмент). 1844 г. Рим (4-5).
      Автограф повести «Тарас Бульба», л.45 (уменьшено) Библиотека Академии наук УССР (240-241).
      Автограф повести «Тарас Бульба», л.45 об. (уменьшено) Библиотека Академии наук УССР (240-241).
      Автограф повести «Тарас Бульба», л.16 об. (уменьшено) Библиотека Академии наук УССР (240-241).
      Писарская копия повести «Тарас Бульба», л.36 об. (уменьшено) Гос. библиотека СССР им. В.Я. Ленина (240-241).
      Автолитографии художника Е.А. Кибрика.
.
.