«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Жидков Герман Васильевич

Герман Васильевич Жидков 174k

-

(13.08.1903 - 29.01.1953)

...историк искусства, музеевед, первый директор Государственного музея Палехского искусства.
Учился на факультете общественных наук МГУ (1919-1922). Ученик А.И. Некрасова и А.А. Сидорова.
Профессор (1940, без защиты диссертации). Профессор кафедры русского искусствознания филологического факультета (1942-1950).
В сфере научных интересов история древнерусского, русского и советского искусства, музееведение.
Административная деятельность: 8 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об организации в пос. Палех (Ивановская обл.), славившимся в допетровские времена искусными иконописцами, «Музея древней живописи».
«Профессор ‹факультета общественных наук› Юрий Владимирович Сергиевский, игравший в то время большую роль в музейном отделе Наркомпроса, сказал мне однажды: «Мы организовываем художественный музей в Палехе. Как Вы думаете, подошел бы для этой цели Жидков?» Я тотчас же передал это Герману Васильевичу, и он выехал в Палех для ознакомления с делом. Назначение Жидкова было на редкость удачным и абсолютно отвечавшим его характеру. Будучи видным исследователем древнерусского искусства, Герман Васильевич уже в те годы занимался народно-прикладным искусством и понимал его прелесть. Следовательно, он бесспорно мог принести пользу в организации музея в Палехе, тем более, что его влекло уже музейное дело, которое он любил и глубоко понимал. Лучшим доказательством тому несколько позднее явилась плодотворнейшая деятельность Германа Васильевича на посту заместителя директора по научной части Третьяковской галереи. Наконец, следует отметить подлинный организаторско-административный талант Жидкова, который, я бы сказал, был каким-то врожденным его свойством», - вспоминал профессор-искусствовед В.В. Павлов, выпускник этнологического факультета (1929).
Еще до открытия, состоявшегося 13 марта 1935 г., Музей древней живописи был переименован в Государственный музей Палехского искусства (ГМПИ). В создании его уникальной коллекции значительная роль принадлежала первому директору ГМПИ Г.В. Жидкову (1934-1938). Основой музея стали 62 произведения, купленные в декабре 1934 г. у Артели древней живописи / Палехского товарищества художников. Сама артель была организована в 1924 г. по инициативе группы талантливых иконописцев (И.И. Голикова, И.М. Баканова, И.И. Зубкова, И.П. Вакурова) при поддержке искусствоведа и профессора факультета общественных наук А.В. Бакушинского. Эта дата считается днем рождения нового вида искусства - палехской лаковой миниатюры. Темы современных произведений - излюбленные в фольклоре мотивы крестьянского труда, хороводы, тройки, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины.
В новых творческих условиях Г.В. Жидков предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. При этом его сотрудники являлись консультантами в процессе создания работ. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К. Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д. Вакурова «Емельян Пугачев», шкатулка В.М. Салабанова «Чичиков у Коробочки».
Но большая часть работ, написанных палешанами в середине 1930-х гг., посвящена произведениям А.С. Пушкина. Лучшие среди них - пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И. Зубкова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В. Котухина, шкатулки «Сказка о Золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М. Баканова, «Три чуда» И.В. Маркичева, «Бесы» И.П. Вакурова, «Каменный гость» С.Д. Солонина. В 1937 г. к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина директор музея опубликовал прекрасно иллюстрированное издание «Пушкин в искусстве Палеха». Книга Г.В. Жидкова показывала те пути, по которым пушкинские произведения, сначала фольклорные и народно-эпические, а затем драматические и другие, проникали в своеобразное творчество Палеха, устанавливала новые связи его творчества с народным искусством.
В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» - от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.
Первая музейная выставка, посвященная 10-летию искусства Палеха, представляла 540 экспонатов и занимала 4 комнаты. За 4 года директорства Г.В. Жидкова коллекции выросли до 1500 единиц. Для музея было построено специальное здание, а в 1936 г. передан Крестовоздвиженский храм, в котором разместился раздел древней живописи, хранящий образцы палехской иконописи с XVII в. Из семьи потомственных иконописцев происходил П.Д. Корин, дом-музей которого считается самой старой деревянной постройкой в Палехе (конец 1860-х - начало 1870-х гг.). П.Д. Кориным создано огромное мозаичное панно в Актовом зале Главного здания МГУ на Ленинских / Воробьевых горах.
.
