Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Поль Анри Тири Гольбах 267k

(Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach)

(08.12.1723 - 21.06.1789)

Большая советская энциклопедия: Гольбах (Holbach) Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, - 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж. Д'Аламбер, Ж.Л. Бюффон, Ж.А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и Ж.Ж. Руссо. Главное сочинение - «Система природы» (1770, рус. перевод 1924 и 1940).
Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы которого Г. сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчиненной ее законам, Г. отрицал свободу воли. Г. последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка.
Г. критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлеченное понятие человеческой природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеческого общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Осуществления «царства разума» Г. ожидал в результате появления просвещенного монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу. В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определенную роль в идейной подготовке утопического социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 издание, т.2, с.147-48).
Г. принадлежат написанные в духе буржуазного просветительства остроумные атеистические произведения. Из-за преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно, и, как правило, за пределами Франции.
.
. «поль анри тири гольбах» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
  • Гольбах П.А. Галерея святых. (Le table au des saints) [Djv- 8.5M] Автор: Поль Гольбах (Paul Holbach). Предисловие Б. Богданова.
    (Москва: ОГИЗ: ГАИЗ, 1937. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Ваня, 2018
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Б. Богданов - Гольбах - воинствующий атеист XVIII века (5).
      Предисловие (27).
      Часть первая. СВЯТЫЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ ИУДАИЗМА И ВЕТХОГО ЗАВЕТА
      Глава I. Святость Моисея и Ветхозаветных патриархов. Авраам, Яков, Иосиф (44).
      Глава II. Герои и судьи Израиля: Кисус Навин, Яиль, Иевфай, Аод, Самсон и др. (54).
      Глава III. Святые пророки и жрецы Израиля: Самуил, Давид (60).
      Глава IV. Святость других пророков: Ахия, Илия, Елисей и пр. (67).
      Глава V. Писания пророческие: Исайя, Иезекииль, Иеремия, Иона и пр. (73).
      Глава VI. Размышление о нравах евреев древних и современных (79).
      Часть вторая. ХРИСТИАНСКИЕ, ИЛИ НОВОЗАВЕТНЫЕ, СВЯТЫЕ
      Глава I. О деве Марии. Святость Иисуса Христа и его учения (87).
      Глава II. Святость апостолов и их политика. Их ученики и писания. Нравы первых христиан (98).
      Глава III. Мученики, естественные причины их мужества. Характер и политика первых пастырей церкви. Разбор вопроса, служит ли мученичество доказательством истины (113).
      Глава IV. Мужи апостольские и церковные учители в эпоху язычества (136).
      Глава V. Отцы церкви при христианских императорах: св. Афанасий, Василий, Златоуст, Кирилл, Августин, Иероним, Григорий Великий (145).
      Глава VI. Святость епископов и соборов. Картина священной христианской иерархии (173).
      Глава VII. Святость пап, или римских епископов, политика святого престола. Средства, какими пользовались папы, чтобы достигнуть мирового господства. Реформация (191).
      Глава VIII. Святость средств, какие применяли христианские государи, чтобы утвердить и поддержать христианскую религию (214).
      Глава IX. Отшельники, анахореты, кающиеся и монахи, которых церковь относит к числу святых. Картина монашества. Братья-проповедники, братья-минориты, иезуиты и пр. (241).
      Глава X и последняя. Размышления о набожности, или рассмотрение влияния, какое христианская религия оказывает на нравы людей (265).
      Заключение (302).
      Примечания (305).
Аннотация издательства: «Галерея святых» - одно из наиболее значительных произведений Гольбаха, направленных против религии и церкви. Автор проводит перед читателями всех действительных и вымышленных «героев» ветхого и нового завета, «святых» и «отцов церкви», вскрывает истинное лицо насильников, обманщиков, фанатиков и показывает, какой вред их учение и деятельность приносили и приносят обществу.
  • Гольбах П.А. Письма к Евгении. Здравый смысл. [Djv-25.6M] Автор: Поль Гольбах (Paul Holbach). Редакция и статья Ю.Я. Когана. Ответственный редактор Х.Н. Момджян.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1956. - Академия наук СССР. Институт истории. Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv: Давид Степанов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Атеизм Гольбаха, статья Ю.Я. Когана
      Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков, перевод М.К. Баранович (49).
      Предуведомление (51).
      Письмо первое. Об источниках веры. Причины, побуждающие к критике религии (55).
      Письмо второе. Представления о божестве, которые дает нам религия (73).
      Письмо третье. Разбор священного писания; о политике христианской церкви и о доказательствах, на которых основывается христианство (85).
      Письмо четвертое. Об основных догмах христианской религии (103).
      Письмо пятое. О бессмертии души и о догме загробной жизни (114).
      Письмо шестое. О христианских таинствах, религиозных обрядах и церемониях (131).
      Письмо седьмое. О правилах благочестия; о молитвах и об умерщвлении плоти (141).
      Письмо восьмое. О евангельских добродетелях и о христианском совершенствовании (153).
      Письмо девятое. О преимуществах, которые может почерпнуть в религии правительство (172).
      Письмо десятое. О преимуществах, доставляемых религией тем, кто ее исповедует (191).
      Письмо одиннадцатое. О человеческой, или естественной, морали (207).
      Письмо двенадцатое. О терпимости к различным воззрениям людей (223).
      Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным, перевод М.К. Баранович (243).
      Примечания (435).
Из вступительной статьи: Атеистические произведения Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей-материалистов XVIII века, принадлежат к лучшим достижениям атеизма прошлого. Созданные почти два столетия назад, они не отошли в разряд тех литературно-философских памятников, которые интересуют уже лишь узкий круг специалистов. Несмотря на то, что научная критика религии с тех пор продвинулась далеко вперед, произведения эти, исполненные страстной ненависти к суевериям, могут еще и в наши дни успешно служить благородному делу, которому отдал свой незаурядный талант их автор, - освобождению человеческого сознания от мертвящих религиозных идей...
.