герман васильевич жидков на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Жидков Герман Васильевич
  • Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. [Djv-14.9M] [Pdf-13.9M] Автор: Герман Васильевич Жидков. В оформлении настоящего издания принимали участие следующие художники Палеха, выполнившие: И.И. Зубков - рисунки переплета и заставок к главе I и к «Примечаниям»; А.В. Котухин - рисунок заставки к главе II; А.А. Дыдыкин - рисунок Заставки к главе III; И.И. Голиков - рисунок заставки к главе IV; Ф.А. Каурцев - рисунок заставки к главе V; П.Д. Баженов - рисунок заставки к главе VI; Д.Н. Буторин - рисунок заставки к главе VII. Большинство фоторабот - М.П. Гальперина.
    (Москва - Ленинград: ОГИЗ: Государственное издательство изобразительных искусств (Изогиз), 1937)
    Скан, обработка, формат Djv, Pdf: xyz, 2020
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Глава первая. Палех и Пушкин (7).
      Глава вторая. Сказки (35).
      Глава третья. Поэмы (81).
      Глава четвертая. Малые стихотворные жанры (105).
      Глава пятая. Проза (121).
      Глава шестая. Театр (129).
      Глава седьмая. Образ Пушкина в творчестве художников Палеха (139).
      Примечания (153).
      Список иллюстраций (162).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      1. И.И. Голиков, «Сказка о рыбаке и рыбке», 1925 г. Шкатулка из папье-маше, 13,5x9,5 см. Музей при Научно-исследовательском институте художественно-кустарной промышленности в Москве. (40-41).
      2. И.И. Зубков, «Сказка о рыбаке и рыбке», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20x5 (выс.) см. Местонахождение неизвестно (40-41).
      3. И.И. Зубков, «Сказка о царе Салтане», 1926 г. Очешник из папье-маше, 13,5x2,5x4 см. Государственный Музей палехского искусства (47).
      4. И.П. Вакуров, «Сказка о царе Салтане» («Охота Гвидона»). Блюдо из папье-маше. Местонахождение неизвестно (48-49).
      5. И.В. Маркичев, «Сказка о царе Салтане» («Три девицы под окном...»), 1932 г. Шкатулка из папье-маше, 13x9x3 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (48-49).
      6. П.Д. Баженов, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 17x9x5 (выс.) см. Ивановский обл. музей (50-51).
      7. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане» («33 богатыря»). Шкатулка из папье-маше, 18x11 см. Местонахождение неизвестно (50-51).
      8. И.В. Маркичев, «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»), 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства. (54-55).
      9. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, крышка, 27x20x10 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (54-55).
      10. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, боковая стенка. Государственный Музей палехского искусства (58).
      11. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, боковая стенка. Государственный Музей палехского искусства (59).
      12. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, боковая стенка. Государственный Музей палехского искусства. (60).
      13. А.В. Котухин, «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, боковая стенка. Государственный Музей палехского искусства (61).
      14. И.М. Баканов, «Сказка о золотом петушке», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (66-67).
      15. А.И. Ватагин, «Сказка о золотом петушке», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20,5x10 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (66-67).
      16. И.М. Баканов, «Сказка о мертвой царевне», 1934 г. Эскиз росписи дверных филенок. 62x41 см. Государственный Музей палехского искусства (2-3).
      17. Д.Н. Буторин, «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1935/36 г. Книжная иллюстрация для издательства «Academia» (70-71).
      18. И.И. Голиков, «Сказка о царе Салтане» («Три девицы под окном...»), 1933 г. Книжная иллюстрация. Размер пластинки из папье-маше - 36x26 см, изображения - 25,5x16,5 см. Государственный Музей палехского искусства (70-71).
      19. И.И. Голиков, «Сказка о царе Салтане» («33 богатыря»), 1933 г. Книжная иллюстрация. Размер пластинки из папье-маше - 36x26 см, изображения - 25,5x16,5 см. Государственный Музей палехского искусства (80-81).
      20. И.М. Баканов, «Сказка о мертвой царевне», 1935/36 г. Книжная иллюстрация для издательства «Academia». (80-81).
      21. Д.Н. Буторин, «Руслан и Людмила» («У лукоморья...»), 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 16,5x11x4 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (88-89).
      22. В.В. Котухин, «Руслан и Людмила» («Бой Руслана с Рогдаем»), 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 15x9x4.5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (88-89).
      33. А.А. Дыдыкин, «Руслан и Людмила) («Ратмир у стен волшебного замка»), 1933 г. Шкатулка из папье-маше, 21,5x17,5x4 (выс.) см. Государственная Третьяковская галлерея (90-91).
      24. И.М. Баканов, «Руслан и Людмила» («На склоне темных берегов...»), 1933 г. Шкатулка из папье-маше, 17,5x9x4 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (90-91).
      25. П.Д. Баженов, «Цыганы», 1931 г. Шкатулка из папье-маше. Местонахождение неизвестно. (94-95).
      26. И.М. Баканов, «Бахчисарайский фонтан», 1931 г. Шкатулка из папье-маше, 21x17x4 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства. (94-95).
      27. Д.М. Турин, «Граф Нулин», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x9,5x8 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (98).
      28. И.И. Зубков, «Полтава», 1930 г. Круглая коробка из папье-маше. Местонахождение неизвестно (100).
      29. С.Д. Солонин, «Евгений Онегин», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 15x9x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (104-105).
      30. А.И. Ватагин, «Воевода». Шкатулка из папье-маше. Музей при Научно-исследовательском институте художественно-кустарной промышленности в Москве (104-105).
      31. А.С. Баранов, Копия с работы И.И. Голикова «Бесы», 1930 г. Шкатулка из папье-маше, 13,5x11.5x5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (112-113).
      32. А.В. Чикурин, «Под вечер осени ненастной...», 1933 г. Шкатулка из папье-маше, 13,5x9,5x3,5 см. Государственный Музей палехского искусства (112-113).
      33. А.С. Баранов, «Буря», 1934 г. Овальная коробка из папье-маше, 18,5x9,5x3,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (114-115).
      34. И.В. Маркичев, «Буря». Рисунок. Собственность художника. (113).
      35. Т.П. Лятов, «К морю», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 14,5x9x3,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (114-115).
      36. А.С. Баранов, «Кавказ», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 18x12x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (118-119).
      37. Н.А. Коровайков, «Блаженство», 1936 г. Шкатулка из папье-маше, 17x11x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (118-119).
      38. П.Л. Парилов, «Подражание древним», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 14x9x3,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (120-121).
      39. Ф.А. Каурцев, «Станционный смотритель», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 15x9x5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (120-121).
      40. П.Л. Парилов, «Египетские ночи», 1933 г. Шкатулка из папье-маше, 18x11x4,5 (выс.) см. Государственный Третьяковская галлерея (128-129).
      41. И.И. Зубков, «Русалка», 1932 г. Шкатулка из папье-маше, 10x9x2,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (128-129).
      42. И.И. Голиков, «Борис Годунов». Пластинка из папье-маше, 35,5x20,5 см. Государственный Музей палехского искусства (138-139).
      43. С.Д. Солонин, «Каменный гость», 1936 г. Шкатулка из папье-маше, 33,5x15,5x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (136).
      44. М.И. Сперанский, «Скупой рыцарь», 1936 г. Рисунок, 29,5x20,5. Собственность Г.В. Жидкова. (137).
      45. И.К. Мызников, «Пушкин», 1935 г. Пластинка из папье-маше, 26x18 см. Государственный Музей палехского искусства (138-139).
      46. И.М. Баканов, «С порога хижины моей...», 1933 г. Шкатулка из папье-маше, 18x14x5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (142-143).
      47. И.П. Бакуров, «Бесы», 1935 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20x4.5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (142-143).
      48. Д.Н. Буторин, «Пушкин в селе Михайловском», 1934 г. Шкатулка из папье-маше, 27x20x4,5 (выс.) см. Государственный Музей палехского искусства (150-151).
      49. Д.Н. Буторин, «Пушкин в селе Михайловском», 1934 г. Рисунок. Государственный Музей палехского искусства. (151).
Аннотация издательства: Книга Г.Б. Жидкова «Пушкин в искусстве Палеха» показывает те пути, по которым пушкинские произведения, сперва фольклорные и народно-эпические, а затем драматические и другие, проникали в своеобразное творчество палешан. Чрезвычайно интересно выявляется в этой книге и влияние пушкинской тематики на рост и углубление палехского мастерства.
Книга является ценным вкладом в литературу о Пушкине, устанавливая новые связи его творчества с народным искусством.
Обилие иллюстраций помогает читателю наглядно знакомиться с анализируемыми произведениями палешан.